Свой бизнес: макетная мастерская
* В расчетах используются средние данные по России
При возведении зданий, особенно целых комплексов сооружений, требуется зачастую создание макетов, которые в точности повторяют будущую постройку в нужном масштабе. Однако создаются не только макеты зданий, но техники, помещений, при этом далеко не каждая компания имеет возможность содержать штат макетчиков, особенно в том случае, если создание макетов необходимо только с определённой, не слишком частой периодичностью. В связи с этим может быть актуально создание своей макетной мастерской, в которой по заказам клиентов выполняются макеты. На первый взгляд кажется, что это слишком специфическое занятие, которое не будет окупать себя в качестве организованного бизнеса, но успешный опыт многих компаний говорит об обратном.
В настоящее время на рынке представлено несколько крупных компаний, которые работают в нескольких регионах России, имеют представительства и партнёров во многих городах, у них налаженная схема работы, отличная репутация и большая клиентская база. Соперничать с такими компаниями будет весьма трудно, поэтому лучше сосредоточиться на том, чтобы обеспечить предложением тех клиентов, которые по каким-то причинам не могут обратиться в крупные макетные мастерские. Чаще всего это связано с высокой стоимостью работы таких компаний. Более низкая цена – на первых порах фактически единственное возможное конкурентное преимущество, в остальном большие компании почти наверняка будут опережать новичка – у них и более опытный персонал, и более совершенное оборудование, и репутация хорошая. Конкурентами могут выступать не только крупные компании, но и макетчики-одиночки, которые предлагают свои услуги заказчикам по достаточно низкой цене. При этом завышать цену такие люди практически не могут, потому что иначе потеряют возможность хоть чем-то привлекать клиентов. Среди таких одиночек можно найти профессионалов своего дела, которые действительно могут создавать очень хорошие макеты. В этом случае открывшаяся компания может предложить таким людям сотрудничество, и это позволит решить сразу несколько проблем: и от конкурента удастся избавиться, и кадровый вопрос решить.
Что касается макетных компаний, которые находятся на том же уровне, что и начинающий предприниматель, то они могут стать весьма серьёзной проблемой, потому что потенциальный клиент не будет видеть особой разницы между такими мастерскими. С другой стороны, учитывая специфику бизнеса, можно сказать, что даже в крупных городах пока ещё не имеется большого количества компаний, которые занимаются такой работой, то есть рынок в какой-то степени ещё не заполнен. Недостатка в предложениях рынок не испытывает в большинстве случаев, но всё же если предлагать клиенту что-то совершенно новое или просто более дешёвое/качественное, то новый игрок почти наверняка получит внимание со стороны многих заказчиков. Только нужно учитывать, что такой бизнес почти наверняка будет возможен только в относительно больших городах, потому что в маленьких не будет достаточно заказчиков, чтобы содержать свою компанию даже, не говоря уже о прибыли. При этом если предприятию или частному лицу, находящемуся в каком-нибудь небольшом городе, понадобится макет, то он может заказать его с доставкой у крупной компании. Таким образом, работать лучше изначально не только с компаниями, которые в своём городе или регионе работы, но и с заказчиками со всей страны.
Для начала работы нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Если предприниматель открывает бизнес самостоятельно, то ему будет достаточно оформиться как индивидуальный предприниматель, при этом это не займёт много времени и не потребует вложения больших денежных средств, не отнимет много времени и сил, то есть во многих случаях это является наиболее оптимальным решением, особенно учитывая простоту отчётности и ведения бухгалтерии впоследствии. Если есть необходимость в регистрации юридического лица, то предпочтительной формой является общество с ограниченной ответственностью, потому что в этом случае, как и в случае с индивидуальным предпринимательством, будет доступна упрощённая система налогообложения, которая предполагает перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Сама деятельность подпадает под определение (ОКПД 2) 71.12 Услуги в области инженерно-технического проектирования и связанные технические консультативные услуги.
Каких-то специальных разрешений не требуется для работы, только если компания не будет принимать непосредственного участия в процессе строительства. Обычно макетные мастерские просто создают модель, которая чаще всего используется для демонстрации на выставках, но не в качестве образца для строительства, то есть хоть и является инженерным спроектированным макетом, строго не может приниматься в строительстве. Если же макет является именно проектом для строительных работ, и по нему будут проводиться расчёты, то нужно задуматься о том, чтобы вступить в саморегулируемую организацию, которая объединяет строительные организация. В этом случае можно будет напрямую сотрудничать со строительными компаниями и выполнять заказы для них, но разрешений на работу в этом случае будет выдавать СРО. Это уже в большей степени инженерная работа.
Когда урегулированы все юридические вопросы, можно переходить к поиску помещения для своей работы. Для этого потребуется не слишком большое производственное помещение, потому что создание макетов сегодня проводится на относительно негабаритных установках. С другой стороны, макет может быть очень большим, поэтому нужна и мастерская, в которой можно создавать модели максимально возможных размеров. В целом, для мастерской нужно помещение размерами не более 100 м2, большие площади всё-таки вряд ли потребуются, потому что масштабы моделей в большинстве случаев не слишком огромны, чтобы макет занимал всю комнату. Но это касается только производственного помещения, нужны ещё административные помещения, а также «склад» готовой продукции, и хотя складом его не совсем корректно называть, хранить где-то изготовленный макет, пока его не забрал заказчик, нужно. Поэтому подыскивается достаточно большое здание или помещение, при этом располагаться нужно всё-таки в центральных, а ещё лучше – в деловых кварталах города, потому что в этом случае клиентам будет наиболее удобно добираться до мастерской. Стоимость аренды тогда может быть очень и очень высокой, и не каждая компания может позволить себе это. Конкретная цифра зависит от города работы и местоположения в нём, в проходных местах всегда дороже, так же, как и в многоэтажных бизнес-центрах. Однако местоположение может очень сильно сказаться на количестве посетителей.
Далее нужно задуматься о внутреннем оснащении своего производства. Для работы административного блока потребуется только создание простого офисного помещения, для этого нужно сделать простой ремонт (и то, это требуется далеко не всегда), купить соответствующую мебель и технику, в целом на это не потребуется слишком много денег, но точная сумма зависит от объёмов работы. Существенные инвестиции в помещение потребуются только в том случае, если было принято решение построить здание под собственные нужды, тогда проект может оцениваться в несколько миллионов (или даже десятков миллионов) рублей. Далее нужно обеспечить рабочими местами самих макетчиков и дизайнеров. Для этого требуется купить достаточно мощные компьютеры и закупить соответствующее программное обеспечение. Вообще нужно отметить, что создание макетов предполагает создание либо виртуального макета, либо натурального, причём в последнем случае достаточно трудно создавать проект без виртуального образца (вернее, уже гораздо проще). И для создания виртуального проекта требуются мощности и специалисты иного профиля, нежели как для создания натурального макета. То есть нужен комплекс с мощным оборудованием, на это придётся выделить не меньше 100 тысяч рублей, хотя обычно в крупных компаниях оборудование стоит в несколько раз больше.
Для создания непосредственного самих натуральных макетов нужно купить специальную технику. В первую очередь это фрезерный и лазерный станки с ЧПУ, стоимость их может существенно различаться в зависимости от модели, но фрезерное оборудование стоит в среднем 150-200 тысяч рублей, особо дорогие и мощные экземпляры имеют ценник, превышающий 1 миллион рублей; лазерный станок обойдётся примерно в ту же сумму, это вообще машины примерно одного уровня.
Для упрощения работы сегодня всё чаще используют для создания макетов трёхмерные принтеры. Самые сложные машины могут стоить больше 10 миллионов рублей, но это касается самого современного и сложного оборудования. Простой 3D-принтер можно купить и за 100 тысяч рублей, более-менее качественный аппарат обойдётся в 400-500 тысяч рублей, вообще здесь всё зависит от того, с какими материалами работает компания, и какой процент работы выполняется не вручную. В дополнение покупается плоттер, который обойдётся в сумму порядка 50 тысяч рублей, хотя в некоторых случаях потребуется закупка и более дорогостоящих машин (если работа идёт с широким форматом) – до 200 тысяч рублей. Может потребоваться и некоторое другое вспомогательное оборудование, нельзя забывать о том, что в некоторых случаях придётся вручную наносить какие-то элементы или краску (вручную – то есть совсем без техники, только простейшими инструментами).
Также нужно оборудование для проведения электрификации макета, это простое электротехническое оборудование, но тут необходимо, чтобы ещё и специалисты обладали достаточными знаниями для проведения проводки, причём работа тут должна быть чуть ли не ювелирной. В целом, закупка оборудования обойдётся в 1-2 миллиона рублей, крупная компания должна выделить порядка 5 миллионов рублей, чтобы иметь возможность заниматься сразу несколькими проектами или хотя бы иметь более мощное оборудование. Также многие компании предлагают своим клиентам создание эскизов и чертежей для последующей сборки макета, потому что не каждая компания обладает чертежами для воссоздания уже построенного здания. В этом случае помимо специалистов, которые умеют создавать такие чертежи и оформлять техническую документацию, нужно купить оборудование для съёмки и расчётов.
Для работы нужно нанять немало людей. Сам предприниматель, если не занимается созданием макетов, может занять руководящую должность, то есть выполнять административную и организационную работу. В дополнение нанимаются люди, которые проводят переговоры с клиентами, отвечают на их вопросы и занимаются прочей подобного рода работой. Основные люди – это сами макетчики, которые напрямую сотрудничают с дизайнерами. Для создания эскизов нужны соответствующие специалисты, которые умеют создавать проектную документацию. Макетчики должны уметь не только создавать натуральный проект, но и создавать его на компьютере, причём иногда для этого нужно привлекать специалистов разного профиля. Возможно, придётся привлечь программистов, однако все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли организацией, лучше передать на аутсорсинг. Сюда относится ведение бухгалтерии, консультации по налоговым и юридическим вопросам, а также обеспечение охраны и безопасности предприятия, потому что содержание своей собственной службы безопасности не целесообразно. Штат предприятия рассчитывается в зависимости от предполагаемого объёма работы, один макетчик не в состоянии вести несколько проектов и даже в одиночку создавать один макет. В связи с этим нужна команда специалистов, которые полностью координируются друг с другом.
Важным вопросом является продвижение услуг компании. Для этого нужно в первую очередь оставить информацию о себе на всех тематических порталах в интернете, а также создать собственный сайт, который станет мощной информационной и рекламной площадкой. Стоимость создания и продвижения сайта может обойтись в сумму в несколько десятков тысяч рублей, однако это позволит привлечь достаточно большое количество потребителей. При этом с помощью сайта можно работать с клиентами со всех городов страны, пересылая заказанный макет по почте или с помощью транспортных компаний. Эффективной может оказаться и реклама в средствах местной массовой информации. Также можно задуматься о том, чтобы обращаться в компании, которые производят поиск потенциальных клиентов, уже готовых к приобретению товара, однако это может быть слишком дорого для компании. В целом основными потребителями становятся строительные компании, хотя достаточно часто макеты нужны и другим организациям, которые хотят показать планируемый вид строящегося здания или комплекса. Макеты часто выставляют на специальных выставках по бизнесу, и предприниматель, который представляет наглядно свои здания и сооружения, обязательно привлекает внимание к своему стенду. Крупные организации в итоге становятся постоянными клиентами макетной организации, и через несколько лет, когда таким образом сформируется клиентская база, можно рассчитывать на постоянный приток заказов. Однако помимо юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в макетную организацию могут обращаться и частные лица, которым нужно создание модели; такого рода заказы поступают действительно редко, но при этом отказываться от работы с частными лицами всё-таки не стоит – они тоже могут приносить дополнительный доход.
Работать можно также и по франшизе, сегодня особо крупные организации расширяют поле своей деятельности именно за счёт привлечения других организаций в качестве партнёров. В некоторых случаях такой формат работы даже более удобный и выгодный, однако это может вылиться только в лишние траты на паушальный взнос и выплату роялти. Если франчайзи известен в городе, тогда можно задуматься о том, чтобы начать сотрудничество с ним, в ином случае проще начать работу под своим собственным именем. Основной источник дохода – создание полноценных макетов, но при этом цена конечного изделия может существенно отличаться за один и тот же размер в зависимости от некоторых параметров. Стоимость одного квадратного дециметра макета начинается примерно с 500 рублей, однако это практически минимум. Важный определяющий фактор – детализация, чем она выше, тем, соответственно, выше и стоимость проекта. Электрификация может увеличить стоимость проекта в несколько раз, то же самое касается и движущихся объектов (водопады, идущий дым и тому подобное). Ещё один важный параметр – скорость исполнения проекта. Обычно на среднестатистический макет уходит примерно один месяц времени, однако во многих случаях клиентам нужна срочность, и они готовы платить немалые деньги за то, чтобы проект был закончен за несколько дней. Так привлекается весь штат сотрудников, что даёт возможность завершить задачу в срочном порядке. В целом небольшой макет обходится клиенту в сумму порядка 100 тысяч рублей, но нередко итоговая сумма составляет больше полумиллиона рублей.
Такой бизнес является достаточно перспективным и интересным, однако придётся выделить немало времени на то, чтобы занять своё место на рынке и вообще найти потребителей своего товара, потому что некоторые компании и вовсе не думают о возможности создания макетов, потому что не сталкивались с необходимостью участвовать на выставках.
Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса