Всё своё вожу с собой: производство оригинальных полуприцепов как идея для бизнеса
* В расчетах используются средние данные по России
600 000 ₽
Стартовые вложения
от 800 000 ₽
Выручка
185 000 ₽
Прибыль
4 мес.
Срок окупаемости
Компания, предлагающая услуги по профессиональной «постройке» оригинальных полуприцепов под нужды заказчиков будет однозначно востребована на рынке. Но это направление требует существенных усилий, инженерных навыков у предпринимателя и упертости в преодолении бюрократических препонов.
Давайте поставим себя на место владельца легкового автомобиля, который периодически сталкивается с необходимостью перевозки габаритных грузов, которые не умещаются в багажнике. Арендовать каждый раз фургон на базе какой-нибудь «ГАЗели» или специально покупать под свои нужды недорогой коммерческий транспорт согласится далеко не каждый — а потому зачастую единственным рациональным решением становится приобретение легкового полуприцепа.
Впрочем и с этим не все так просто — весь выбор полуприцепов зачастую сводится к простеньким по конструкции утилитарным вариантам, которые разнятся в основном только по грузоподъемности: легкие (до 750 кг) и тяжелые (способные брать на борт свыше 750 кг и требующие от водителя открытой категории Е в удостоверении). Действительно, негусто — ведь зачастую клиентам хочется получить полуприцеп, заточенный непосредственно под их нужды. Кто-то хочет получить яркий дизайн (согласитесь, нелепо выглядит породистый Range Rover, буксирующий простецкий прицеп из профиля на «вазовских» колесах), кому-то важна возможность переоборудовать прицеп для перевозки домашних животных. А многие любители путешествий на колесах, не имеющие финансовых возможностей приобрести дорогой кемпер, рассматривают прицеп к легковушке как доступную альтернативу «дому на колесах».
Одним словом, на рынке однозначно будет востребована компания, предлагающая услуги по профессиональной «постройке» оригинальных полуприцепов под нужды заказчиков.
Регистрация бизнеса
Поскольку заказывать полуприцепы могут не только частные покупатели, но и компании, которым необходим заложенный в стоимость НДС, лучше при запуске бизнеса открывать ООО на общей системе налогообложения.
Более того, если вы планируете относительно массовый выпуск полуприцепов, а не производство штучных изделий (соответственно вскоре встанет вопрос в сертификации продукта), выбора собственно никакого и не остается — только ООО. Получать международный код производителя WMI (о нем чуть позже) индивидуальный предприниматель не имеет права.
В сфере деятельности компании согласно классификатору ОКВЭД необходимо указать класс 29, входящий в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности 2020 года. В него входят:
- производство автотранспортных средств для перевозки пассажиров или грузов;
- производство различных комплектующих и принадлежностей, производство трейлеров и полуприцепов.
Выбор помещения под бизнес
Для сборки полуприцепов необходима не такая уж большая площадь помещения, поэтому многие начинающие предприниматели обходятся даже производственными мощностями в гараже. Однако такой формат подойдет только если говорить о совсем уж штучном производстве.
Оптимальным вариантом для организации выпуска полуприцепов станет аренда бокса, ангара или бывшего склада с отоплением и хорошим освещением площадью порядка 200 квадратных метров. Такое помещение уже позволит параллельно освоить сборку сразу 5-7 экземпляров и установить внутри профессиональное оборудование. Ценник на подобную коммерческую недвижимость в городе-миллионнике составит порядка 30 000 — 35 000 рублей в месяц.
Функционально производственное помещение можно разделить на различные зоны по способу их использования: производственная, складская (для хранения комплектующих и готовой продукции), а также зона отдыха персонала.
Оборудование для производства полуприцепов
Как только подходящее помещение будет найдено, необходимо перейти к приобретению минимально необходимого для выпуска прицепов оборудования.
- Сварочный аппарат — must have. Дешевым «китаем» отделаться не получится — если планируете выпуск нескольких десятков прицепов в месяц, придется разориться на профессиональный, либо мощный промышленный агрегат. Ценник нового аппарата среднего ценового сегмента составит порядка 50 000 рублей.
- Дрели. А вот дрели будет достаточно обычной бытовой, мощностью от 700 Ватт — однако нужно учесть, что их необходимо брать сразу несколько штук. Они понадобятся для сверления производственных отверстий под болты и высверливания элементов конструкции по контуру. Три ударных дрели обойдутся в 60 000 рублей (по 20 000 рублей каждая).
- Шлифовальная машина станет незаменимым помощником при резке деталей исходя из размеров по разметке, а также пригодится для финальной шлифовки поверхностей прицепов. Прайс в специализированных интернет-магазинах: 10 000 рублей.
- Инструменты. Ну и собственно не обойтись без набора качественного инструмента, ресурса которого хватит не на один месяц интенсивной работы. Три набора инструмента потянут еще на 50 000 рублей.
Итого чтобы укомплектовать помещение под одновременную сборку минимум 5 прицепов в месяц понадобится порядка 170 000 рублей на закупку профессионального оборудования.
Персонал
Количество людей, задействованных в производстве, будет зависеть от планируемого объема выпуска прицепов. На первое время достаточным будет коллектив из 8 человек.
Команда формируется из следующих сотрудников:
- Производственный отдел. Состоит из рабочих, занятых в процессе сборки полуприцепов. Численность — 3 человека, фонд заработной платы — 100 000 рублей.
- Менеджер по закупкам. Этот человек возьмет на себя все вопросы, связанные со снабжением производства необходимыми комплектующими. Его сфера деятельности — поиск новых поставщиков по выгодным ценам и взаимодействие с действующей базой. ФОТ — 40 000 руб.
- Менеджер по оптовым продажам и взаимодействию с дилерской сетью. Оплата: оклад плюс процент со сбытой техники, в среднем от 60 000 рублей;
- Бухгалтерия и маркетинг — направления, которые могут быть переданы на аутсорсинг компаниям, профессионально занятым в оказании подобных услуг.
Организация продаж и рекламная стратегия
Десятка крупнейших производителей полуприцепов выстраивает свои продажи по стране как через свои собственные интернет-магазины и профильные аккаунты на досках объявлений, так и через дилерскую сеть. Последнее крайне важно, потому что для многих конечных покупателей важно видеть продукцию вживую, что называется «пощупать».
В первую очередь партнеров по розничным продажам можно и нужно искать среди действующих дистрибьюторов прицепов других торговых марок и компаний, занимающихся реализацией продукции для активного отдыха. Поскольку планируется создание нишевых моделей прицепов, заточенных под нужды конкретных покупателей (сельское хозяйство, мототранспорт, бюджетные путешествия), сеть реализаторов можно расширить благодаря работе с компаниями из этих сегментов.
В качестве примера можно привести весьма востребованное в США производство полуприцепов для перевозки мототехники. Большинство российских любителей «двух колёс» вынуждены либо крепить мотоциклы в обычных прицепах, либо пользоваться для их перевозки фургонами. Между тем на североамериканском рынке довольно много компаний, реализующих профильные полуприцепы, заточенные специально под перевозку байков, а вдобавок имеющие стильный дизайн в соответствующей стилистике. Наладив выпуск подобной модификации прицепа, идеальным вариантом ее реализации видится сеть мотосалонов и байкерской атрибутики.
Сертификация полуприцепов в России
Теперь предлагаем пошагово рассмотреть процедуру государственной регистрации полуприцепов. Тут у производителя есть два варианта:
1. Сертификация массовых моделей
Чтобы легально продавать на территории Российской Федерации модель полуприцепа, направленную на массового покупателя, необходимо в обязательном порядке пройти процедуру получения ОТТС — одобрения типа транспортного средства. Для каждого типа транспорта выделена определенная категория, к которой он относится — полуприцепы попадают под так называемую «О1».
Заветное ОТТС позволит вам как производителю маркировать каждый сходящий со стапеля полуприцеп уникальным VIN-номером и паспортом технического средства (ПТС). По сути VIN должен в любой ситуации (неважно, будь это постановка на учёт или простая проверка инспектором ДПС) позволять идентифицировать полуприцеп. Соответственно и наносить его крайне желательно так, чтобы цифровой код без проблем читался и спустя несколько лет активной эксплуатации. Можно выбивать его на полуприцепе лазерной гравировкой, промышленной выштамповкой или другим способом.
Для присвоения VIN-номера полуприцепа нужно выполнить ряд бюрократических процедур, без которых, увы, никак не обойтись:
- Подготовка пакета документов, включающего техническое описание устройства полуприцепа и его основных конструктивных особенностей, сбор данных по ТУ (техническим условиям) и руководство по эксплуатации для пользователя. К пакету документов прикладывается заявление установленного образца.
- Прохождение лабораторных испытаний предсерийного образца и его сертификация.
- Получение международного кода изготовителя WMI (World Manufacturers Identification), состоящего из трех знаков: первый означает географическую зону, второй — страну в этой зоне, третий — определенного изготовителя. Для этого снова вооружаемся терпением и готовим новый пакет документов:
- техзаявка на оформление WMI-кода производителя по категории О1;
- техническое описание вашего производства (как альтернативный вариант проводится СМК-сертификация, система менеджмента качества) и ТУ для вашего изделия (его уже готовили ранее при запросе VIN);
- уставные документы вашего юрлица.
Кстати говоря, ОТТС имеет определенный «срок годности», который необходимо будет продлевать. Более того, даже получение одобрения не дает права малому предприятию, коим вы юридически являетесь, выпускать свыше 500 прицепов одного типа в год.
2. Сертификация штучных изделий
С выпуском эксклюзивных полуприцепов на заказ все одновременно проще и сложнее. Дело в том, что с одной стороны проводить дорогостоящую и длительную процедуру получения ОТТС ради изготовления 3-4 экземпляров тех же «байкерских» полуприцепов смысла нет. Но в таком случае нужно будет сертифицировать полуприцеп как «самоделку».
Стоит это «удовольствие» порядка 25 000 рублей — и это плохая новость. Будьте готовы вычесть эту денежную сумму из своих доходов с прицепа. Хорошая новость заключается в том, что и маржинальность на индивидуальных проектах, как правило, существенно выше, чем на массовых моделях.
Сертификация штучного изделия производится следующим образом:
- после сборки полуприцепа вы должны обратиться в ближайшее отделение МРЭО ГИБДД. Там инспекторы выдадут вам направление на прохождение экспертизы в специализированной аккредитованной лаборатории, осуществляющей сертификационные испытания технических средств в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов;
- по итогу примерно двух недель лаборатория выдаст вам на руки акт о проведении экспертизы и сертификат соответствия протестированной техники. С ним уже можно ехать ставить полуприцеп на учет в МРЭО.
Бонус за траты и бюрократические проволочки
Существенным плюсом в получении ОТТС на полуприцеп является возможность продавать документы мелкосерийным производителям и «кулибиным» из гаражей. После покупки документов по франшизе последние могут освоить выпуск своей техники под вашим брендом, не проходя процедуру сертификации. Единственное, про что не стоит забывать — это ограничение на выпуск не более 24 полуприцепов в год по франшизе.
Таким образом, вы сможете не только разгрузить производство, но и получить дополнительный источник дохода от ваших франчайзи. И наоборот, если вы планируете поначалу начинать свое производство прицепов с небольших объемов, не стоит сразу тратить длительное время и существенные деньги на прохождение сертификации. Выходите на крупные компании с продукцией, имеющей ОТТС, и договаривайтесь с ними о партнерстве.
Финансовые показатели
Первоначальные инвестиции в проект составят 600 000 рублей. Они будут складываться из следующих составляющих:
№ |
Статья затрат |
Сумма, руб. |
---|---|---|
1 |
Затраты на производство 8 полуприцепов (закупка запчастей и комплектующих) |
400 000 |
2 |
Предоплата за аренду производственного помещения и офиса |
30 000 |
3 |
Закупка инструмента |
170 000 |
Итого: |
600 000 |
Планируемая мощность предприятия составит порядка 100 полуприцепов в год, таким образом в среднем в месяц будет производиться порядка 8 полуприцепов.
Минимальный размер ежемесячной выручки составит 800 000 рублей при розничной цене в 100 000 рублей за прицеп. Однако стоит учесть что при выпуске штучной продукции под персональные потребности заказчика она может быть порой существенно выше 1 000 000 рублей.
Маржа проекта при заявленных объемах: 400 000 рублей
Ежемесячные расходы производства
Статья затрат | Сумма, руб. |
---|---|
ФОТ (производственный отдел плюс менеджеры) |
200 000 |
Аренда (офис и склад) |
30 000 |
Коммунальные платежи |
5 000 |
Сертификация и получение ОТТС (оплачивается раз в год) либо оплата франшизы (раз в месяц) |
50 000 |
Итого: |
285 000 |
Прибыль с проекта до выплаты налогов: 185 000 рублей
Резюме
Подводя итог, хочется отметить, что несмотря на кажущуюся простоту бизнеса по производству полуприцепов, это направление требует существенных усилий для его развития, инженерных навыков со стороны предпринимателя (либо готовность уменьшить прибыль, нанимая на работу профильного специалиста, который будет отвечать за подготовку чертежей и технической документации), упертости для преодоления всех бюрократических препонов.
Однако если дело сдвинется с «мертвой точки», в дальнейшем бизнес можно смело наращивать до более крупных объемов — благо конкуренция среди производителей в этом сегменте не такая уж высокая. Разбавив модельный ряд оригинальными моделями можно и вовсе рассчитывать на постоянных лояльных клиентов — как мы уже упоминали, рынок специализированных полуприцепов узкой направленности в России не в пример другим странам пока отсутствует как таковой.