Бизнес-идея: виллэдж-туры
По объективным причинам многим россиянам заграничные путешествия стали не по карману. Мало того, что курс рубля снизился в два раза, еще и упали реальные доходы населения. «Однако наш народ не унывает, – рассказывает владелец небольшой турфирмы Мария Маркова. – Мы констатируем рост интереса к внутреннему туризму».
И в самом деле, нынешний 2015 год оказался урожайным для черноморских курортов. Между тем, у нас в стране есть немало других «хлебных» в плане туристического интереса мест, способных принести немалый доход грамотному туроператору.
Некоторые из них могут даже подразумевать под собой необходимость освоения новых видов туризма. В частности, речь идет о чрезвычайно модных в Европе виллэдж-турах (то есть туристических поездках по деревням). О специфике их организации в России мы и поговорим.
1. В поисках чистого воздуха
2. Чем можно привлечь клиента?
3. Самые разные программы
4. Финансовая сторона вопроса
В поисках чистого воздуха
Жители мегаполисов и промышленных городов, особенно дети, нуждаются в чистом воздухе. Понятно, что в силу самых разных житейских причин не всегда удается надолго вывезти домочадцев к морю. «Зачастую это дорого, даже если цены, скажем, в Ейске ниже, чем в Анталии, – поясняет Мария Маркова. – При этом врачи советуют дышать чистым воздухом всё лето».
И действительно, расчет показывает, что даже самый скромный семейных отдых в частном секторе города Анапы будет стоить не менее 60 тысяч рублей за три недели. Для среднестатистического жителя России это не так уж и мало. Как быть? Выход видится именно в виллэдж-турах.
Еще лет десять назад такой формат вообще не рассматривался значительной частью городских жителей. «Многие считали, что это не «статусно», – говорит наш эксперт Игорь Малюгин. – Теперь люди понимают, что здоровье не купишь, но его можно сохранить, проведя отпуск где-нибудь на природе. Те, кто ищет чистый воздух, станет клиентом этого направления». Речь может идти о 10-15 миллионах россиян, готовых суммарно оставить не менее 300 млрд. рублей в год за отдых в деревне.
Чем можно привлечь клиента?
Итак, клиенты найдутся, были бы интересные предложения. Чтобы узнать, что хотели бы получить за свои «кровные» отпускные потенциальные покупатели виллэдж-туров, обратимся к форумам, где обсуждается отдых в сельской местности.
ВААРЛАХ: «Рыбалку, охоту, сходить бы в лес по грибы-ягоды, еще баньку и, конечно, натуральные продукты».
Hjer@: «Всё это мило, но комфорт никто не отменял. В целом, идея супер, главное – недорого».
НАТАЛИЯ_НИКОЛАЕВНА: «Я бы поехала на всё лето с внучкой… Но как там с детскими врачами? Хотелось бы беспроблемной доступности их помощи».
ПРАВДОРУБ: «Это была бы классная смена обстановки для нашей молодежи, помешанной на дорогих ресторанах. Что может быть романтичнее танцев в сельском клубе, где звучат песни Шульженко? А потом пойти в «ночное» пасти коней и встречать рассвет. Если это интересно подать, то от желающих не будет отбоя».
Самые разные программы
Очевидно, что виллэдж-туры по своим программам должны быть самыми разными: от формата «бабушка с внучкой» до «рыбалки с другом на озере». По словам Марии Марковой, главным препятствием, которое придется преодолеть турфирмам, ориентированным на отдых в деревне, является информационный вакуум вокруг этого вида отдыха. Второй немаловажной проблемой представляется инфраструктура сельского туризма.
Максим Коровин, энтузиаст этой идеи, проживающий в одной деревушке на берегу Волги, пишет: «Мы, местные, знаем, как у нас чудесно и интересно. Если бы кто-нибудь из горожан предложил поучаствовать в этом деле, я купил бы пару заброшенных домов и привел бы их в порядок. Семьсот рублей в сутки за отдых семьи в избе с русской печью, с возможностью самим подоить корову и собрать яйца в курятнике – совсем недорого. Если надо, покажу рыбные места, поляны с грибами».
Таким образом, предпринимателю, дебютирующему в этом бизнесе, необходимо найти десяток-другой партнеров по бизнесу, подобных Коровину, и обсудить с ними детали совместных действий. Сделать, кстати, это не так уж сложно, используя, к примеру, социальные сети.
Финансовая сторона вопроса
Подсчитать стоимость старта в этот бизнес в некоем усредненном абстрактном виде вряд ли возможно. Всё зависит от конкретных условий работы.
«Я бы назвала это бизнес испытанием на самоорганизацию, – рассказывает Мария Маркова. – Найти заинтересованных людей, оценить виллэдж-туры с точки зрения плюсов и минусов, договориться о финансовых отношениях, поднять рекламную кампанию – всё это требует не столько денег, сколько собственной энергии. Я это все прочувствовала, так сказать, на собственной шкуре».
Кстати, свои стартовые вложения предпринимательница в итоге оценила в 300 тысяч рублей и два года неустанного труда.
Но даже несмотря на эти вливания денег и сил, поначалу было очень сложно. По словам Марии, первое время ей приходилось периодически самой отвозить на своей машине клиентов, гарантируя им немедленное возвращение по первому требованию. Разумеется, ее идею тогда немало критиковали, но постепенно сформировался круг людей, которым виллэдж-туры пришлись по душе. Они-то и составили основной контингент почитателей этого формата отдыха.
Комиссионные сборы со своих партнеров в деревне (а клиенты платили за отдых непосредственно им) Мария Маркова оценила в 15% от стоимости путевок, при этом бизнес стал приносить доход, как уже говорилось, на второй год деятельности.
В общем, виллэдж-туры как бизнес можно назвать действительно сверхперспективной идеей, тем более для России, где общий процент урбанизированной территории ничтожно мал. Этот вид туризма стопроцентно найдет у нас своих предпринимателей и почитателей, которым близки по духу тамбовские угодья, подмосковные леса, уральские озера – всё, что мы называем Родиной.
Александр Ситников, специально для Equipnet.ru