Свой бизнес: книжная типография
* В расчетах используются средние данные по России
Создание своей книжной типографии – это очень сложное начинание, которое требует от предпринимателя немало денежных вложений и сил. Однако и перспективы у такого бизнеса имеются, и хотя в настоящее время существует немалое количество изданий, которые будут выступать серьёзными конкурентами начинающему предпринимателю, это не значит, что нет шанса занять какую-то долю рынка.
Первым делом необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, тут можно, теоретически, оформиться как индивидуальный предприниматель, но всё же лучше выбрать форму общества с ограниченной ответственностью, в которой допускается, как и в случае с индивидуальным предпринимательством, использование упрощённой системы налогообложения, которая предполагает перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли в качестве налогов. Процесс регистрации нельзя назвать сложным, величина государственной пошлины составляет 4 тысячи рублей. Если в типографии не предполагается печатать свою собственную продукцию, а издавать исключительно книги по заказу от сторонних компаний, то не нужно получать дополнительные разрешения и лицензии. В ином случае придётся регистрировать своё средство массовой информации. При этом нужно отметить, что в данной статье рассматривается открытие именно типографии, и, хотя она зачастую существует на базе уже работающего издательства или плотно сотрудничает с несколькими книжными издательствами, всё же книжная типография и книжное издательство – это разные виды бизнеса, и о последнем подробно написано в этой статье.
После того, как урегулированы все формальности, можно приступать к открытию типографии. Вообще начинающие предприниматели редко открывают большой офис, потому что на первых этапах следует экономить на многом, но так, чтобы это не сказывалось на качестве материала, работы. Лучше, если открывают такой бизнес единомышленники, потому что у предпринимателя в этом случае почти наверняка будут люди, которые будут вместе с ним заниматься работой. Иногда за счёт энтузиазма нескольких людей не требуется нанимать сотрудников со стороны, поэтому представительство типографии может быть очень небольшим. Причём не обязательно открывать издательство в центре города, можно найти помещение где-нибудь на окраине, так, чтобы меньше платить за аренду. Достаточно будет офиса размером в 30-40 квадратных метров, но это только размер самого издательства, если предполагается содержать собственную типографию, то для неё помещение нужно искать отдельно.
Для непосредственно самой типографии и склада потребуется иметь в распоряжении помещение размером минимум 100 м2, конечно, точный размер рассчитывается в зависимости от индивидуальных параметров, но оборудование занимает несколько десятков квадратных метров, расходные материалы нужно хранить в отдельном помещении (крупная типография нередко имеет в запасе сотни упаковок типографской бумаги всевозможных типов, хотя лишние запасы – это изъятые из оборота средства), а для готовой продукции нужен свой склад. Там должны учитываться температура и влажность, в ином случае книги могут начать портиться, особенно если их долго хранить. Стоимость аренды может отличаться в разных городах, конечно, в провинции арендовать офис значительно дешевле, в мегаполисах даже за небольшое помещение придётся платить немалые деньги, но в среднем нужно рассчитывать примерно на 20 тысяч рублей в месяц за площадь около 25-30 м2 – это только на представительство. 100 м2 на склад и производственное помещение придётся оплачивать дополнительно – 80-100 тысяч рублей, если не в центре города. Оборудовать офис нужно простой мебелью и техникой, расчёт идёт в 50-60 тысяч рублей за одно рабочее место в среднем. Количество человек может быть различным (об этом чуть ниже), поэтому точную цифру назвать невозможно.
Таким образом, можно снять небольшое помещение, обустроить его за малую сумму и при необходимости провести ремонт, после чего можно будет запускать работу представительства. Однако дополнительно средства нужно выделить для программистов, верстальщиков и дизайнеров, они работают обычно в очень дорогих программах, графических редакторах, к примеру, поэтому их рабочее место обходится в разы дороже. Например, стоимость только полного пакета Adobe Photoshop составит 18 тысяч рублей на одно рабочее место в год, а нередко люди работают с пакетами от десятка поставщиков программного обеспечения, и иногда цены на продукты значительно выше. Точную цифру назвать достаточно сложно, потому что иногда можно найти бесплатные альтернативы платным программам, но не всегда его можно использовать – зависит от формата работы издательства. К примеру, если издавать книги с немалым количеством иллюстраций, то простых графических программ будет не хватать – нужны будут профессиональные пакеты.
Теперь несколько подробней о работе самой производственной линии. В зависимости от планируемого объёма работы выбирается и размер помещения, но всё же для начала достаточно небольшой типографии, оборудование в которой не отличается высокой производительностью. Но нельзя забывать и месте для хранения отпечатанной продукции, то есть размеры помещения нередко превышают даже указанные 100 м2. Однако для печати хотя бы книг в мягком переплёте требуются нормальные агрегаты, а также дополнительные устройства, что сказывается на сумме закупки оборудования. Сюда входит полноценная печатная система, резаки плоттеры, листоподборочные устройства, буклетмейкеры, ламинаторы. Хотя на нормальной типографии используется очень большое количество устройств. Сюда относится цифровая печатная машина, которая обладает производительностью от 100 копий в минуту; обычно приобретается чёрно-белый аппарат, потому что для цветной печати используется другое устройство, то есть более дорогая, но менее производительная цифровая печатная машина с красочностью CMYK. Далее стоит купить широкоформатный плоттер, который поддерживает сложную технологию нанесения цвета, то есть может обладать способностью двенадцатицветной печати. Тогда может быть обеспечено превосходное качество изображения и точность печати. Цифровая монохромная печатная машина даёт возможность выполнять широкий спектр работ, то есть печатает на любых материалах и на заготовках разного размера. Для массовой печати нужна также офсетная двухкрасочная листовая печатная машина, она ориентирована на печать полноцветного изображения для мелких книг в мягком переплёте. Одноножевая бумагорезательная машина — объяснять её предназначение, думается, не стоит. Чтобы готовить книги, нужен ещё и тигельный пресс для высечки и горячего конгревного и блинтового тиснения художественных изображений, торговых знаков, тиснения на переплетных крышках и других видах высококачественной отделочной и печатной продукции. С его помощью можно работать также на плотном картоне или ином подобном материале. Термографическая машина, который используют только в самых современных типография. Нужен он для обеспечения отсутствия задержек времени при смене режимов работы. Как можно понять, нужен он только в случае больших объёмов тиража. Необходимо установить и листоподборочно-брошюровочную линию модульного типа с листоподборочными устройствами. В некоторых случаях может понадобиться брошюровочный агрегат, который выполняет операции перфорации и переплета. Рулонный ламинатор — его предназначение, думается, тоже объяснять не стоит — всё понятно из названия. Бумагосверлильный станок нужен для сверления отверстий в стопе листового материала. Очень пригодится при печати книг и автономный нумератор, который нумерует, перфорирует, бигует, режет и рицует (надрезает) лист, делая все это за один прогон в любом месте бумажного полотна вдоль его движения.
Что касается стоимости оборудования, то предпринимателю доступно огромное количество вариантов. Самый дешёвый – это покупка бывшего в употреблении оборудования, здесь можно ограничиться нескольким сотнями тысяч рублей за относительно неплохие машины, но сколько они прослужат – неизвестно. Можно оборудовать непрофессиональную типографию, которая может печатать малые тиражи – пригодно для издательств, работающих на малой территории и ориентированных на заработок на рекламе. Но всё же оптимально располагать мощностями, которые позволяют производить продукцию хотя бы не хуже основных конкурентов (тут имеется в виду, конечно, качество печати журнала, а не его наполнение).
За сумму примерно в 2 миллиона можно оборудовать маленькую типографию со средним оборудованием, но это годится только на первое время, впоследствии придётся вложить немало средств на развитие. К примеру, покупка типографской линии Ricoh обойдётся в сумму около 3,5 миллионов рублей. Оснащение профессиональной типографии обходится уже в сумму около 10 миллионов рублей, но это с расчётом закупки иностранных машин, а именно европейских или американских.
Кстати, типографское оборудование отличается по способу печати (офсетная, трафаретная и тому подобное), в зависимости от того, на каких клиентов ориентируется типография, может меняться состав оснащения. Дополнительно необходимо найти поставщика расходных материалов, обычно бумагу, краски, материал для ламинирования, переплёты, картон и все остальные расходники может поставлять одна компания, в любом крупном городе можно найти не одного поставщика, который будет готов привозить всё необходимое, если предложить ему оптовые закупки. В маленьких городах, возможно, придётся сотрудничать с компаниями из ближайших крупных городов, но в любом случае предложения такого рода есть, и проблем с поставщиком быть не должно.
Стоимость бумаги составляет примерно 2 рубля за один лист – и это только средний показатель за относительно хороший продукт. Книга может быть отпечатана на мелованной бумаге (её стоимость и указана в качестве примера), а может быть использована дешёвая некачественная бумага (немногим лучше газетной для второсортной литературы), которая стоит в 2-3 раза дешевле. Покупать бумагу лучше оптом, причём большим, при приобретении нескольких тысяч листов есть возможность договориться с поставщиком о хотя бы небольших скидках. Краска обходится на лист дешевле, но тут несколько сложнее, потому что есть несколько факторов, которые значительно увеличивают себестоимость распечатки. Это, например, цветная печать, печать на специальной бумаге, нанесение полноцветных изображений. Также потребление краски может существенно отличаться в разных машинах, и в итоге предпринимателю нужно подобрать оборудование, которое уже проверено пользователями и имеет хорошие отзывы, отличается эффективностью потребления расходных материалов. В целом, стоимость расходников включается в стоимость готовой продукции, и эти расчёты будут указаны ниже.
Важный момент – поиск специалистов для своей типографии. Главное в этом направлении – это люди, которые занимаются работой за аппаратурой, то есть искать нужно тех специалистов, которые имеют опыт работы в типографии или хотя бы в центре полиграфии, потому что неподготовленный человек не в состоянии быстро освоить новую машину. Некоторые типографии предлагают своим клиентам возможность редактуры книг, то есть имеется хотя бы небольшая редакция, которая если и не исправляет серьёзные недочёты в самом содержании книги, то хотя бы занимается её оформление и техническим редактированием. В редакцию может входить разное количество человек, но хватит, скорее всего, 5 сотрудников, каждый из которых занимается только своим делом. Руководителем может стать и сам предприниматель, потому что чаще всего типографию открывают те, кто прекрасно разбирается в этом направлении. Если оказывать дополнительные услуги по оформлению книг или же просто редактировать заказанные книги для технического исполнения заказа, то нужно нанять нескольких редакторов и программистов. Вся остальная работа проходит в издательстве, которое и занимается подготовкой материала – типография просто исправляет возможные недочёты, которые могут повлиять на качество отпечатки или итоговый вид продукта (то есть проверяют предварительно как будет выглядеть книга, как разместятся изображения, нужный ли шрифт подобран). Поначалу, конечно, учредители (если их несколько) могут выполнять большой объём работы, занимаясь разными направлениями, но всё же впоследствии придётся находить уже специалистов с образованием. В относительно крупных типографиях штат может составлять несколько десятков человек, потому что обслуживать несколько линий по производству книг пара человек не сможет.
Величина заработной платы сотрудников типографии (имеются в виду специалисты, которые работают за оборудованием) меняется от региона к региону, а также в зависимости от того, на каком оборудовании именно приходится людям работать и какие обязанности на них возложены. Там, где процесс предельно автоматизирован, не нужно нанимать мастеров, а вот при работе на машинах, где нужен ручной труд и настройка каждого элемента производственной линии, уже лучше искать опытных операторов. В целом, уровень заработной платы начинается от 20 тысяч рублей в регионах, может быть в несколько раз выше для профессионала. В зависимости от количества человек рассчитывается и фонд заработной платы – помимо непосредственно самой зарплаты придётся передавать средства в пенсионные фонд и производить прочие социальные отчисления. При этом все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли организацией, стоит передать на аутсорсинг, сюда относится ведение бухгалтерии, например. Стоимость аутсорсинговых услуг в месяц редко превышает 10 тысяч рублей даже для средней фирмы.
Продвижение своих услуг на рынке – процесс достаточно сложный и длительный, потому что в любом относительно крупном городе имеется не одна фирма, предлагающая подобные услуги, при этом уровень спроса нередко значительно ниже уровня предложения. Отчего следует, что предпринимателя ждёт жестокая конкурентная борьба, и браться приходится за любые заказы. Обычно клиентами книжной типографии становятся небольшие издательства, которые занимаются выпуском дешёвой литературы, начинающие предприниматели, желающие зарабатывать на выпуске учебной, научной и прочей специализированной литературы, и, значительно реже, свободные авторы, решившиеся выпустить свою книгу. Типографии выгодней найти клиента, который будет периодически заказывать тираж, чем ориентироваться на того, кто всего лишь раз закажет пусть и крупный тираж. И клиенту, и типографии выгодно заниматься крупным тиражом, то есть тиражом в несколько тысяч экземпляров (получить заказ на больше чем 10 тысяч экземпляров для начинающей фирмы – очень хороший старт), однако в первое время почти наверняка придётся заниматься мелкими задачами – распечатать пару сотен какого-нибудь не слишком популярного учебника (например, по регионоведению), помочь какому-нибудь писателю потешить своё самолюбие, выпустив для него 2-3 десятка его книг в твёрдом переплёте, издать сотню недоработанных книг, которые представляют собой перевыпуск какого-нибудь художественного произведения. Речь идёт о типографии, которая начала работать отдельно от какого-то издательства, и первой её задачей станет именно поиск партнёров, желательно постоянных и со стабильными заказами.
При этом нужно понимать, что себестоимость одной книги для типографии не слишком высока, начинается она примерно с 15 рублей за совсем уж простую книжицу в несколько десятков страниц на бумаге плохого качества и, конечно, в мягкой обложке. Серьёзное издание в твёрдом переплёте стоит уже не меньше ста рублей за один экземпляр (имеется в виду тираж в 3-5 тысяч) – это те деньги, которые уходят на краску, бумагу и прочие расходные материалы, причём это относительно небольшая цена, качественная книга стоит значительно дороже, но сюда не включаются косвенные издержки – то есть электроэнергия, оплата зарплаты и тому подобные отчисления. При этом наценка на печатные издания обычно бывает очень высокой, потому что иначе предприниматель не сможет покрывать как раз эти прочие издержки, которые существуют на предприятии вне зависимости от того, сколько заказов выполнило оно. Нередко наценка достигает 80%, однако для заказчика предусмотрены скидки, если объём его заказа превышает определённое количество экземпляров (например, один уровень цен при тираже до 1 тысячи экземпляров, другой – свыше 10 тысяч, ещё дешевле, если заказывать пару десятков тысяч), и тут каждый предприниматель сам устанавливает свои тарифы.
Если взять в расчёт, что предприниматель отдаёт 100 тысяч рублей за аренду, платит 100 тысяч рублей своим сотрудникам, вынужден тратить 50 тысяч рублей на прочие расходы (коммунальные платежи, амортизация, аутсорсинг), то есть если сумма ежемесячных расходов составит 250 тысяч, то для покрытия этой суммы нужно распечатать 5 тысяч книг с учётом, что накрутка на каждый экземпляр составила 50% при себестоимости одной книги в 100 рублей. К сожалению, не каждая типография может в первые же месяцы выйти на такой объём производства, поэтому нужно иметь некий резерв средств, чтобы не прийти к банкротству. Но у большой типографии, которой станет успешное предприятие, и расходы на порядок больше, потому что нужно нанимать дополнительных людей, приобретать несколько оснащённых линий, при этом переходя на более совершенное оборудование.
Всё это, конечно, слишком грубые расчёты, но на их основании можно понять, что ждёт начинающего предпринимателя. Тем более, нужно позаботиться о транспорте – большой объём книг дистрибьютор должен в лучшем случае забирать со склада сам на своём (или просто самостоятельно арендованном) транспорте. То есть после выполнения заказа издательства типография отгружает продукцию уже распространителю (человек из издательства при этом предварительно оценивает качество книг), с которым договаривается издательство, которому оно продаёт свои книги. Подводя итог, можно сказать, что такое начинание – достаточно сложный вид бизнеса, причём рассчитывать нужно как минимум на первые полгода работы, сложности могут возникнуть с тем, что заказчики обращаются в проверенные фирмы, которые существуют не первый год на рынке. Прибыль такое начинание начнёт приносить при самом оптимистичном прогнозе через несколько месяцев, а срок окупаемости обычно составляет не меньше нескольких лет.
Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса