Бизнес-тренд P2P: взаимодействуй в обход посредника
Все новое — это хорошо забытое старое. То же самое можно сказать о тренде на P2P-бизнес, исключающий посредника из цикла обмена товарами и услугами. В этом материале поговорим об истоках явления и приведем несколько современных примеров стартапов P2P.
Экономика в стиле P2P сегодня на гребне моды. Старое компьютерное «пир-ту-пир» (а ведь это изначально был компьютерный термин!), которое уже никому ничего не говорит – недавно заменили новым, более подходящим переводом аббревиатуры: Person to Person — от человека человеку, ты — мне, я — тебе.
P2P — тренд родом из древности
А разве есть в P2P что-то новенькое? Нет, нету. Испокон веков люди договаривались между собой и обменивались товарами и услугами без посредников. И вот тут вы спросите: «А почему же они не боялись? Что их делало такими бесстрашными и доверчивыми друг к другу?» Пример, который доказывает правомочность использования посредников можно привести самый простой, но актуально-острый.
Представьте, что вы хотите продать или сдать квартирантам вашу бабушкину квартиру. Тут, сколько бы вы ни рассуждали о всяких хипстерских штуках, но скорее всего и обратитесь в риэлтерское агентство, то есть, к посреднику. Посредник – это не кулак-мироед, это не та лиса, которая «делит сыр» между двумя глупыми медвежатами. Это специалист, который делает вашу сделку с другим человеком безопасной. P2P же — это когда вы от такой подушки безопасности отказываетесь. В общем, экономика Пир-ту-Пир – это как роды в воде. Пока тебя не касается, можно быть «за», а как только коснулось, сразу едут в институт акушерства и педиатрии.
Но почему всё же люди старинных времён обходились действительно без посредников? И почему в какой-то момент эта возможность исчезла, перестав быть безопасной? И почему теперь, после долгого перерыва, это снова возможно?
Сцены из русского народного быта, Щедровский, Игнатий Степанович, 1845
В традиционном обществе между людьми существовали мощные горизонтальные связи, – люди как-то отлично самоуправлялись своими клановыми понятиями, обычным правом, (право, основанное на обычае), неписаными предписаниями, местным характером жизни, который складывался веками – изгонял плохих и создавал им все условия, чтобы они не выжили в составе сообщества. Сюда можно отнести, к примеру, и тот же дуэльный кодекс в дворянском сословии, с которым комично-напрасно боролся царь. Можно сказать, что тогда у общества была крепкая иммунная система. И она сама справлялась с подлецами.
Но после наполеоновских войн в наш мир окончательно пришло Государство, и оно-то разрушило мощные горизонтальные связи между своими подданными, смешало их как кашу в котле. Наступила эра бюрократии, обезличивания индивида и глобалицации всех процессов. Государство победило свой народ по старинному принципу «разделяй и властвуй». Это привело сразу же к падению нравственности народов и метафорически – к крайнему ослаблению иммунной системы всех сословий и общества в целом.
Теперь ничего больше нельзя было сделать по старинке – «на глазок» и «на доверие». На смену этим устаревшим «нецивилизованным» понятиям пришла «метрическая система мер» и «засилие юристов». Довольно надолго исчезла возможность безопасной сделки между двумя обывателями – без посредника. Лет на 300…
Почему P2P возвращается снова
Что же произошло – сегодня? Почему в какие-то места современной планеты (мы отнюдь не скажем, что во все) опять вернулась возможность сделки без посредника? Как стала возможна экономика пир-ту-пир?
Разумеется, патриархальная жизнь не вернулась, она уже не может возвратиться. Люди не стали и лучше, чище, духовно выше – эти наивные мечты просветителей о том, что просвещение положительно повлияет на нравственность – уже давно опровергнуты и осмеяны. Просвещение влияет только на повышение изощрённости способов досаждать друг другу, мучить и убивать друг друга – это и всё. Так что же произошло? Почему опять стала возможна экономика пир-ту-пир?
Начнем с примера из жизни:
Одна знакомая автора этого материала как-то закричала на свою кошку по имени Алиса: «Алиса! Ах ты гадость такая! Я тебе покажу!» И тут же, посмотрев на компьютер, с ледяным ужасом увидела, как известный всем робот-бот “Яндекса” Алиса иронично отреагировал: «Боюсь-боюсь».
Бот был удалён навеки… Но что с того? Это только вершина айсберга. Скрыться от системы сегодня становится всё труднее и труднее. Ваше месторасположение легко вычислить, если вы просто снимете деньги в банкомате, воспользовавшись вашей банковской картой. Ну а о том, каким уязвимым и легко обнаруживаемым делает вас ваш умный смартфон, и говорить нечего.
Сегодня очень трудно кого-то надуть и скрыться при этом незамеченным в чапарале. Чапарали вырублены подчистую. Или в них натыканы теплосенсоры, потому что вырубать чапарали совсем – плохо для экологии, а особенно для туризма. Это раньше можно было украсть миллиард и сбежать в Аргентину. Сегодня сбегать некуда – Аргентина – вообще один из лидеров мировых инноваций. Мы уже почти приблизились к известному идеалу антиутопии – «Пан-Оптикуму» (Всевидящему Оку), такому стеклянному дворцу, где хорошо жить, но каждый его житель виден как на ладони – 247. Вместо посредника теперь нам нужна лишь платформа, базарная площадь для обмена, не более того. Один из самых крупных примеров таких P2P-платформ — это сервис бронирования жилья от частников Airbnb, который на конец августа 2019 года работает уже в 192 странах мира.
Возможна ли экономика пир-ту-пир в России
В масштабах крупной сделки – пока нет. В масштабах «продам на фиг не нужное мне собрание сочинений Набокова» – да. В определённых, хорошо знающих друг друга лично, тесных группах – с оговорками – да. Хипстеры Краснодара меняются хипстерскими велосипедами, но отнюдь не дедушкиными квартирами.
В обществе в целом (за пределами границ тесных субкультур), и в крупных масштабах сделки – экономика пир-ту-пир в России пока что невозможна. Стоит ли радоваться всё же постепенному, но приходу экономики пир-ту-пир в мир, охваченный спутниками?
Теперь, когда вы ясно знаете – чем именно эта экономика обусловлена, что делает её возможной (система слежения, опирающаяся на технологии, немыслимые ещё в 20 веке) – вам решать – радоваться этому маленькому бонусу современности или приходить в ужас.
Вот несколько вариантов западной торговли и услуг в стиле Person to person, появившихся в последнее время и попавших в эту подборку в качестве случайных примеров. Как вы можете увидеть, пока чаще всего P2P — это обмен мелочами.
Поиск места для пятничного отдыха в стиле P2P
Чаще всего обмен без посредников идёт на мелочи, которые потерять не жалко, даже если тебя обманут. Не так жалко потерять деньги за кофточку. Не так жалко потерять вечер выходного дня. Приложение uVibe создано для обмена информацией о ночных вечеринках в стиле P2P – никакой рекламы от производителя услуги, только честное сарафанное радио.
В uVibe обмениваются исключительно мнением о местах для классных вечеринок. Для человека, которого раздражает официальная реклама – это самое то. Разумеется, приложение uVibe формирует узкие группы по интересам и уже внутри этих узких групп по интересам создаёт ещё более узкие кластеры для тех, кто в этом интересе имеет ещё и свой, уникальный интерес. Таким образом, потребитель данной услуги кажется максимально защищённым «от мнения Васи», который, хоть поверхностно и похож на тебя, но по твоим ощущениям ничего умного, чтобы лично тебя вдохновило, посоветовать не может.
Обмен стильными вещами от секонд-хэнда Depop
Культовый виртуальный секонд-хенд – барахолка Depop – открывает свой первый магазин в Нью-Йорке. Несмотря на свою заявленную культовость, Depop, в принципе, ровно ничем не отличается от нашей барахолки “Авито”, где все меняются котятами и ненужными детскими комбинезонами, за одним только исключением: там не пахнет сайтом “Одноклассники”.
Начинал Depop с того, что был обычным приложением в смартфоне, но каким-то образом умудрился привить к нему только стильный народ. Этот стильный народ (блогеры-фрики) распродавал свои умопомрачительные тряпки всем жаждущим стиля, а не фигни, напрямую, без посредников — персон ту персон. И Depop сделал себе на этом имя в среде жаждующих стиля.
Но зачем магазин? Разве мало быть самым крутым смартфон-приложением для обмена хипповыми тряпками? Мало. Сколько бы бизнесмены ни говорили об отсталости этих ужасных древних магазинов “из бетона и кирпича” (обычные стационарные магазины в сравнении с онлайн-форматом называются на английском brick-and-mortar, то есть “из бетона и кирпича”) и о том, «как круто и современно вести бизнес исключительно в интернете с айфона»… Каждому предпринимателю втайне хочется, чтобы у него тоже когда-нибудь был нормальный магазин. Как была лавка у дедушки. И понять этих людей можно. В этом ностальгическом стремлении осязать руками что-то реальное действительно что-то есть.
Вот и культовое виртуальное приложение для смартфона Depop «сдалось»… Как ни крути, но иметь свой бетонно-кирпичный магазинчик, да ещё и на улочке Нью-Йорка – это вам не в “Инстаграме” накладные ногти продавать. Как видите, наисовременнейший метод «продаж без посредников» P2P актуален даже в пространстве обыкновенного … магазина с прихожей и колокольчиком. Приходите. Продавайте. Покупайте. Можете выпить кофе. Магазин, который открыл Depop, называется скромно — Depop Loves New York.
Приложение для обмена бу инструментами
Вот же ж канальи, эти бизнес-аналитики, которые кричат нам о том, что экономика P2P шагает по планете. Она шагает шагами китайской женщины, у которой перебинтованы ступни. В третьем примере бизнес-идей P2P на западе мы опять наблюдаем обмен смешной мелочёвкой. Чтобы не покупать нужный тебе ножик или отвёртку в магазине, ты можешь скачать приложение Sparetoolz и нужную тебе бу-шную штуку «попросить у соседа из его гаража». Просто теперь, благодаря всеобщей смартфонизации, этим соседом по гаражу и по мужским интересам, может быть житель… соседнего государства.
Платформа для изучения иностранного языка с носителем
P2P-платформа для обучения иностранному языку с носителем. Согласитесь, звучит, как что-то прорывное, новаторское… Подобный p2p-сервис предлагает платформа Tikimiki. Но. «Ланкастеровское взаимное обучение» – ещё в начале 19 века было введено, для бесплатных «народных» школ. Смысл в том, что учитель один, его на всех не хватает. Так что учащиеся сами взаимо-подтягивают друг друга, кто в чём больше успевает. Вот вам и стартап.
И здесь, как мы видим, риск очень невелик. Потому что невелика в случае чего и потеря. Вы находите друг друга в интернете: он хочет учить русский, а ты – китайский. Вот и учите друг друга без нудных платных репетиторов. Это ещё лорд Байрон советовал: лучше всего, мол, учить итальянский – лёжа в объятиях страстной итальянки.