Бизнес-тренд: геймификация
Если раньше бизнес-сообщество скептически относилось к играм, то теперь компании активно осваивают геймификацию. Несколько примеров того, как игры шагают по всем фронтам и внедряются в нашу жизнь.
Как известно педагогам, дети обучаются трудным вещам легче, если представить эти вещи в виде игры, соревнования, поиска «сокровищ» и т. д. Ещё до недавнего времени бизнес-сообщество было «ригидным и фригидным» – оно считало, что дети – это дети, а взрослые – это взрослые. Поэтому – то, что позволено и даже прописано детям, взрослым непозволительно и если они этого продолжают хотеть, то этот факт является симптомом той или иной неполноценности.
Такой подход к взрослой жизни привёл к неврозам и кризису, в том числе и финансовому. потому что когда человек становится болен духом, все дела у него тоже портятся. Разумеется, взрослым позволяли играть, но только во взрослые игры, в строго отведённом месте и в строго отведённое время. Поработал? А теперь в паб – кидай дартс. А если ты богач – поезжай в гольф-клуб, клюшкой маши. Трудовая серьёзная деятельность в форме игры была позволена только детям, да и то лишь младшеклассникам.
Но вскоре мир изменился. Он не мог не измениться, иначе бы он просто погиб. И вот взрослым разрешили быть детьми. Более того, им сказали, что если они не «будут как дети», то они не только не «войдут в Царствие Божие», они просто не справятся с этой жизнью в современном, земном мире. Не решат ни одной бизнес-задачи, к примеру… Эту тоску взрослого мира по детству мы уже как-то описывали в материале про детский сад для взрослых.
Так что бизнес осваивает геймификацию. Геймификация во-первых наводит порядок внутри самой фирмы – становится легче дышать и работать в таком коллективе. А во-вторых, всевозможные квесты и челленджи очень нравятся клиентам, так как они стимулируют продажи и повышают лояльность к бренду (например, сегодня популярна игрофикация аккаунтов в «Инстаграме». Вот так: судьба играет человеком, а человек играет на трубе…
Ранее мы уже писали о тренде игрофикация — по сути, это то же самое, что и геймификация. Но если тогда мы говорили об отличиях этого тренда от такого понятия как игромания (на тот момент понятия “игрофикация” и “игромания” часто путались) а примеры касались процесса воспитания и обучения детей, то теперь приведем примеры геймификации и во взрослом мире.
Звездные войны в компании Yota
Оператор сотовой связи, компания Yota, один из своих самых ярких корпоративных проектов провела по игре “Звёздные войны”. Игра прошла в 2015 году и называлась Yota Star Wars. В эту игру, цель которой была в повышении продаж, играли все сотрудники. Они представили себя персонажами саги, которые летают в космосе и борются против зла. Если на Светлой Стороне играли продажники, то на Темной стороне выступили три уровня “зла”: Звезды смерти — план по компании, Имперский флот — план по макрорегиону, и штурмовики — план по торговой точке.
Все привычные действия сотрудников трактовались с позиции игры. Например, чтобы зарядить аккумулятор космолёта, группа бойцов Света должна была продать один модем клиенту. А чтобы выстрелить по врагу из лазерной пушки, команда должна была продать клиенту одну сим-карту.
Это напоминает геймификацию при кормлении капризного ребёнка. Если ты съешь котлету, то твой герой найдёт в лесу меч-кладенец. А если ты доешь суп, то к нему прибежит из чащи его верный богатырский конь, которого он потерял на предыдущем уровне.
Коктейль-бар в стиле Алькатраса
В заливе Сан-Франциско есть один примечательный остров и называется он Рок или Алькатрас. На этом острове находится маяк и известнейшая в мире тюрьма. Когда-то она была самой охраняемой в мире тюрьмой, а теперь не функционирует. На остров ездят туристы – посмотреть на заброшенную тюрьму.
По сходству со словом Alcatraz и был создан в Лондоне временный коктейль-бар, который назвали – Alcotraz. За 30 фунтов стерлингов вам выдадут знаменитую оранжевую форму и предложат отведать тюремный паёк. Ну а к нему – четыре коктейля. Вся экскурсия в паб («часы посещения») будет длится один час сорок пять минут.
Лондонцы любят коктейли, но чтобы простимулировать поход лондонцев именно в ваш бар – нужно как следует постараться. Людям нравится эта военная тюрьма, которая позже стала тюрьмой для содержания особо опасных преступников и лиц, ранее совершавших успешные побеги из других мест лишения свободы. Про Алькатрас сняли даже фильм и не один – три художественных и много документальных. В Алькатрасе сидел Аль Капоне. Из него бежали. Но главное, чтобы не бежали из бара Alcotraz!
Геймификация и фастфуд
Сеть фаст-фуд питания под названием Schlotzsky – это знаменитые «бутерброды от Шлоцкого», фирменные узнаваемые бутерброды, которые когда-то приготовил для американцев эмигрант с русской фамилией, чем и прославил своё имя. Эти закусочные – стильные, назвать их «фастфудом» язык не поворачивается (не назовёте же вы фастфудом парижский рогалик), а находится штаб-квартира сети ресторанов «Шлоцкий» в Атланте, США.
Эта сеть тоже недавно запустила геймификацию – для поднятия продаж. Ведь фастфуда в Америке много. Почти всё, что есть в Америке – это фастфуд, так что надо отстраиваться от конкурентов, весело играя с покупателями!
В какие же игры играет Шлоцкий с поедателями своих сэндвичей? Например, в игру под названием Stackin ‘the Original Stacking с падающими с неба ингредиентами, которые нужно собрать в единый бургер.
Использует Шлоцкий также и «покерную» игру под названием Scratch & Match, основываясь на её принципах. Достижения в играх, как можно догадаться, в дальнейшем можно обменять на реальные вознаграждения в ресторане.
Командообразование и игра в пинг-понг
Тимбилдинг как только не издевается над работниками отделов. То в горы с палатками их тащит, то заставляет неделями ходить по лесу вслепую, то ползать под верёвками – сами знаете. Но совершенно не обязательно перегибать палку! На этом зловещем фоне игра в пинг-понг для сплочения сотрудников выглядит как глоток свежего воздуха.
“Ну наконец-то из меня не будут делать ниндзю, заставлять падать на руки людей, которым до меня дела нет, и я это точно знаю – я ведь не сумасшедший…” Так что играем в пинг-понг, – это весело, приятно и безопасно. И главное, ты не чувствуешь себя дебилом…
Фишка в том, что даже пинг-понг можно преподнести и организовать как нечто особенное, неординарное. Одна британская компания предлагает всем фирмам тимбилдинг нового образца – и называется эта компания Ping-Pong Fight Club. Компанию вдохновил культовый фильм «Бойцовский клуб», это заметно и по её названию.
Сотрудникам фирм предлагается кроме стола для пинг-понга – диджей, пиво марки Циндао (Tsingtao) и место встречи в каком-нибудь заброшенном индустриальном помещении – чтобы всё было как в кино. Собственно, никакого специального тимбилдинга фирма не предлагает. Она просто позволяет людям расслабиться и поиграть. А уж сплотятся они и сами, без хитрой помощи псевдотренеров.
Как геймификация стимулирует привычку читать книги
Не всё же стимулировать одни только продажи, да более качественную работу сотрудников! Надо же показать себя и с интеллигентной стороны, иначе геймификация скоро начнёт вызывать у людей раздражение как откровенно коммерческий, маркетинговый инструмент.
А геймификация может многое. Вспомнив о педагогике – колыбели геймификации, британская компания OverDrive, которая обеспечивает электронными книгами и учебниками британские школы и библиотеки, решила премировать детей за чтение, а также внесла элемент интерактива в сам процесс чтения.
Британцы использовали популярную среди детей и подростков Англии игру под названием Fortnite. Это онлайн-игра на выживание в мире, где орудуют зомби. Говорят, что игра очень аддиктивна, а теперь она служит и благой цели – развитию любви к чтению книг. Теперь фирменное приложение Sora использует элементы из этой игры, чтобы сделать чтение более похожим на игровой опыт или просмотр Netflix. Например, в приложении применяются значки и награды за прочтение книг до конца.
Покемоны и геймификация
Иногда для привлечения людей в свой бизнес достаточно сыграть на ассоциациях с популярными играми. Еще не забыли про покемонов и ажиотаж вокруг их ловли? А как этим ажиотажам пользовались компании? Abell Pest Control – это канадская компания из Квебека. Во время покемономании она начала набирать новых сотрудников на работу, используя известную игру – Pokémon GO.
Компания занимается борьбой с вредителями (такими как термиты и гусеницы), а также – грызунами, переносчиками чумы и других опасных болезней. В общем, дезинсекция и дератизация… Работать в такой компании “просто так” было бы невыносимо для самооценки, и вы бы скоро почувствовали себя каким-то Дуремаром, который ходит по помойкам и ловит крыс, тогда как другие «белые» люди занимаются более чистой работой. Но в компании поняли, что ловец покемонов, в общем-то, мало чем отличается от борца с вредителями — он тоже перемещается с места на место и ловит всякую “дрянь”. Поэтому работа по привлечению новых сотрудников в период помешательства с покемонами была усилена.
Напомним, что в игре игроки также могут использовать специальные приманки, которые делают реальное местоположение более привлекательным для покемонов. Поэтому компания Abell купила 100 таких приманок и использовала их для притягивания потенциальных сотрудников. Также информация о вакансии была размещена на досках объявлений Pokémon Go, Reddit и в социальных сетях, а встреченным игрокам раздавались подарочные карты для iTunes и магазина Google Play.
Геймификация и психология
Приблизиться к человеку с помощью игры сегодня всеми силами старается психология и консультационный бизнес. Долой кабинетную скуку и сверлящий взгляд в очках профессора! Долой унылые и однообразные тренинги с маркерами и планшетами! Сегодня изгнанием тараканов из головы и поиском идей для развития компаний можно заниматься в комфортной обстановке и в веселой компании.
Популярность трансформационных игр (т-игр), после прохождения которых человек чувствует положительные изменения в жизни, сделало востребованной такую профессию, как игропрактик. Особой популярностью пользуются настольные психологические игры, в тренде — напольные пространственные, на подходе — психологические квесты в виртуальной реальности.
Бизнес на проведении психологических и т-игр актуален, в первую очередь, в крупных городах с обилием крупных компаний и корпоративных “денежных” клиентов. Однако учитывая тенденцию всеобщего перехода в онлайн, местонахождение игропрактиков на поверхности земного шара имеет все меньшее значение.
Геймифицированный дизайн
Nanoleaf Aurora – это дорогой бренд, который производит умные светильники и световые потолки, да ещё и дизайнерские – то есть, имеющие художественную ценность. Nanoleaf Aurora теперь решила добавить в свою умную технику не только художества, но и игру – детскость.
Много ли радости, когда твой светильник просто дорогой, передовой, умный и красивый? Как и человек, он должен быть ещё и весёлый – чтобы с ним было не скучно, чтобы с ним можно было поиграть, чтобы с ним ты чувствовал себя если не ребёнком, то вечно молодым с «весной» в душе.
Что же может делать умный световой потолок? Он может синхронизироваться с вашей музыкой, изображать гром и молнию на ночном небе, звёзды и планеты, дождь и ливень, горящий огонь и многое другое.
Он как волшебный китайский фонарь – показывает вам различные картинки под музыку, если вы того пожелаете. Вот такие игры придумал бренд умных премиальных светильников и световых панелей Nanoleaf Aurora. Как видите, ум и высокая стоимость – это ещё не всё: ни для человека, ни для техники. Нужна «живинка». А её даст только игра – геймификация всего, чем ты занят.