Свой бизнес: производство торгового оборудования
* В расчетах используются средние данные по России
Производство торгового оборудования считается относительно простым и при этом высокорентабельным и прибыльным видом бизнеса. В зависимости от того, сколько вы готовы вложить в организацию своего предприятия, можно выбрать один из двух основных вариантов работы: небольшое полукустарное производство с ограниченным ассортиментом торгового оборудования или же более крупную компанию с широким выбором конструкций и большими возможностями по их производству.
Рассмотрим сначала более простой и «бюджетный» вариант. Цех по производству торгового оборудования может располагаться даже в обычном гараже достаточной площади. В этом помещении будут храниться все необходимые материалы (ЛДСП, профиль, стекло и фурнитура), а также осуществляться предварительная сборка комплектующих. Для такого «цеха» будет достаточно площади в 10-15 кв. метров, так как в нем детали лишь готовят к сборке. Стандартная витрина более чем наполовину состоит из стекла, поэтому ее невозможно транспортировать в собранном виде, так что она собирается уже на месте из заранее подготовленных деталей.
Из оборудования вам потребуются сверлильный станок, дрель, шуруповерт, простой ручной инструмент. Кроме того, необходимы определенные навыки такой работы и умение работать с чертежами.
Порядок работы по изготовлению торгового оборудования витринного типа выглядит следующим образом. Сначала составляется эскиз будущей витрины, который согласуется с заказчиком. Как правило, на этом этапе с клиента берется предоплата в размере полной себестоимости готовой конструкции, включая транспортные расходы и небольшой процент (3-5 %) на непредвиденные обстоятельства. Затем по эскизу составляется чертеж витрины и делается раскладка всех составных модулей подетально. Детали из профиля заказываются на крупных производственных предприятиях, а элементы из ДВП, ЛДСП и стекла можно приобрести под заказ в небольших мастерских в вашем городе. Для раскроя листов ДВП и ЛДСП требуется большая площадь, поэтому сделать это, к примеру, в гараже вряд ли удастся. Для транспортировки деталей потребуется грузовая машина (материалы для витрины небольшой торговой точки могут весить порядка 1-2 тонн). Все элементы будущей конструкции собираются в цехе, после чего они измеряются и сортируются по пачкам. Все упаковки с комплектующими транспортируются на место установки витрины и собираются. Сначала собираются каркасы витрины, в соответствии с чертежами, затем монтируются стеклодержатели, устанавливаются стекольные петли и стеклянные фасады.
Большая часть этих работ не требует наличия специальных навыков или умений. Самая сложная часть – создание эскизов и построение чертежей торгового оборудования, для чего используется специальная программа. Рентабельность такого производства составляет 70-100 %. На монтаж одной витрины уходит 3-4 дня, а на заказ и подготовку деталей – около 1-1,5 недель, в зависимости от сложности конструкции. Для поиска клиентов используются стандартные средства рекламы – объявления в газетах, листовки. Наибольший эффект дает активная работа по поиску заказчиков: обзвон и посещение компаний, которых может заинтересовать ваше предложение, с презентацией ваших работ и представлением прайс-листа. Итак, все расходы на организацию такого цеха по производству торгового оборудования включают в себя аренду помещений под цех и склад, заработную плату рабочим (но обычно они получают оплату сдельно), расходы на рекламу и продвижение. При этом предполагается, что у вас есть компьютер с необходимым программным обеспечением и навыки для разработки эскизов и чертежей выставочного и торгового оборудования.
Более крупные производственные компании работают по тому же принципу, но с большим размахом и, следовательно, вложениями. Организация такого производства может стать следующим этапов развития – от полукустарной мастерской к полноценному производству. Вам также потребуются складские помещения в пределах города для хранения определенного запаса расходных материалов и площадь под мастерскую. Оборудование и инструменты выгоднее всего приобретать не в розничных магазинах или, тем более, на рынках, а у оптовых компаний, которые отгружают товар мелкооптовыми партиями. Также вам понадобится грузовой транспорт для перевозки комплектующих от поставщика и до цеха и от цеха до места сборки. Желательно, чтобы машина была в собственности вашей компании. Штат компании по производству торгового оборудования включает в себя следующих сотрудников: директор, администратор (секретарь, менеджер по поиску клиентов), главный бухгалтер, а также квалифицированные рабочие со специальным образованием и опытом работы.
В качестве основных конкурентных преимуществ компании могут выступать следующие: использование только качественных материалов от проверенных поставщиков (гарантия качества), высокое качество самих работ и, что не менее важно, оперативность выполнения заказа, бесплатная разработка дизайн-проекта (хотя, стоит заметить, что разработка дизайн-проекта и составление чертежей обычно все же входит в стоимость готового торгового оборудования, хотя и не афишируется производителями), возможность выполнять необычные и сложные заказы, бесплатная консультация специалистов с выездом на объект и проведением всех необходимых замеров и т. д. Скажем пару слов о гарантии качества. На торговое оборудование производитель обычно дает гарантию один-два месяца. В течение этого срока компании предлагают устранение возможных выявленных недостатков за свой счет.
Способы привлечения клиентов остаются теми, что и для более мелких фирм: традиционные рекламные инструменты, создание собственного сайта, его продвижение по основным тематическим запросам, реклама в интернете.
На первый план выходит профессионализм ваших работников. Специалисты советуют для выполнения ответственной работы (установка каркаса, стеклянных фасадов и пр.) использовать более квалифицированных сотрудников, а мелкие задания (раскрой деталей, установку фурнитуры и пр.) поручать новичкам, которые будут работать под контролем опытных работников.
Для открытия предприятия по производству торгового оборудования потребуется от 150 тыс. рублей. Учитывайте, что если у вас ранее не было опыта в этой сфере, то первое время, пока вы не наработаете себе «портфолио» с примерами своих работ, лучше делать минимальную наценку на свои услуги. Выйти на уровень самоокупаемости вполне возможно уже через 6-8 месяцев с начала работы при условии достаточного количества заказов.
Однако в этом бизнесе, несмотря на все его преимущества и перспективы, есть и свои подводные камни. Собственно сборка самой витрины занимает около 2-3 дней (при работе в течение полного рабочего дня). А вот на разработку проекта (который условно бесплатный для заказчика) и его согласование потребуется около одной-двух недель и еще столько же на заказ и доставку всех комплектующих (некоторые из которых, возможно, придется везти из другого города). Второй нюанс связан с важностью проведения максимально точных расчетов. Это касается не только всех замеров, планирования, составления дизайна, но даже закупки необходимого количества материала. Если вы приобретете больше материала, чем нужно, вряд ли вы сможете найти остаткам применение. С другой стороны, нехватка материала может привести к нарушению сроков выполнения заказа, ведь вам придется ожидать новой поставки несколько дней.
Будьте готовы к тому, что список необходимого оборудования может оказаться более обширным, нежели предполагалось изначально. Например, для сверления отверстий в профиле специалисты рекомендуют приобрести сверлильный станок, а не обходиться ручным инструментом – так вы сэкономите свое время. Не стоит экономить на качественных инструментах и оборудовании. Подержанное или китайское оборудование быстро выйдет из строя.
Большое значение имеют и ваши организаторские навыки. План работы над одним проектом выглядит так: 1-2 недели – разработка дизайн-проекта и согласование с заказчиком, 1-2 недели – заказ и доставка комплектующих, 2-3 дня на сборку витрины. Таким образом, на выполнение одного заказа вы потратите в среднем от двух недель до месяца. Средняя стоимость такого заказа – 75-100 тыс. рублей, себестоимость оборудования составляет в среднем 45-55 тыс. рублей. Очевидно, что на одном-двух заказах в месяц ваша фирма вряд ли быстро выйдет на уровень самоокупаемости. Минимальное количество заказов в месяц составляет от 4-5 и выше (в зависимости от количества ваших сотрудников и вашей наценки). Учитывайте также фактор сезонности. Хотя торговое оборудование пользуется относительно стабильным спросом на протяжении круглого года, тем не менее, можно выявить определенные сезонные колебания. Например, с мая по июль количество заказов значительно снижается. Это связано с тем, что для товаров этот сезон является мертвым в плане спроса, и новые магазины начинают открываться к осеннему сезону – в августе-сентябре.