10 примеров того, как дроны спасают жизни людей
Идей для применения дронов появляется столь много, что практически каждая сфера может похвастать сразу несколькими перспективными стартапами. В этой подборке портал “1000 идей” решил провести обзор использования беспилотников в области медицины и спасения людей.
Вполне возможно, что со временем многие из идей с дронами канут в лету, а другие станут привычным делом, как поход в аптеку или прием у врача. Вполне возможно, что через несколько лет мы с вами в несколько кликов сможем делать заказы лекарств с помощью мобильных приложений, а аптечный дрон доставит их к нам к окошку или к порогу. А пока — присмотримся к тем сообщениям и новостям, которые приходят с разных концов мира, где дронов постепенно учат спасать жизни людей.
Дрон для доставки лекарств
Наиболее очевидной идеей использования дронов в здравоохранении является доставка медикаментов. Первый дрон для транспортировки лекарств испытала компания Flirtey. Доставка, которая, кстати, стала первой официально разрешенной в США доставкой грузов с помощью беспилотника, была осуществлена из аптеки в больницу. Проходила она в два этапа. Сначала беспилотник перевез 24 пакета с лекарства общим весом 4,5 кг в аэропорт, а затем в несколько заходов доставил их в сельскую больницу штата Виргиния, преодолев оставшееся расстояние. Сам груз опускался на тросе рядом с медицинским учреждением. Длительность каждого полета составляла около трех минут.
Доставка дронами анализов между госпиталями
В швейцарском Берне в июле 2017 года начнут испытывать дроны для доставки лабораторных анализов и лекарств. Эксперименты проводит Swiss Post — швейцарская почта, которая занимается изучением коммерческого использования дронов уже несколько лет. Дроны диаметром 80 см и грузоподъемностью до 2 кг будут осуществлять доставку медикаментов между госпиталями, входящими в Insel Group. Таким образом будут заменены такси, которые ранее выполняли аналогичные функции. Дрон предусматривает дублирование автопилота и других важных функций и предусматривает парашют — на случай если электроника выйдет из строя. Ранее швейцарцы опробовали доставку биоматериалов между двумя больницами в городе Лугано.
Доставка дронами крови и медикаментов в удаленные районы
В 2016 году стало известно, что правительство африканской страны Руанда подписало контракт с калифорнийским стартапом Zipline на доставку медикаментов в отдаленные больницы страны. 15 дронов с фиксированным крылом начали доставку крови для переливания и лекарств в 21 клинику на западе страны. Аппараты способны перевозить более литра крови или килограмма лекарств, осуществляя до 150 доставок в день и летая со скоростью до 200 км/ч. Для вызова дронов врачам нужно сделать запрос по SMS и дрон доставит груз в течение получаса. На такой стороны решились из-за проблем с дорогами, ведь машины по пути постоянно ломаются. Пакет же с донорской кровью минует все препятствия по воздуху и сбрасывается в больницу на парашюте.
Доставка крови дронами для проверки на ВИЧ
Похожий на Zipline стартап под названием Matternet, тоже из Калифорнии, испытывает перевозку крови в Восточной Африке, в государстве Малави. Идея заключается в том, чтобы жители страны могли быстрее узнавать свой ВИЧ-статус и раньше начинать лечение. Сейчас данная процедура растягивается на два месяца. Вирус иммунодефицита в Малави имеет колоссальные масштабы — им заражено от 10 до 15% взрослых, а каждый год от него умирает 10 тыс. детей.
Доставка презервативов дронами
Идея доставки презервативов дронами еще не реализована, но предложения о ее реализации уже звучат. В 2016 году международная группа экспертов по здоровью предложила доставлять контрацептивы в удаленные участки земного шара. Речь идет, например, об африканских странах, где лишь 20% женщин использует современные средства контрацепции. Первое испытание подобной доставки произошло в Гане, где беспилотник впервые доставил в отдаленные районы килограммовый груз из презервативов и оральных контрацептивов. Идея довольно актуальна, ведь на то, чтобы доставить контрацептивы на мотоцикле или грузовике в деревню, местный медработник должен потратить минимум несколько часов, добираясь по убитой дороге. И это еще неизвестно повезет ли с погодой.
Дрон для реанимации
Идею беспилотника, предназначенного для оказания неотложной помощи помощи при остановке сердца, в 2014 году предложил студент университета нидерландского города Делфт Алек Момон. Разработанный им прототип весил всего четыре килограмма и был оснащен дефибриллятором. Дрон способен достигать скорости в 100 км/ч и действовать на радиусе в 12 км, при этом он может сам определять местоположение пострадавшего по сигналу мобильного телефона звонившего. Момон подсчитал, что применение беспилотника позволить повысить шансы на выживание при сердечном приступе с 8 до 80%.
Идея дрона-дефибриллятора получила развитие. В частности, серию тестовых вылетов недавно провели ученые из Каролинского института в Швеции. Беспилотник направляли в те же точки, где ранее действительно происходили случаи остановки сердца. Выяснилось, что мультикоптер FlyPulse LifeDrone-AED способен прибывать на вызов в среднем за 5 минут 21 секунду, в то время как скорая прибывала лишь через 22 минуты.
Дрон-эвакуатор
Активно появляются новости и о таком типе беспилотников, как дроны-эвакуаторы. Тестирование подобных аппаратов проводит, например, подразделение Medical Research and Materiel Command американской армии. Беспилотник под названием DP-14 Hawk — это двухроторный летательный аппарат, в котором в лежачем положении может разместиться один человек. Американский дрон способен находиться в воздухе больше двух часов, поднимать до 200 кг и развивать скорость до 132 км/ч. По заявлениям разработчиков из корпорации Dragonfly Pictures, беспилотник оснащен автопилотом, благодаря которому он может двигаться по заданным координатам автоматически. Дрон может использоваться для эвакуации раненых с мест боевых действий, для отправки грузов в горячие точки или применяться в поисково-спасательных операциях.
О скорой презентации российского мультикоптера-эвакуатора сообщают и в России. На аэрокосмическом салоне МАКС 2017, который начнется 18 июля 2017 года будет представлен летательный аппарат БАС ЮРИК, который сможет поднять человека весом до 120 кг и транспортировать его на расстояние до 100 километров. Сообщается, что летный прототип будет способен разгоняться до 200 км/ч, а спасательные миссии он сможет выполнять автономно даже при отсутствии сигнала GPS или ГЛОНАСС, ориентируясь лишь на внутренние системы геопозиционирования.
Дрон для доставки органов
Дроны могут оказаться незаменимы в вопросе трансплантации органов, так как пересадка должна происходить в предельно сжатое время. Работа в этом направлении уже ведется: совместные усилия прилагают китайский разработчик авиатехнологий EHang Holdings и американская фирма Lung Biotechnology PBC, специализирующаяся на создании технологий производства органов для пересадки. В течение 15 лет стороны договорились разработать и произвести около тысячи аппаратов EHang для перевозки донорских органов. Планируется, что дроны будут дежурить около “фабрик органов” Lung Biotechnology и смогут доставлять органы во все точки США по заданному маршруту с учетом расположения площадок для подзарядки.
Дроны-спасатели
Идея родом из Ирана, появившая в 2013 году — дроны, сбрасывающие утопающим спасательные круги. О подобном дроне под названием Pars ученые из тегеранской лаборатории RTS задумались в связи с участившимися несчастными случаями в Каспийском море. Задачей дрона обозначался поиск людей, оказавшихся за бортом корабля и снабжение их самонадувающимися кругами и спасжилетами. Прототип Pars мог нести на борту лишь один спасательный круг, однако проектом планировалось увеличение грузоподъемности до 3 кругов, а в “недалеком будущем” и до 15. Сообщалось также, что дроны Pars будут оборудованы камерой для поиска утопающих не будут боятся штормовых волн.
Дроны для медикаментозного аборта
Еще один крайне необычный способ использования дронов в медицинских целях был придуман голландской организацией Women on Waves, которая ведет борьбу за права женщин в обход законодательства разных стран мира. Дело в том, что некоторые государства запрещают женщинам делать аборты, вынуждая их не только идти на нарушение закона, но и на огромный риск. К примеру, путешествуя по странам Африки и Латинской Америки, основательница организации Ребекка Гомпертс, заметила, что многие женщины погибают из-за последствий аборта, хотя по своей сути процедура является безопасной. Так появилась идея помогать таким женщинам, оказывая помощь на корабле, который, находясь в международных водах, подчиняется флагу своей страны и не попадает под юрисдикцию другого государства. В связи с тем, что далеко не ко всем желающим можно добраться по воде, членам организации пришла в голову идея использовать для доставки дрона. Первый эксперимент произошел в июне 2015 года, когда дрон с препаратами для медикаментозного аборта, который журналисты окрестили “Дроном смерти” был отправлен из немецкого города Франкфурт-на-Одере, где аборты разрешены, в Польшу, в город Слубице, где действует запрет. Местные власти пытались остановить акцию, но не смогли законодательно доказать, что она нарушает закон — все препараты были выписаны по рецепту, а так как обе страны находятся в общей Шенгенской зоне, то назначение действовало и в Германии, и в Польше.