Бизнес план аквапарка
В 2018 году емкость рынка аквапарков в РФ составила порядка 40 млрд. рублей. Ежегодно значение показателя увеличивается на 7-9%. Потенциальная емкость рынка составляет около 550 млрд руб. В 2019 году сохраняется высокий потенциал для роста и развития отрасли. Наблюдается низкая конкуренция. Предприниматель может занять нишу и немедленно начать получать прибыль.
1. Анализ отрасли и целевой аудитории
2. Описание услуг
3. Как открыть аквапарк: рассматриваем по этапам
4. Регистрация
5. Покупка или аренда участка
6. Строительство
7. Закупка оборудования
8. Набор персонала
9. Рекламная кампания
10. Сколько стоит открыть аквапарк: рентабельность и срок окупаемости
Анализ отрасли и целевой аудитории
В современных рыночных условиях аквапарки выступают инвестиционно привлекательным сегментом. На услугу есть спрос — это вызвано низким уровнем конкуренции. В странах Европы аквапарки есть в каждом городе с населением от 300 000 человек.
В России всего около 100 организаций такого типа. Они открыты в городах с населением более 1 млн человек. Наибольшая конкуренция — в центральном и южном федеральных округах. Аквапарки бывают:
- периферийными;
- пригородными;
- городскими.
Последние размещают в черте населенного пункта. Обычно это крытые аквапарки, которые работают круглый год. Затраты на открытие такого заведения выше. Однако и размер прибыли может быть большим.
Периферийные и пригородные аквапарки располагают на окраинах или за пределами населённых пунктов. Большинство таких учреждений открытые. На территории аквапарков могут располагаться естественные водоёмы. Иногда организации соседствуют с развлекательными комплексами и отелями.
Целевой аудиторией аквапарка выступают семьи с детьми и молодёжь. Наблюдается изменение спроса в течение недели. Поток клиентов растёт в выходные.
Услуга относится к средней ценовой категории. Цена меняется в зависимости от возрастной группы. Обычно организации предоставляют бесплатный вход для детей до трёх лет. Маленькие посетители допускаются лишь со взрослыми.
Описание услуг
Люди посещают аквапарк, чтобы покататься на водных аттракционах, горках и поплавать в бассейнах. В будни цена билета дешевле на 60-70%, чем в выходные и праздники.
Нужно выполнить зонирование по возрастам, сложности и экстремальности. Можно оказывать и дополнительные услуги. На территории аквапарка должны быть кафе и бары. Для детей лучше разработать отдельное меню. Можно заняться продажей сопутствующих товаров. Спросом пользуются:
- солнцезащитные очки;
- сувениры с символикой аквапарка;
- гигиенические средства для тела;
- купальники, шапочки, сланцы;
- полотенца.
На базе аквапарка можно проводить праздники и мероприятия. Позже допустимо открытие территории спа. Оно обеспечивает релаксацию и позволяет пройти процедуры, поддерживающие красоту. Мужчинам по вкусу баня. Если планируете крупный проект, можно создать гостиничный комплекс, готовый принять иногородних посетителей.
Как открыть аквапарк: рассматриваем по этапам
Запуск своего дела с нуля нужно производить планомерно. Предприниматель должен:
- Составить бизнес план аквапарка. Информация вносится после детального анализа рынка и конкурентов, разработки стратегии и дальнейшего развития.
- Зарегистрироваться в ФНС. Нужно выбрать форму собственности, получить разрешения на ведение деятельности, подготовить необходимую документацию.
- Обзавестись участком. Его можно взять в аренду или купить. На первых этапах лучше аренда. Однако необходимо заключать долгосрочное арендное соглашение.
- Заняться строительством. Потребуется около полутора лет на возведение крытого сооружения с нуля.
- Купить оборудование. Нужны комплектующие для бассейнов, аттракционы, система очистки, насос и трубопроводы.
- Нанять персонал. На плечи сотрудников ляжет контроль за безопасностью посетителей, уборка помещений, обслуживание, администрирование.
- Провести рекламную кампанию. От ее успеха зависит размер дохода предпринимателя.
Регистрация
Организацию необходимо зарегистрировать. Лучше работать в форме ООО. При подаче заявки нужно выбрать систему налогообложения. Здесь подойдет УСН 6%. Однако если выручка превысит 120 млн руб (что вероятно), использовать «упрощенку» не получится.
Дополнительно предстоит выбрать коды ОКВЭД. Подойдут такие:
- 93.21 — деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков;
- 93.29.9 — деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки.
Когда регистрация бизнеса в ФНС завершена, предприниматель должен заняться подготовкой разрешительных документов для открытия. Необходимо обратиться комитет градостроительства и архитектуры. Здесь нужно взять разрешение на возведение объекта. Дополнительно необходимо посетить СЭС и пожарную службу. Разрешения от организаций необходимы для ввода аквапарка в эксплуатацию. Бизнес не подлежит лицензированию.
Покупка или аренда участка
Выбирать участок нужно, опираясь на будущий размер аквапарка. Если создать организацию в черте города, это позволит повысить приток потенциальных посетителей, но инфраструктура вокруг должна быть развитой. Для аквапарка необходимы водоснабжение, канализация и электроэнергия. Если аквапарк крытый, потребуется участок площадью 1 — 5 гектаров, если открытый — 5 — 15 гектаров.
Строительство
В бизнес план строительства аквапарка нужно заложить расходы на возведение комплекса. Потребуется нанять подрядчика. Необходимо тщательно подойти к выбору организации. Важно навести справки о ней, выяснив историю и репутацию. Сотрудничество должно осуществляться строго по договору. В нём нужно оговорить все условия, отразить штрафные санкции за нарушения.
Сроки строительства зависят от масштабов проекта. На возведение потребуется 1-1,5 лет. Готовый аквапарк должен выглядеть необычно. Рекомендуется нанять дизайнера для разработки концепции помещения. Аквапарк включает в себя несколько обязательных зон:
- аттракционы;
- раздевалки;
- душевые;
- уборная.
Рекомендуется также разместить зоны питания, отдыха, спа и фитнес-центр.
Закупка оборудования
Создать аквапарк с нуля без дорогого оборудования не получится. Российские производители на этом рынке почти полностью отсутствуют. Поэтому предприниматель должен быть готов к сотрудничеству с поставщиками из-за рубежа. Чтобы аквапарк смог работать, потребуются:
- система очищения воды и воздуха;
- энергосберегающее оборудование, радиаторы;
- сантехническое оборудование, трубопроводы, насосы;
- аттракционы, горки, бассейны;
- мебель для зоны отдыха;
- освещение, оборудование для электроснабжения.
Если планируется создание спа, термальной территории, тренажерного зала, перечень необходимого оборудования будет куда шире.
Набор персонала
В штат аквапарка обязательно должны входить:
- Управляющий. Занимается контролем работы аквапарка в целом, выбирает стратегию развития, взаимодействует с поставщиками.
- Администраторы. Занимаются решением возникающих вопросов с клиентами, принимают посетителей.
- Инструкторы по плаванию и спасатели. Учат клиентов держаться на воде, помогают при непредвиденных ситуациях.
- Уборщики. Поддерживают чистоту на территории.
Дополнительно рекомендуется нанять штатного врача и продавцов, занимающихся реализацией сувенирной продукцией. Если на территории аквапарка действует кафе, потребуются повара, официанты и бармены.
У всех сотрудников должны быть санитарные книжки на руках. На роль официантов и уборщиц можно нанять студентов без опыта. Однако в целом персонал должен иметь подходящую квалификацию. Важно, чтобы у специалиста было документальное подтверждение навыков. Найти узкоспециализированный персонал удастся через агентства, онлайн доски объявлений.
Рекламная кампания
Продвижение бизнеса лучше начать еще до момента его запуска. Аквапарк считается масштабным заведением. Поэтому организация потребует больших вложений в рекламу. Чтобы привлечь посетителей, можно прибегнуть к следующим способам продвижения:
- Раздача флаеров и листовок. Наймите студентов и школьников. Раздавать листовки нужно неподалеку от аквапарка, в торговых центрах и в иных местах большого скопления народа.
- Наружная реклама. Разместите плакаты на общественном транспорте, используйте афиши, светящиеся экраны и билборды.
- Создание сайта и группы в социальных сетях. Ресурс должен постоянно наполняться качественным контентом. Необходимо организовать обратную связь с посетителями. Важно информировать их о новых акциях, скидках, расценках.
- Размещение информации в СМИ. Дайте объявление на местное телевидение, радио и в газеты.
- Проведение акций и разработка системы скидок. Групповые посещения, например, можно сделать куда дешевле.
Необходимо организовать торжественное открытие. Лучше, если это будет праздник, предусматривающий раздачу карт лояльности, розыгрыши подарков и бонусов.
Сколько стоит открыть аквапарк: рентабельность и срок окупаемости
Аквапарк — крупномасштабный проект, требующий больших инвестиций. Понадобится порядка 160 млн руб. В сумму включены затраты на строительство, покупку оборудования, рекламную кампанию. Дополнительно входят ежемесячные расходы. На них необходимо заложить около 5 млн руб. Сумма учитывает заработную плату персонала, оплату коммунальных услуг и стоимость аренды участка, отчисления в фонды и непредвиденные расходы.
Основной источник заработка — продажа билетов на посещение аквапарка. В среднем в сутки организацию посещает около 1 000 человек. Причём в выходные показатель увеличивается. Стоимость детского билета в среднем составляет 500 руб, а взрослого — 800 руб. В выходные цену можно повысить на 100 руб.
За сутки удастся заработать порядка 500 000 — 800 000 рублей. Месячная прибыль составит 15 — 24 млн. руб. Продажа сувенирной продукции, работа кафе, фитнес клуба и прочих сопутствующих организаций принесут дополнительную прибыль. Доход составит примерно 20 млн — 25 млн руб. при успешном продвижении. Бизнес окупится в течение 3-6 лет.
Показатель |
Значение |
Сумма первоначальных инвестиций |
160 млн руб. |
Ежемесячные расходы |
5 млн руб. |
Месячный доход |
20-25 млн руб. |
Чистая прибыль в месяц |
15-20 млн руб. |
Срок окупаемости |
3-6 лет |
Риски бизнеса
Открывая аквапарк, можно столкнуться с такими рисками:
- срыв сроков строительства;
- природные катаклизмы, форс-мажорные обстоятельства;
- не удалось уложиться в изначально составленную сумму;
- снижение благосостояния населения;
- падение спроса на услугу;
- поступление некачественного оборудования.
Чтобы избежать рисков, нужно обеспечить запасной источник финансирования. Перед заключением договора с фирмами-поставщиками важно навести о них справки, затем составить юридически грамотное соглашение, обеспечивающее гарантии.
Работая с подрядчиком, необходимо обозначить сроки завершения строительства и установить штрафные санкции за их нарушение. Имущество лучше страховать. Если происходит снижение спроса, нужно пересмотреть план развития, изменив цены услуг и политику продвижения.
Создание аквапарка — перспективная бизнес идея. Предприниматель сможет занять нишу, столкнувшись с минимальным количеством конкурентов. Однако запуск кампании потребует больших затрат. Успех начинания зависит от умения предпринимателя планировать и продвигать свой бизнес.