Как организовать бизнес по производству музыкальных инструментов | БИЗНЕС ИДЕИ

Как организовать бизнес по производству музыкальных инструментов

Как организовать бизнес по производству музыкальных инструментов

* В расчетах используются средние данные по России

Производство музыкальных инструментов представляет собой в большинстве случаев достаточно сложный процесс, даже кажущиеся простыми в изготовлении барабанные палочки производятся по специальной технологии, в которой задействован не один агрегат (но об этом ниже). Поэтому занимается подобным бизнесом относительно небольшое количество людей, в большинстве случаев это небольшие команды, работающие с клиентами только по предварительному заказу и предлагающие таким образом уникальную продукцию ручной работы.

Конкурировать с крупными компаниями в настоящий момент новичку практически невозможно, многие из производителей музыкальных инструментов представляют собой компании с многолетней историей и известным именем, они обладают не просто превосходной материальной базой, но и богатым опытом и специалистами, которые превосходно знают своё дело. Поэтому начинающий предприниматель может в данном виде бизнеса выбрать два направления. Первое – это штучное изготовление на заказ того музыкального инструмента, техникой производства которого он отлично овладел. Второе – это открытие небольшого предприятия, которое выпускает продукцию низшего, реже среднего, ценового сегмента, то есть ориентированную на новичков и любителей в музыке. 

Рассчитывать на то, что у новой компании будут покупать музыкальные инструменты именитые музыканты не стоит, этот контингент потребителей давно обслуживается самыми крупными игроками рынка. Производство музыкальных инструментов можно освоить и чуть ли не самостоятельно, был бы талант и время на изучение всех особенностей процесса, в остальном эта работа сводится к умению собрать все компоненты воедино и настроить музыкальный инструмент. Кстати, настройка – важнейшая часть производственного процесса, именно за счёт неё достигаются нужные характеристики изделия, и здесь нужно обладать достаточными знаниями и умениями о природе происхождения и извлечения звука из музыкального инструмента. 

Также важный вопрос – чем именно заниматься? какой инструмент производить? В настоящее время музыкой занимается относительно большое количество людей, сюда относятся ученики музыкальных школ, которым могут быть нужны все возможные музыкальные инструменты от флейт и клавесинов до контрабасов и арф; очень большой процент потенциальных потребителей занимают любители, которые объединяются в свои группы. Так уж сложилось, что чаще всего организовываются начинающие рок-группы, а для этого направления музыки требуются в первую очередь электрогитары и бас-гитары, барабанные установки и, несколько реже, синтезаторы. Среди простого населения распространены акустические гитары и пианино, реже рояли (их можно объединить словом фортепиано). Нужно также отметить, что общее количество фирм, занятых в отрасли производства музыкальных инструментов, по всему миру достаточно большое, только занимает каждая компания строго свою нишу. Так, к примеру, рояли производятся не только как музыкальный инструмент, но и как часть интерьера помещения, в связи с этим их музыкальные характеристики не всегда соответствуют высшему качеству, но вот внешнее исполнение является превосходным. Предпринимателю, который решил заняться подобным бизнесом, открывается множество вариантов организации своего бизнеса, и он может выбрать ту сферу, которая ещё не сильно занята конкурентами.

Чтобы начать работу, нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Частные мастерские и небольшие организации могут быть в ведении индивидуального предпринимателя – организатора этого начинания. Если нужно зарегистрировать юридическое лицо, то лучше выбрать форму общества с ограниченной ответственностью, потому что в этом случае будет доступна упрощённая система налогообложения, предполагающая перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Сама деятельность подпадает под определение (ОКПД 2) 32.20 Инструменты музыкальные. Есть также государственные стандарты на музыкальные инструменты, но их не всегда обязательно учитывать в своей деятельности, хотя, например, музыкальная школа с гораздо большей вероятностью купит инструмент, который соответствует государственным стандартам, чем тот, который выполнен только по схемам и идеям мастера.

Далее следует найти место для размещения своего производства. Если предполагается работа в формате частной мастерской, то достаточно небольшого пространства, это может быть большая комната в доме или просто подсобное помещение на собственном участке. Конечно, это подойдёт в том случае, если производить предполагается негабаритные инструменты. К примеру, для производства фортепиано потребуется большая площадка с высокими потолками, есть также опыт производства этих инструментов в промышленных масштабах, а для этого требуется огромный комплекс с цехом производства, подготовки комплектующих, складские помещения, отсюда следует закупка соответствующего автопарка, в общем и целом, тут нужно уже задуматься об открытии полноценного завода. То же самое касается производства многих электрических музыкальных инструментов, например, синтезаторов, потому что помимо производственного блока нужна лаборатория для создания электрических деталей, их настройки и подбора. Поэтому и занимаются синтезаторами только немного фирм, и то это в большинстве случаев крупные производства всевозможной электроники, а не только одних синтезаторов. Таким образом, размеры помещения определяются самостоятельно в каждом конкретном случае, каких-то общих пожеланий для такого процесса не предусмотрено.

В зависимости от выбранных инструментов, которые планируется производить, подбирается и соответствующее оборудование, а также находятся поставщики материалов. Почти для каждого музыкального инструмента уже подобрано оптимальное сырьё, и самым важным является древесина. В зависимости от породы дерева звучание инструмента может очень сильно меняться, при этом учитывается зачастую не только сама порода, но и даже возраст дерева и место его произрастания. Конечно, такие тонкости нужно учитывать только тем мастерам, которые производят действительно качественный инструмент, рассчитанный на опытного и знающего пользователя. Помимо дерева потребуется ещё очень большое количество материалов вплоть до металлов и сплавов, и конечно, соответствующее оборудование для обработки, подготовки и изготовления. Некоторые «умельцы» создают музыкальные инструменты чуть ли не из подручных средств, но мастера пользуются только в большинстве своём дорогостоящими материалами, некоторые из которых можно получить далеко не сразу, а по прошествии большого промежутка времени. Так, например, древесину для некоторых частей фортепиано сушат в течение года. 

Таким образом, стоимость открытия своей фирмы по производству музыкальных инструментов может составлять и несколько десятков тысяч рублей – что-то вроде кустарного производства – и несколько миллионов, а иногда даже десятков миллионов рублей – для комплексного полноценного производства сложных агрегатов.

Производство фортепиано. Его можно разделить на производство роялей и производство пианино. Первые более качественный, но при этом и более массивный и сложный инструмент, вторые проще и меньше. Для концертов и профессиональных музыкантов заказываются обычно именно рояли, но пианино относится к более низкому ценовому сегменту, а значит, и потребителей обычно больше. Более того, клавишные считаются одним из самых красиво звучащих инструментов, среди людей, желающих заняться музыкой, конкуренцию фортепиано могут составить только гитары, все остальные инструменты обычно не так популярны. Различия между роялем и пианино в конструктивном исполнении, в рояле все основные части расположены горизонтально, в пианино – вертикально, отсюда и такая существенная разница в размерах. 

Изготовление фортепиано – один из самых сложных процессов, здесь требуется очень большое количество ручного труда, если планируется получать по-настоящему качественный продукт. Однако вряд ли удастся достичь уровня именитых производителей, поэтому можно своим конкурентным преимуществом выбрать именно невысокую стоимость изделия. Для работы на таком производстве потребуется очень большой штат работников, хотя теоретически собрать пианино может и один человек, прибегая только к помощи подсобных рабочих для простых операций. 

Нужно также отметить и весьма невысокие темпы производства, в некоторых крупных компаниях для изготовления одного только рояля требуется несколько месяцев работы, а иногда даже год, однако и изготавливают одновременно несколько изделий. Таким образом, в год можно собрать весьма скромное количество хороших инструментов, но и подходит этот вариант работы только для известных компаний и/или компаний, которые работают только под заказ. 

Для работы потребуются инженеры, простые рабочие, плотники, специалисты по настройке музыкальных инструментов, всё это обслуживается дополнительными людьми, которые вовлекаются в процесс производства на разных его стадиях. Часть работы можно передавать на аутсорсинг, хотя обычно компании сами производят все детали из закупаемого сырья. Как уже было отмечено, фортепиано часто становится не только музыкальным инструментом, но и частью интерьера помещения, над образом трудится целый штат дизайнеров, проводятся сложные чертежи и подбираются нужные компоненты. 

Для промышленного производства потребуется сложное и дорогостоящее оборудование, самыми простыми являются фрезеровочные станки, а также линии по сбору комплектующих со специальными формами. Есть и более технически сложное оборудование, например, для продевания струн. Причём всё это оборудование не производится в больших масштабах, его изготавливают только на заказ, и будет достаточно трудно найти фирму, которая займётся таким вопросом. Вернее, не каждого предпринимателя устроят условия, выдвигаемые крупными и известными производителями оборудования. 

Более простой способ – собирать фортепиано самостоятельно под заказ, ограничиваясь несколькими изделиями в год, но это больше походит уже не на бизнес, а на прибыльное хобби. Понятно, что заниматься таким направлением могут только профессионалы своего дела, поэтому и заработная плата будет соответствующей. В общем и целом, производство фортепиано – достаточно сложный вид деятельности, который требует весьма солидных инвестиций.

Производство гитар. Здесь нужно сразу отметить, что принципиально в своём производстве различаются акустические и электронные гитары, также отдельной категорией идут электрические бас-гитары, которые по сути являются другим инструментом, но конструктивно выполняются практически также, как и обычные электрогитары. Занимаются производством акустических гитар многие компании, потому что это относительно простой вид деятельности (особенно по сравнению с теми же фортепиано). В целом, один человек в состоянии справиться с процессом изготовления простой гитары, при умении работать по дереву он может создать даже уникальный внешний вид, только нельзя забывать о том, что даже форма и порода древесины сильно сказываются на характеристиках изделия. 

Создание электрогитары (и электронного баса) по сути – гораздо более технически сложный процесс, но предприниматель может не заниматься созданием и настройкой электроники, а купить уже готовую «начинку», после чего установить её в приготовленный корпус. Безусловно, определённый уровень знаний и умений тут потребуется, но это в разы проще, чем наладить выпуск синтезаторов. К слову, есть ещё и гитары-синтезаторы. 

Производство гитар также можно поставить на поток, при этом слишком сложного оборудования не потребуется, либо же заняться ручным изготовлением уникальных изделий. Второй способ иногда даже более прибыльный, потому что продукция раскупается сразу, не задерживается в магазинах, при этом многие гитаристы желают самовыразиться через свой инструмент, и не только с помощью виртуозной игры. Учитывая, что сегодня занятие на гитаре является очень популярным направлением, можно рассчитывать на достаточно большой поток клиентов, если предложить их адекватную цену (потому что не все из них богаты) и по-настоящему качественный продукт. Но и здесь нельзя забывать о том, что существует немало фирм, которые производят гитары, многие из них ориентированы и на низший ценовой сегмент, поэтому выйти на этот рынок и завоевать своё место может быть затруднительно.

Производство барабанов. Вообще барабан – это часть ударной установки, в которую входит большое количество элементов, их существует немало разновидностей под разные стили игры. Однако чаще всего востребованы непосредственно сами барабаны (мембранные) и тарелки. И их производство существенно отличается друг от друга. Важный элемент — барабанные палочки, которые вообще чаще в среде барабанщиков относят к расходным материалам. Рассматривать производство частей ударной установки нужно только отдельно. Итак, непосредственно сами барабаны можно собирать и самостоятельно, здесь также потребуется древесина, иногда пластик, стальные (или из иного метала) части, сама мембрана. Опытный мастер относительно быстро собирает барабан, можно также поставить их производство и на поток. В общем, команда из десяти человек может полностью обеспечить спрос на продукцию. Но вот изготовление тарелок – только производственный процесс. Для этого потребуется оборудование для обработки металла, такое как машины для отлития заготовок, печи для термической обработки, прокатные станы. Нужно также точно знать процентное содержание металлов в сплаве, потому что только в этом случае может быть получено нужное звучание тарелки. Поэтому их изготавливают только на заводах, которые зачастую имеют свои лаборатории по нахождению оптимальных сочетаний компонентов. 

Далее идёт изготовление барабанных палочек. Мастер может изготавливать их и самостоятельно, но такие инструменты подойдут только начинающим любителям или людям, которые вообще ничего не понимают в музыке, потому что вес палочки, её прочность, плотность и размеры очень сильно сказываются на игре на ударной установке. Поэтому на производстве их вытачивают из специальной древесины, после этого наносят покрытие и, что самое главное, потому что это может быть обеспечено только машинами, после передают на специальную линию, где палочки отбираются попарно. Определяется их вес, благодаря чему в упаковку попадают только одинаковые изделия. А далее – непосредственно упаковка готовой пары, после чего она может быть отправлена на продажу.

Производство скрипок. Относится также к достаточно распространённому производству, потому что скрипка пусть не и так популярна, как гитара или фортепиано, но многие ученики музыкальных школ выбирают её. Скрипка также может быть электрической, её чаще применяют в современных жанрах музыки, однако ещё довольна распространена обычная. Изготовление скрипок всегда считалось уделом только великих мастеров, и сегодня их создавать может также один человек. Очень важно при производстве скрипки подобрать нужную древесину, по способу сборки существует даже несколько школ, вообще этот инструмент не так сложно собрать, как настроить и подобрать все его составные части. Звучание инструмента определяется физическими особенностями всех её частей, их сочетаемостью и настройкой и подгонкой впоследствии. Вообще скрипки ручной работы ценятся на несколько порядков выше, чем полученные в процессе массового производства, и заниматься этим направлением может только высококлассный мастер своего дела.