Производство искусственных покрытий для зимних видов спорта
* В расчетах используются средние данные по России
Искусственные покрытия для зимних видов спорта — вещь распространенная на Западе и еще довольно редкая для России, где освоение этого рынка, пожалуй, только начинается. Речь идет не о создании искусственного снега, а о еще более инновационной технологии — щеточных покрытиях, которые имитируют характеристики снега и позволяют проводить тренировки 365 дней в году. Область их применения постоянно расширяется: от горнолыжного спорта и беговых лыж до сноуборда, тюбинга, джиббинга, прыжков в воду с горки и так далее.
Из истории искусственных покрытий
Начнем с того, что искусственные покрытия были придуманы еще в середине 20-го века. В 1952 году первыми в этой области стали предприимчивые англичане, которые до сих пор лидируют по количеству комплексов с искусственными покрытиями. Самым первым материалом для покрытий стал дендикс (Dendix). Для его создания использовались отходы щеточной продукции, которые наносились на металлическую сетку. Обустройство трасс и склонов представляло собой выстилание матами. Несмотря на свои возможности скольжения, у дендикса имелся ряд недостатков. К примеру, покрытие вышло довольно жестким и травмоопасным, из-за чего требовались идеально ровная поверхность и защита кожи от падений.
В дальнейшем искусственные виды покрытий постоянно совершенствовались. В частности, для их создания стал использоваться пластик. Настоящую эволюцию ячеистых матовых материалов произвел Neveplast, который был одобрен Международной федерацией лыжного спорта для проведения лыжных гонок в бесснежное время. Вскоре решетку стали заменять ковровыми материалами. С помощью таких покрытий спортсмены получили возможность создавать, например, могульные трассы и трамплины для фристайлеров. С каждым годом свойства покрытий все больше приближаются к свойствам снега, требуя все меньше хлопот с обслуживанием. Например, сегодня ведущие производители заявляют, что для обслуживания их трасс не требуется регулярный полив водой для обеспечения лучшего скольжения.
В чем преимущество?
Основное преимущество, которое дают искусственные покрытия — это возможность заниматься зимними видами спорта круглый год. Летом спортсмены могут не тратиться на переезды и перелеты в горнолыжные зоны и курорты. Имея такую трассу, можно без проблем поддерживать физическую форму в период межсезонья. Зимой же щеточные покрытия способны сохранять снежный покров на уровне, который необходим для катания. Кроме того, в период таяния снега спортивному инвентарю не угрожают повреждения.
Во-вторых, использование искусственных материалов — это колоссальная экономия для покупателя. Исправно служить искусственный материал может до 10-15 лет и более. Он не требует постоянного оснежения и расходов на электричество, легко монтируется и демонтируется. Единственный расходный материал, который потребуется обязательно, — это смазка для лыж. Благодаря использованию специальных жидкостей можно увеличить скользящие свойства покрытия. Расходы на смазку не большие. К примеру, для тюбинговых трасс хватит всего 10 литров на каждые 100 кв. метров в год. В зависимости от качества полосы полив водой иногда все же требуется. Например, в жару покрытие имеет свойство смягчаться и несколько терять свои скользящие свойства. Однако в любом случае покупка искусственного покрытия служит бюджетной альтернативой возведению дорогостоящих крытых всесезонных комплексов, которые, к тому же, нужно обязательно дополнять заведениями общепита, гостиничными номерами, саунами и спа, для того, чтобы они приносили хорошую прибыль.
В-третьих, современные покрытия делают таким образом, чтобы они максимально прилегали к земле и были способны укладываться на любую поверхность, будь то трава, бетон, доски или земля. Это качество достигается за счет модульной конструкции, которая способна управлять поверхностью склонов и проявлять устойчивость к оползням. При этом для создания трасс зачастую не требуется дополнительного оборудования в виде победитовых наконечников, лыжероллеров, укладки и поддержки качественного асфальтового покрытия.
Естественно, даже самый качественный материал не заменит собой настоящего снега, однако свойства материала максимально к нему приближены. Скатывание на лыжах возможно даже при угле наклона 5 градусов. Преимущества покупатель может найти и с эстетической стороны. Обычно производители представляют клиентам целую гамму цветов на выбор. Среди наиболее ходовых является зеленый цвет, который гармонирует с пейзажем и внешне напоминает стриженный газон. Что же касается безопасности, то они довольно стандартны. При катании на искусственных горках требуется шлем, перчатки, защитный щиток для спины. Иногда для детей рекомендуют стелить мягкую полиуритановую подложку для амортизации при падении.
Как производить такой материал?
Если вы решили попробовать собственные силы в производстве искусственных покрытий, то вам, в первую очередь, стоит обратиться к опыту зарубежных и немногочисленных отечественных брендов. На сегодня на рынке существует несколько фирм, продукция которых является эталоном качества и пользуется популярностью во всем мире. Среди них выделяются итальянская компания Neveplast, американская AstroTurf, а также компании Snowflex, Skitrax и Dendix. Существует и более дешевый отечественный аналог — Snowplast, имеющий довольно положительные отзывы о качестве кантовки.
Главный вопрос, который встанет перед желающим наладить собственное производство заключается в том, как сделать коэффициент трения покрытия как можно ближе к снегу. Не секрет, что ключевой материал, который используют многие компании (например, компания Neveplast и отечественная Snowplast) — это пластик. Отечественный бренд Snowplast в качестве скользящей поверхности использует, например, сэвилен и полиэтилен, а также светостойкие красители и светостабилизаторы. Однако подробный состав и формулы «приготовления» искусственных покрытий никто из производителей подробно не разглашает. Однако кое-какую информацию для создания собственного продукта выяснить при желании можно. Для этого следует обратиться к патентам. Существуют целые патентные разделы, посвященные данной тематике. Это, например,
.
Если речь идет о создании действительно качественного материала, то скорее всего для налаживания производства потребуется помощь зарубежных специалистов и покупка высокотехнологичной производственной линии за многомиллионную сумму. Учитывая стоимость такой линии и затраты на развертывание предприятия стартовые затраты вряд ли уложатся в 20 млн. рублей. Произведенная вами продукция должна будет пройти сертификацию на соответствие нормативным требованиям ГОСТ. Зарекомендовавшие себя фирмы дают также гарантию на свой продукт в течение 2 или нескольких лет.
Кому и как продавать?
Свою продукцию производители покрытий сбывают в основном тем, кто так или иначе связан со спортом. Это могут быть спортивные комплексы с профессиональными трассами для различных видов спорта, таких как лыжи, биатлон, фристайл, джиббинг и так далее. Второй контингент покупателей составляют действующие горнолыжные курорты, которые хотят обеспечить себя дополнительным трафиком, и развлекательные комплексы, например круглогодичные тюбинг-парки, летние трассы для тюбинга в воду, комплексы для лиг-эйра (прыжков в подушку) на пляжах и так далее. Покупателями также могут стать парки экстрима и организаторы экстремальных мероприятий, стадионы, детские спортивные школы (СДЮСШОР), школы олимпийского резерва, оздоровительные лагеря и санатории.
Производится продукция, как уже было сказано, небольшими модулями. В частности, у Snowplast эти модули имеют размеры 30х15 см, а реализуются пластами размером 1 на 1,3 м. на поддонах. Покрытие, площадью в 25 кв.м, занимает в грузовике объём в 1 куб. м. Лучшим временем для установки считается промежуток с мая по сентябрь. Стоит отметить, что одной продажей дело не ограничивается. Компании-производители также выступают в роли проектировщиков и монтажников трасс, подготавливая предварительные и рабочие проекты и предоставляя клиентам технико-экономическое обоснование, проводя полную установку и пуск систем. Также неплохо, если компания будет оказывать услуги по послепродажному обслуживанию. Крупные компании, естественно, не ограничиваются производством одних искусственных покрытий для спорта, кроме этого производя щетки, щеточные диски, пластмассовые полосы, трубы и прочие пластмассовые изделия.
Какую прибыль принесет продажа покрытий?
Точного ответа на этот вопрос вам тоже, разумеется, никто не даст: слишком велико количество неизвестных. Какой материал вами будет использоваться, насколько будет автоматизировано ваше производство, какова будет величина штата, величина постоянных расходов и текущих расходов на сырье, сколько клиентов в месяц вам удастся обслуживать, — все это напрямую влияет на величину дохода.
В 2016 году изделия отечественных компаний можно было приобрести по цене около 3600 руб. за кв. метр покрытия. Зарубежные покрытия стоят гораздо дороже. Их стоимость составляет не менее 7,5 тыс. руб. за кв. метр. Предпочтение вторым отдают не все, поэтому шансы занять свободную нишу и с успехом реализовывать свою продукцию чрезвычайно велики. Учитывая, что в месяц в среднем выполняется по 1 проекту, можно рассчитать примерную выручку от продаж.
Предположим, что покупатель желает построить типовую трассу для сноутюбинга длиной 100 метров с шириной для спуска 2,6 метров. Помимо спуска ему также потребуется обустроить место для подъема высотой 70 метров и шириной 1,5 м, а также зоны для верха и низа по 10 кв. метров каждая. Для этого ему будет необходимо закупить 385 кв. метров покрытия. 260 кв. метров из них придется на обустройство спуска, еще 125 квадратов уйдет на подъем и остальные зоны. При цене 3,6 тыс. руб. за кв. метр выручка от продажи покрытия составит 1 386 000 рублей. Увеличить ее помогут услуги по проектировке, монтажу и доставке. Также готовые покрытия можно сдавать в аренду, взимая оплату за квадратный метр.
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
Источник изображений — geometria.ru