Бизнес-тренинг в горах
Мать-природа все больше начинает рассматриваться тренинг-центрами и турагентствами как огромный зал для проведения бизнес-тренингов. За внушительные суммы владельцев компаний и рядовых менеджеров возят в экстрим-туры, учат действовать сообща и достигать горных вершин, проводя параллели с развитием бизнеса.
Построение бизнеса и восхождение в гору имеют много общего. В обоих случаях на пути к вершине человеку приходится преодолевать большое число препятствий, набивать шишки, а то и вовсе начинать свой путь заново. Так почему бы не объединить горы и бизнес в одно целое? Наверное, именно так рассуждали отечественные первопроходцы в области интеллектуального туризма и разработчики тренингов в горах.
С точностью сказать, кто же был первым инициатором идеи, трудно. Сегодня предложений об организации бизнес-походов со стороны турагентств и тренинг-центров расплодилось большое количество. Основное направление в России – Кавказ. Место проведения – Приэльбрусье и гора Эльбрус. Если хорошо погуглить, можно отыскать также предложения из Крыма, Алтая или Урала. В большинстве случаев, формат «бизнес-тренинга в горах» или «бизнес-треккинга», прямо скажем, откровенная «замануха» для толстосумов. От обыкновенного похода с многолитровыми рюкзаками и палатками такие экстрим-туры и походы ничем кроме прайса не отличаются. Конечно, положительного эффекта от самого восхождения и последующего подъема жизненных сил никто не отменял.
Вторая разновидность – когда в восхождении принимает участие бизнес-тренер. В отличие от простого инструктора он выступает в качестве транслятора практических знаний, применимых для бизнеса. В перерывах между восхождением он доносит менеджерам о концепциях «Голубого и Алого Океанов», проводит метафорические деловые игры и помогает построить свою «Кривую Ценностей» или «Карту Успехов». Стоимость такого тренинга на 10 человек с восхождением на Эльбрус составит 460 тыс. руб.
Игра на «выживание»
Существует и третий вариант. Пожалуй, самый экстремальный и достойный отдельного шоу с участием Беара Гриллса и последователей швейцарского альпиниста Ули Штека – скоростное восхождение на гору или прохождение полосы препятствий в дикой местности. Коллектив либо разбивается на команды и по очереди вместе с инструктором штурмует вершину с секундомером, либо устраивает настоящую игру на выживание/выбывание. Сценарий такой игры может напоминать известную передачу «Выбраться живым», а стоимость участия под силу лишь крупному и среднему бизнесу.
В чем смысл? Несколько мини-команд, составленных из коллективов различных компаний, отправляются в дикую местность, наполненную различными опасностями – порожистыми горными реками, горными склонами, пещерами, непроходимыми зарослями и болотами. Последовательно выполняя сложные задания, каждая команда получает баллы. Причем баллы зачисляются и отнимаются не только за успешное или неудачное прохождение препятствий, но и за другие заслуги, которые проявляются на трассе. Дополнительными очками поощряется взаимовыручка, достойное отношение к соперникам, креативное решение возникающих проблем (например, если одна команда быстро перебралась через реку, повалив дерево, в то время как другая отправилась в обход). По итогам каждого дня игры коллектив, показавший худшие результаты, выбывает по решению совета жюри. Задача координаторов во время испытаний – следить за безопасностью участников, фиксировать все проявления морально-волевых качеств каждой команды, доносить до игроков те ценности, которые они должны использовать в жизни, бизнесе и предостерегать от роковых ошибок. Чтобы играть было еще интереснее, организаторы иногда выбирают участника одной из команд и на сутки включают его в команду соперников и наоборот.
Какие перспективы у экстрим-тренингов для бизнеса? Учитывая переполненность рынка тренингов, можно предположить, что большие. Устав от однообразных лекций и мастер-классов от известных предпринимателей, крупные компании все больше приглашают вести тренинги людей, никак не связанных с бизнесом. Ярким примером тому могут служить тренинги Эрика Вайхенмайера, который проводит лекции в топовых компаниях мира и которого недавно уже приглашал к себе «Сбербанк». Вайхенмайер считается первым в истории слепым альпинистом, покорившим «Семь вершин» — самых высоких гор всех частей света. Истории о том, как человек, лишенный зрения, преодолевает столь суровые испытания природы, по признанию участников, позволяет совершенно иначе смотреть на такие вещи как финансовый кризис, скачки курсов валют и т.д.