Прибыльный и полезный бизнес: учебно-досуговый центр для школьников | БИЗНЕС ИДЕИ

Прибыльный и полезный бизнес: учебно-досуговый центр для школьников

Прибыльный и полезный бизнес: учебно-досуговый центр для школьников

* В расчетах используются средние данные по России

Бизнес, ориентированный на школьников и их родителей, сегодня особенно актуален. Портал Openbusiness вместе с успешными предпринимателями, которые добились немалых успехов в своем сегменте, продолжает серию статей – практических руководств для начинающих бизнесменов. Дурак учится на своих ошибках, а умный – на чужих, гласит народная мудрость. Хотя, будем откровенны, полностью избежать ошибок в новом начинании никому не под силу, но, руководствуясь опытом других (тем более, если он успешный), мы можем избежать многих подводных камней и быстрее добиться положительных результатов. Специально для читателей нашего сайта мы попросили десять преподавателей и репетиторов, которые открыли собственные учебные центры в различных городах нашей страны, поделиться своими впечатлениями, своим опытом и… ошибками.

Прежде, чем открывать новый бизнес (любой) стоит изучить спрос на товар или услугу, которые вы собираетесь предлагать. Возьмем рассматриваемый нами вариант – образовательные услуги. Сложно поверить, но лет 10-15 назад этот сегмент был практически не развит в нашей стране. Частных репетиторов практически не было. Весь объем знаний, необходимых для сдачи итоговых (выпускных) экзаменов, дети получали непосредственно в школе и, как ни удивительно, никаких дополнительных занятий для успешного прохождения экзаменов в вуз им не требовалась. В наши дни такое положение дел кажется утопической идиллией. Несмотря на то, что школьная программа, по идее, предполагает получение ребенком необходимой учебной базы, которая требуется для успешного поступления в вуз и последующей учебы там, в современной школе невозможно рассчитывать на успешную сдачу ЕГЭ, всего лишь на всего имея отличные оценки. Заботливые родители нанимают репетиторов по основным экзаменационным предметам, которые приходят на дом с завидной периодичностью – от одного раза в неделю (если начинать дополнительные занятия с десятого класса – за два года до сдачи экзаменов) до 2-3 раз (если родители опрометчиво потеряли время и отправили свое чадо на дополнительные занятия в 11 классе).

Тем не менее, сдача ЕГЭ и успешное поступление в вуз для сознательных родителей далеко не самоцель. Будем откровенны: тот факт, что ваш ребенок поступил на желаемую специальность или даже (что случается намного реже) успешно отучился на выбранном факультете и получил вожделенный диплом, вовсе не гарантирует, что в скором времени он найдет работу своей мечты с высоким уровнем заработной платы, с комфортными условиями труда и идеальным начальством, которое будет отпускать своих подчиненных минимум два раза в год в гарантированный государством отпуск общей продолжительностью 28 календарных дней. Но возникает вопрос: если даже дорогостоящие занятия с репетитором в старших классах вовсе не дают гарантии успешного будущего детей, то зачем тратить деньги на занятия с ребенком в младших классах школы?

И здесь мы получаем совершенно неожиданные ответы. Репетитор для школьников младших классов Александр М. из Таганрога обосновывает необходимость дополнительных занятий со школьниками начальных классов следующим образом: «Когда мои знакомые спрашивают, чем я занимаюсь, и узнают, что я оказываю услуги репетитора для учеников 1-4 классов, то мой ответ вызывает немало недоумения. Первый очевидный вопрос: зачем мучить детей? Давайте лучше продлим их счастливое детство! Второй вопрос: зачем нам тратить деньги на услуги репетитора, который ни на что не влияет? На этот вопрос специалисту ответить особенно сложно. Непросто донести до человека без специальных знаний в детской психологии, что именно в этот период закладываются основные навыки ребенка, которые он будет использовать в дальнейшей своей жизни, что именно сейчас определяется будущее их чада, что не научив ребенка учиться (а это именно то, чему должны учить, но чему не учат в нашей школе), больших успехов в своей жизни он не добьется. В репетиторский бизнес я пришел из школы. По правде сказать, учителя-мужчины в нашей школе встречаются крайне редко. В лучшем случае это преподавателя физкультуры или технологии. Я же на протяжении десяти лет обучал школьников премудростям математики. И вот, что я понял за столь немалое время работы: наши дети не умеют думать. Может, для кого-то это прозвучит оскорбительно, но «факт имеет место быть», как говорил мой классный руководитель. Вся система российского образования и мы, учителя, как ее работники обучаем детей выполнять задания по определенным алгоритмам. Мы учим их порядку совершения определенных действий. По сути, именно так и работают компьютеры. Но мы не учим детей думать. И это ключевой вопрос, на мой взгляд. Ведь не дав ребенку основополагающих навыков, невозможно ожидать от него хороших результатов в самостоятельной работе. Удивительно, но наши соотечественники до сих пор считают, что школьнику младших классов репетитор ни к чему. Родители согласны тратить по 2,5-3 тысячи рублей в месяц на дополнительные занятия, к примеру, по карате, рисованию или же иностранному языку. А вот по школьным предметам «подтягивать» ребенка считается лишним. Между тем, наш опыт подтверждает, что если дополнительно заниматься со школьником младших классов регулярно, то уже к средней школе его результаты оказываются выше, нежели у сверстников, которые обращаются к услугам репетиторов лишь в 9-10 классах».

В последнее время актуальность дополнительных занятий со школьниками младших классов сомнению не подвергается. Поэтому услуги немногочисленных репетиторов, которые занимаются с этой возрастной аудиторией, особенно востребованы. Какие же требования предъявляются к такому специалисту? На этот вопрос отвечает Юлия А. из Нижнего Новгорода: «Для того чтобы стать репетитором, необходимо иметь высшее образование по определенной специальности. Для работы со школьниками с первого по четвертый класс вполне достаточно иметь квалификацию педагога начальных классов. Однако я бы советовала предварительно получить опыт работы в школе, хотя бы не меньше года. Стоит признать, что приятного в этом мало: школьный коллектив – это «осиное гнездо». В основном, здесь преобладают женщины среднего возраста, которые не сильно приветствуют новичков, не стремятся их поддержать, а скорее напротив, строят им различные препятствия в работе. Не стоит забывать и про бюрократию. Если вы думаете, что работа в школе – это большей частью творчество плюс любовь к детям и всеобъемлющий креатив, то вы глубоко ошибаетесь. Один урок занимает 45 минут, но на подготовку к нему уходит намного больше времени, а уж на проверку домашних и контрольных работ требуется не один час. Учитель зачастую с этим просто не справляется. Отсюда пропущенные ошибки или, напротив, исправление правильных ответов, заниженные оценки и, в целом, кажущееся пренебрежение и отсутствие интереса к детям. На самом же деле, все совсем не так. Просто современная система образования даже у самых вдохновленных и инициативных преподавателей отбивает все желание вкладывать душу в свою работу. Те, которых это положение дел не устраивает и которые уверены в своих силах, уходят из школы и идут в различные частные образовательные учреждения или открывают собственные классы, на этот раз, частным образом. Однако для начала собственной частной практики требуется немало смелости. Далеко не каждый учитель, который до этого много лет жил (и выживал) на зарплате в 20-25 тысяч рублей, решается на открытие собственного бизнеса».

В широком смысле этого слова репетитор – это человек, который проводит частные уроки с отдельными учениками или с небольшими группами учеников. Причем в роли последних могут выступать как дети, так и подростки или даже взрослые. Как правило, репетиторством занимаются школьные учителя, педагоги дополнительного образования и преподаватели вузов. Впрочем, зачастую среди репетиторов можно встретить людей и без педагогического образования – лингвистов, филологов, математиков, физиков, инженеров, дизайнеров, художников и т. д. Встречаются и студенты старших курсов вузов, которые еще не получили диплом. Плохо это или хорошо? Единого мнения на этот счет нет. Кто-то считает, что стать преподавателем может лишь человек, имеющий специальное высшее (непременно педагогическое) образование и большой опыт работы в школе или любом другом образовательном учреждении. Однако, если изучить программу обучения педагогов в наших вузах, то становится понятно, что преимущества обладания педагогическим образованием весьма относительны. Более того, зачастую хороших результатов в преподавании (или в объяснении сложных тем простым языком) добиваются люди, не работавшие ни дня в школе, колледже, университете или институте. Как отмечают родители, чьи дети занимались не с одним репетитором, лучше всего сложные темы объясняют… студенты (недавние или даже нынешние, которые сами в настоящее время изучают данные предметы, пусть и на более высоком уровне). Как объяснить такой парадокс? Взрослые, которые давно окончили школу и вуз, перестают мыслить, как дети, теряют детский взгляд на вещи. Они могут изучать основы педагогики годами, но не поможет им приблизиться к пониманию детской психологии и детского восприятия ни на сантиметр. Это вовсе не означает, что репетитор старше студенческого возраста не может стать хорошим преподавателем. Главное, может ли он найти контакт с ребенком и поставить себя на его место, взглянуть на мир его глазами. Если же обратиться к закону, то любой человек, обладающий соответствующими навыками и квалификацией, может стать частным преподавателем.

Если вы являетесь специалистом в своей области, имеете соответствующую квалификацию и опыт работы, то стоит задуматься об открытии собственного центра. Тем более что больших вложений для этого не потребуется. Вам потребуется арендовать помещение и обустроить его, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и начать рекламировать свои услуги. Расскажем по каждому из вышепречисленных пунктов подробнее. «Выбор помещения зависит от числа населения, проживающего в вашем городе, – рассказывает Елена М. из города Орла. – В небольшом городе главный критерий выбора места – это стоимость аренды. Клиенты могут добраться к вам с любого района, даже самого отдаленного, в течение 20-30 минут. Если вы сможете предложить оптимальную программу обучения, а также удобное время посещений, то проблем с расположением вашего центра не будет. Я плачу за аренду 15 тысяч рублей месяц. В эту стоимость входит аренда одного помещения площадью 30 кв. метров плюс коммунальные расходы. Располагается оно в центре города, в транспортной доступности для жителей всех районов нашего города. Для меня это оптимальный вариант, так как я не завишу от внешних факторов (пробки, природные катаклизмы, длительная дорога на работу и т. д.). Он же оказался оптимальным и для моих клиентов».

Итак, помещение, пусть и небольшое, но есть. Где брать оборудование и мебель? «Если вы работаете с ребенком один на один, то много мебели не потребуется. – считает Андрей А. из Казани, который работает репетитором русского языка и литературы уже пятнадцать лет. – Вполне достаточно столов и стульев по числу учеников (плюс стол и стул для учителя). Можно обойтись одним учительским столом со стулом и партами. Также вам потребуется, как минимум, доска для письма мелом или маркером. Обойтись без нее не получиться. В любом случае вам нужно будет объяснять сложные темы, иллюстрировать правила и проверять знания ваших учеников при работе в группе. Многие полагают, что старые школьные доски, на которых пишут мелом, отошли в далекое прошлое. Я не могу с ними согласиться. Может, где-то на замену меловым доскам пришли интерактивные или маркерные, однако, привычная зеленая (а для кого-то и черная или коричневая) доска – это дань традициям и не только. Я работаю с детьми младших классов, то есть в возрасте от 7 до 11 лет. И все они с удовольствием работают на меловых досках, хотя, вполне возможно, до работы со мной они их в глаза не видели. Впрочем, меловые доски можно заменить на белые маркерные (офисные варианты). Особенно если у вас в классе есть дети-аллергики. Последние порой плохо реагируют на меловую пыль. Парты я советую покупать сразу «правильные», то есть ортопедические. Предположим, в вашем классе будет 5-6 учеников. Количество учащихся в небольшой группе редко превышает эту цифру. Одна парта со стулом обойдется в 10 тысяч рублей. Таким образом, ваши расходы на мебель не превысят 60 тысяч рублей плюс стол и стул для учителя. Кроме того, не забывайте про технику, которая вам потребуется в работе. Здесь все зависит от ваших предпочтений. Некоторые учителя не представляют себе жизни без проектора. Мне же за столько лет работы он ни разу не понадобился. Зато без компьютера и принтера я себе не представляю свою профессиональную  жизнь. Можно, конечно, скупать методические и учебные материалы. Но, во-первых, вам все равно придется их сканировать и распечатывать, так как большинство пособий предполагает работу непосредственно в книге. Во-вторых, будем честны, на покупке всех необходимых материалов можно просто разориться. Конечно, мы можем использовать 1-2 книги в нашей работе. Но это неэффективно, так как ни одну из них мы не пройдем до конца. Хороший репетитор не просто обучает ребенка. Он постоянно отслеживает результаты своей работы, проводя контрольные работы и тестирование. Оценки при этом, конечно, не выставляются, но это позволяет выявить «слабые места» в подготовке ребенка. Чтобы проработать эти слабые места, мы подбираем специальные упражнения. При этом в течение одного учебного года, занимаясь с одним-единственным ребенком, хороший репетитор может задействовать до десяти разных пособий! Эффективность такой работы окажется в разы выше, но встает вопрос с рентабельностью такого бизнеса. Средняя стоимость одного пособия составляет 300-400 рублей. Но оно вряд ли позволит охватить все темы. На подготовку школьника в течение одного года по одному предмету требуется в среднем три пособия. А если репетитор занимается с ним сразу по нескольким дисциплинам? Будем откровенны: большинство преподавателей скачивают основные методические материалы в интернете, подбирают задания, исходя из потребностей конкретного ученика, и распечатывают их по мере необходимости на принтере. Плохо это или хорошо, сказать сложно. Для издателей и авторов, скорее всего, плохо. Хотя практически у каждого репетитора есть пособия, которые он использует в работе, в печатном виде. Искать нужный материал в электронном файле или в кипе разрозненных листов крайне неудобно, поэтому у преподавателя есть основные, наиболее часто используемые им пособия в печатном, книжном виде. Как бы то ни было, расходы на покупку пособий (или распечатку их) будут весьма существенны. Эти расходы разумнее всего будет отнести к постоянным. К примеру, у меня на покупку новых пособий уходит около 1,5-2 тысяч рублей ежемесячно. И это еще не столь большая сумма. Дело в том, что большую часть книг я приобретаю у букинистов. Экономия здесь не столь существенна. Хотя все зависит от везения. Так, например, новая книга среднего объема стоит 200-300 рублей, а цена на букинистические пособия колеблется от 50 до 500 рублей, не считая стоимости доставки. Впрочем, многие преподаватели отдают предпочтение старым учебным пособиям не столько по причине более низкой цены, сколько из-за более удобной формы подачи материала, продуманности структуры и проработанности упражнений. В любом случае будьте готовы к немаленьким расходам на материалы для работы».

Отдельного внимания заслуживает вопрос авторских прав на разрабатываемые репетиторами программы обучения. Вопрос этот не столь уж праздный. На этот счет существует две полярные точки зрения. Одни специалисты придерживаются мнения, что если в качестве основы разработанной программы выступает авторская методика, то все права принадлежат ее разработчику. Но далеко не все преподаватели согласны с этой точкой зрения. «Да, я могу взять за основу определенную методику или технологию. – признает преподаватель математики Евгений М. из Новороссийска. – Тем не менее, я, в любом случае, не использую ее в «чистом» виде. Я комбинирую ее с двумя-тремя и более другими техниками, методами работы, добавляю свои упражнения и тесты, свои приемы и задачи. По сути, мой модифицированный вариант, пусть и основанный на конкретной методике, в конечном виде зачастую не имеет к ней практически никакого отношения. И опять же, давайте задумаемся о том, что же такое методика. Если я разрабатывают именно методику работу, но при этом использую свои и частично чужие, частично заимствованные упражнения, то тут уже сложно говорить о соблюдении авторских прав. Это как в отношении настольных игр: с одной стороны, механика игры – это, несомненно, авторская разработка. А с другой стороны, с небольшими модификациями она не находится под защитой закона об авторских правах».

Впрочем, аренда помещения, закупка мебели и методических материалов, разработка собственных учебных программ (пусть и на базе чужих наработок) – это далеко не все затраты, которые нужно планировать. Каким бы прекрасным ни был ваш центр, без рекламы вы вряд ли наберете достаточно количество клиентов. Каким же образом лучше всего рекламировать свой кабинет или центр? По опросам общественного мнения и опыту большинства репетиров оптимальный способ продвижения – через интернет. Отлично работают группы в социальных сетях. «Наш учебный центр всегда рекламировался только через интернет. Мы ведем коммерческие темы на различных тематических форумах, а также собственные группы в социальных сетях. – делится опытом Анастасия Н. из Новороссийска. – Конечно, на ведение групп уходит немало времени. Но основной наш ресурс – это наш сайт. Именно здесь мы размещаем полезные статьи для родителей, обзоры учебных пособий и методические рекомендации. На поддержку сайта уходит очень много времени. Особенно если учесть, что им занимаюсь я сама – учредительница центра. Но уже через год работы к нам стали обращаться различные книжные издательства. Изначально мой сайт работал в формате блога. Я покупала различные пособия и публиковала на своем сайте рецензии с описанием. А потом, когда посещаемость сайта достаточно увеличилась, мне стали писать различные издательства с предложением написать и опубликовать на моем сайте рецензии на их новые книги. Я согласилась на это предложение, но с условием, что буду писать свое мнение объективно. Денег мне за это не платят. Зато я регулярно бесплатно получаю новые учебные пособия по различным дисциплинам. Хотя, наверное, если бы мне не нравилось писать рецензии и, что более важно, если бы у меня не было достаточного свободного времени для этого, то мне было бы выгоднее покупать эти книги за свои деньги, а не тратить свои ресурсы на другие занятия. С другой стороны, именно через сайт центра и группы в социальных сетях нас находят большинство наших учеников. Все же образ репетитора за последние несколько лет существенно изменился – и с этим не поспоришь. Если раньше репетиторов находили родители учеников, пользуясь при этом, в основном, рекомендациями других мам и пап, то теперь наши ученики зачастую ищут педагогов самостоятельно. При этом они тоже обращают внимания на рекомендации, но рекомендации уже совершенно иного рода, нежели лет десять назад. Теперь мнение абсолютно незнакомого человека (особенно, если это сверстник) о том или ином специалисте имеет не меньшее значение, нежели отзыв, полученный от друга или же его родителей».



Все эти особенности нового времени крайне важно учитывать при разработке программы продвижения вашего центра (или вас как репетитора, если вы планируете работать самостоятельно), а также при поиске новых и удержании старых клиентов. Дальнейшие способы развития бизнеса зависят от ваших интересов и предпочтений. Большинство репетиторов сначала занимаются частной практикой, потом открывают собственный учебный центр, затем увеличивают количество филиалов своего центра в пределах города и в дальнейшем по другим регионам. Некоторые предпочитают разрабатывать собственные курсы и программы обучения, а затем продавать их. Впрочем, оба варианта вполне возможно и сочетать.