Свой бизнес: как открыть летные курсы | БИЗНЕС ИДЕИ

Свой бизнес: как открыть летные курсы

Свой бизнес: как открыть летные курсы

* В расчетах используются средние данные по России

Чтобы обучиться пилотированию, нужно закончить специальную учебное заведение, однако они имеют свою структуру и особенности. Многое зависит от того, чему именно хочет обучиться человек. Самое важное разделение – есть ли у него желание стать пилотом «для себя» или же получить профессиональное образование, которое позволит работать в авиации. Это серьёзное различие вынуждает предпринимателей, которые открывают свои лётные школы, выбирать для себя направление. Несколько проще всё-таки открыть не полноценную школу, а авиационный учебный центр, который не отчитывается в своей деятельности хотя бы перед Министерством в сфере образования и науки. Однако помимо образовательной лицензии лётная школа должна получить множество разрешений и решить огромное количество вопросов. 

Вообще стоит отметить, что в этом виде бизнеса есть и бюрократические сложности, поэтому процесс лицензирования иногда затягивается на очень долгий срок. На рынке же при этом зачастую имеется немало предложений, поэтому потребитель может выбирать, а небезызвестный ДОСААФ при этом вообще предлагает по минимальным ценам обучение и получение соответствующего свидетельства пилота. Немало и иностранных компаний, которые работают в России и предлагают свидетельства иностранного образца, утверждая, что оно является интернациональным. Однако там есть и свои особенности.

Для начала необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, лучше оформить общество с ограниченной ответственностью. Индивидуальное предпринимательство по понятным причинам не подходит. Некоторые компании регистрируются как некоммерческие организации, благодаря чему получают дотации от государства, но такой вариант подходит тем, кто просто хочет открыть лётную школу «ради людей», потому что получаемую прибыль не получится использовать в личных целях – всё на благо организации. Процесс регистрации непосредственно юридического лица долгим не будет, но вот далее необходимо получить разрешения от других организаций. В первую очередь нужно обратиться в местный Департамент авиации, именно при сотрудничестве с этой организацией можно получить разрешение не только на проведение обучения, но и полёты вообще. 

Понятно, что лётная школа не может обойтись без возможности вылетов. Департамент авиации вписывает учреждение как организацию, которая занимается гражданской авиацией, при этом через регулирующий орган будут решаться многие вопросы, поэтому контактировать с ними придётся всё время. Чтобы получить разрешение также нужно обладать соответствующими мощностями, то есть иметь свой аэропорт, самолёты, в штате сотрудников с соответствующим образованием. Дополнительно деятельность лётной школы почти наверняка будет включать в себя такие услуги и работы, которые подлежат обязательному лицензированию в Минпромторге (Министерство промышленности и торговли), причём лицензия выдаётся только на определённые услуги. Далее может потребоваться именно образовательная лицензия, но только в том случае, если учреждение готовит именно пилотов, которые в дальнейшем могут рассчитывать на трудоустройство. Свидетельство пилота человек в любом случае в итоге получает сам, его не выдаёт лётная школа, но для возможности выдавать именно документ об образовании государственного образца нужно пройти лицензирование, а далее и аккредитацию. То есть открытие именно школы, а не просто центра, на порядок сложнее и дольше. При этом многие люди хотят получить навыки и знания, чтобы пилотировать свой собственный или арендованный самолёт, поэтому непосредственно школ (в юридическом смысле) не так много, гораздо больше платных заведений, где просто учат управлять летательным аппаратом.

Также предпринимателю стоит определиться с нишей, которую он хочет занять. Сложность заключается ещё и в том, что в большинстве случаев человек, обучавшийся в школе, сможет получить свидетельство на право управления конкретной моделью или моделями, то есть он сможет в лучшем случае управлять некоторым классом летательных аппаратов, но не пользоваться абсолютно всеми самолётами. И наибольшей популярностью пользуются те школы, которые предлагают обучение на популярных же моделях (об этом чуть ниже). Но школа также может занимать нишу так называемой сверхлёгкой авиации, уча своих клиентов пользоваться определёнными средствами, скорость которых ниже простого автомобиля. Сюда относятся автожиры, планёры и прочие парапланы, самая серьёзная техника в этом классе – специальные вертолёты. Это направление для любителей, которые просто интересуются небом, о серьёзной авиации тут говорить не приходится. Такая школа может быть относительно маленькой и рассчитанной на простой средний класс, который хочет получить свидетельство вроде как пилота. Авиационным учебным центром – АУЦ – может называться учреждение, которое обучает частных пилотов, работает с гражданской авиацией, это уже в той или иной степени серьёзная организация со сложной отчётностью. 

Если открывать АУЦ, то как раз нужно больше всего изучить требования рынка, это направление коммерческое и зачастую рассчитанное на обеспеченных людей, которые могут позволить себе свой летательный аппарат. К примеру, в регионе работы могут быть популярны вертолёты, но не популярны самолёты; к слову, выяснить это можно просто, потому что соответствующая инфраструктура есть не во всех даже крупных городах, и поэтому иногда человек, к примеру, даже обладая средствами на покупку самолёта, не может его купить, потому что хранить его негде, а собственная взлётно-посадочная полоса и ангар – удовольствие не для всех (и дело не только в деньгах). Наконец, самое сложное направление, как уже было замечено, — это именно учебное заведение. Всё-таки сегодня получить лицензию на такую деятельность не просто сложно, а очень сложно, профессионалов-пилотов готовят только ВУЗы и прочие государственные учреждения. Значительная часть лётчиков бесплатно для них подготавливается в госучреждениях, в том числе в вооружённых силах, поэтому такое направление может оказаться ещё и провальным.

Вообще поиск пилота для своей школы может стать очень трудным этапом. Найти хорошего пилота в России проще, чем во многих странах, потому что направление подготовки лётчиков относительно неплохо развито, но не всегда школа в состоянии предлагать конкурентоспособный уровень заработной платы. Обычно в школы идут работать вышедшие на пенсию пилоты, причём либо уставшие от огромной ответственности (пилоты гражданской авиации, пилотировавшие пассажирские лайнеры), либо отслужившие свой срок в армии. Эти готовы уже ради идеи работать за деньги несколько более скромные, чем им платили на предыдущем месте работы. Только вот нужно понимать, что только очень опытный лётчик может пилотировать абсолютно все типы воздушных судов, а отслуживший, к примеру, в армии пилот вряд ли хорошо разбирается в гражданской авиации. Да и в небольших городах не всегда удаётся найти хорошего специалиста. Что касается уровня зарплат, то тут самый минимум, пожалуй, это 50 тысяч рублей в месяц, но только в провинции для не самого лучшего специалиста, который работает просто потому, что ему скучно на пенсии. К примеру, уровень зарплат в авиакомпаниях у пилотов достигает 400 тысяч рублей в месяц, а иногда и больше, ведь многое зависит от опыта лётчика. Вдобавок там предлагают такой социальный пакет, какой ни одна школа позволить не может. Отсюда и могут быть сложности с поиском профессионалов, причём мало найти хорошего пилота, нужно, чтобы он был ещё и педагогом. Впрочем, обычно школы не скупятся на заработной плате своим тренерам, и их зарплату покрывает высокая стоимость обучения. При этом в школе должно работать сразу несколько тренеров, а также люди, которые занимаются обслуживание летательных аппаратов. В хороших школах фонда заработной платы в месяц может составлять больше одного миллиона рублей, но точные цифры привести достаточно сложно, потому что существует множество факторов, от которых зависит необходимое число сотрудников. 

Простые самолёты может вместе с пилотами обслуживать ещё 2-3 человека, при этом сам предприниматель может решать все административные и организационные вопросы, передавая бизнес-процессы, не приносящие прибыли, на аутсорсинг. Тогда можно рассчитывать на 200-300 тысяч рублей заработной платы, но это только в провинции, где пилоты не слишком много зарабатывают. В целом, сокращение издержек в этом направлении позволяет снижать стоимость обучения, что может быть особенно важно в регионе работы из-за конкуренции.

Также нужно располагать своим собственным аэродромом, чтобы иметь возможность преподавать лётную науку. Причём нужна не просто взлётно-посадочная полоса, а именно полноценная база, где можно не только хранить самолёты, но и обслуживать их и даже тренироваться перед взлётом. Обычно такие комплексы располагаются за пределами города, но в самом населённом пункте стоит иметь своё представительство, где будут проходить обучение теории. Всё-таки без неё даже пытаться подниматься в небо не стоит. Стоимость постройки своего аэродрома тоже трудно просчитать, к примеру, для сверхлёгкой авиации хватит вообще какой-нибудь простой базы, обустроенной из какой-нибудь заброшенной территории, а вот для школы авиации для профессиональных пилотов нужен такой комплекс, в который даже не каждая крупная фирма сможет вложить свои средства, ибо счёт не всегда идёт даже на десятки миллионов долларов, а больше. Вообще самый простой аэропорт (частный) можно приобрести примерно за 15 миллионов рублей (цифра очень усреднённая), постройка обойдётся ненамного дешевле, но растянется на очень долгий срок. Также авиабаза должна быть удобно расположена, чтобы туда можно было быстро добраться из города.

Следующий момент – покупка летательных аппаратов. Здесь уже сумма инвестиций зависит от того, на чём именно будут учить летать. Однако нужно сказать, что среди самолётов и вертолётов наибольшей популярностью пользуются определённые модели, да и вообще в каждом классе есть предпочтительная техника, которая популярна не только в этой стране, но и за рубежом. Рассматривать каждый тип летательного аппарата нецелесообразно, поэтому в качестве примера возьмём самолёт. Итак, в России популярны самолёты российского же производства, к примеру, Як-52. Бывший в употреблении (и уже достаточно старый, потому что новый не найти) самолёт стоит от миллиона рублей, но это, грубо говоря, хлам. Хороший летательный аппарат будет стоить на порядок дороже. Однако всё чаще в российских школах начинают готовить на «интернациональном» Cessna C-172 (или вариациях). Стоит такой самолёт порядка 13 миллионов рублей. Зато его используют во многих школах мира, да и среди частных пилотов он снискал популярность. За счёт того, что модель распространённая, обслуживание будет на порядок выгоднее. То есть рассмотреть возможность покупки такого аппарата стоит. Причём одним самолётом вряд ли получится обойтись, поэтому нужно рассчитывать на несколько сразу. И, конечно, для содержания таких летательных аппаратов нужна авиабаза соответствующего уровня. Отсюда сумма стартовых инвестиций приближается к 50 миллионам рублей, только это, опять же, средний показатель.

Теперь нужно более подробно остановиться на том, сколько может зарабатывать лётная школа. Конечно, стоимость обучения обычно очень высокая, однако тут нужно понимать, что диапазон очень широкий. В первую очередь стоит отметить, что некоторые школы работают с расчётом на то, чтобы своих клиентов сделать пилотами других стран. Во многих государствах сегодня выдают свидетельства пилота, которые действуют по всему миру (или хотя бы в цивилизованной его части), причём считается, что в другой стране получить это свидетельство проще. Тому есть несколько причин: российская бюрократия, ещё советский подход к обучению, требовательность пилотов-тренеров. В любом случае за рубежом безо всяких взяток получить заветно свидетельство относительно легко, поэтому школа, работающая от имени другой страны, становится серьёзным конкурентом. Но и требует она обычно больше, поэтому очень богатые люди уходят туда. Хотя, конечно, и тут есть исключения. Однако определяющим цену обучения в большинстве своём становится стоимость лётного часа. Сегодня в России она начинается от 9 тысяч рублей, редко превышает 12 тысяч. Для того, чтобы обучиться летать, человек должен посетить хотя бы 10 практических занятий, то есть стоимость обучения начинается от 100 тысяч по самому низкому тарифу и с минимальным перечнем услуг, ведь помимо лётной практики есть теория (которую, кстати, обычно преподают сами инструкторы). 

Вообще стоимость обучения достигает полумиллиона, правда, эту сумму обучающийся платит не сразу, а в течение пары месяцев. Себестоимость лётного часа зависит от модели летательного аппарата, но тот же самолёт Cessna C-172 потребляет в среднем 25 литров авиационного бензина в час. Точный расход считается в каждом случае, потому что есть разные скорости, разные режимы. Тогда при стоимости бензина даже в 100 рублей за литр (авиационного) остаётся 6,5 тысяч рублей (при сумме часа в 9 тысяч). Чуть больше половины этих средств уходит на содержание самолёта и заработную плату инструктора, но даже оставшиеся средства позволяют сформировать неплохой доход. Вообще рентабельность такого начинания не слишком высокая, но определяется она точно в зависимости от количества учеников – чем их больше, тем, конечно, лучше. Однако срок окупаемости такого проекта, безусловно, очень длительный; своя лётная школа окупит себя в самом лучшем случае только через несколько лет. Но опять же заметим, что такой проект имеет множество вариантов своего развития и работы, поэтому все показатели могут сильно изменяться как в меньшую, так и в бо́льшую сторону.