Свой бизнес: производство акварельных красок
* В расчетах используются средние данные по России
Акварельные краски известны с древних времен. Вряд ли можно найти человека, который бы никогда не сталкивался с ними за всю свою жизнь. Даже если вы не художник и не увлекаетесь рисованием, скорее всего, вы не раз рисовали акварельными красками в детстве. Акварельные художественные краски представляют собой довольно мелко растертые (тонкодисперсные) пигменты высших сортов, смешанные с растительным клеем гуммиарабиком или с декстрином, получаемым нагреванием крахмала в присутствии кислот. Все эти основные компоненты красок являются водорастворимыми, что имеет немаловажное значение. В эту смесь также входит пластификатор, в роли которого может выступать мед или глицерин, и антисептик (фенол).
К акварельным краскам предъявляются довольно высокие требования. Они должны отличаться довольно высокой степенью прозрачности, поэтому в них не добавляют белила. После высыхания на бумаге качественные краски не должны стираться при легком нажатии ватного тампона. Кроме того, они должны быть устойчивыми к солнечному свету и не выгорать на нем. Они должны легко браться мокрой кистью и ровно ложиться на бумагу равномерным слоем, не проникая на обратную сторону листа и частично смываясь с него водой. Хорошие краски клейкие и достаточно вязкие, при высыхании не дают трещин и легко растворяются водой. Все эти качества акварельные краски приобретают за счет высококачественных связующих веществ, среди которых могут быть как гумми-смолы (камеди), вышеупомянутые клеи гуммиарабик, мед, декстрин, патока, вишневый, сливовый, урюковый и другие клеи, получаемые из косточковых плодовых деревьев.
Акварельные краски выпускаются в продажу в сухом виде в таблетках и в плитках, уложенных в пластиковые коробочки – кюветы (в основном, акварельные краски в такой расфасовке предназначены для детей и для работы над небольшими проектами и набросками), а также в пастообразном состоянии в тюбиках (для профессиональных художников и масштабных работ). К акварельным краскам весьма близки по составу гуашевые (плакатные) краски. Но помимо вышеперечисленных компонентов, в гуашь также входят белила, придающие ей более плотную, непрозрачную, пластичную и при этом текучую консистенцию. Гуашь имеет более высокую укрывистость, нежели акварель, а также матовость и бархатистость. Выпускаются гуашевые краски в тюбиках и в пластиковых баночках.
Краски для акварели производятся путем перетирания порошковых пигментов с водорастворимым связующим средством, которое состоит преимущественно из гуммиарабика, но включает также глицерин в качестве пластификатора, смачивающего вещества, такого, как бычья желчь, и (в случае необходимости) загустителя, например, гуммитрагаканта. К другим видам загустителей относится крахмал, декстрин или разбухающая глина. Обычно в краски также добавляется консервант, который действует как противогрибковый и бактерицидный агент. Кроме того, в случае крайней необходимости для контроля над свойствами определенной краски к другим ингредиентам иногда добавляются наполнители, которые могут образовывать белую окраску. К каждому из используемых в составе краски пигментов предъявляются различные требования. Огромное значение для качества готового продукта имеет точное соблюдение заданных пропорций одного или нескольких ингредиентов. Поэтому процесс производства акварельных красок считается сложным, требующим наличия у работников большого опыта работы в этой сфере и соответствующих знаний.
Независимо от способа расфасовки акварельных красок, техника производства не имеет принципиального различия и предполагает наличие следующих этапов: смешение связующего с пигментом, перетирание смеси, подсушка до вязкой консистенции, наполнение краской чашечек или тюбиков, упаковка.
Для смешения пигментов со связующим веществом обычно используются механические смесители с опрокидывающимся кузовом. При производстве небольших количеств краски замесы могут приготовляться и вручную в металлических эмалированных бачках с перемешиванием при помощи деревянных лопаток. В смеситель загружают сначала связующее вещество, а затем в него добавляют небольшими порциями пигмент в сухом виде и в разведении с водой (водная паста). Перетирание акварельных красок осуществляется на трехвальцовых краскотерочных машинах. Так как некоторые пигменты довольно чувствительны к железу, то специалисты советуют использовать вальцы из гранита или порфира, а стальной съемочный нож в стандартном оборудовании заменить деревянным. Хотя последний вариант будет менее долговечным, зато качество производимой вами продукции окажется выше.
Для перетирания пигмента используется краскотерочная машина, при помощи которой пигмент тщательно смешивается со связующим веществом до образования однородной красочной пасты. Качество и количество перетиров напрямую зависит от степени измельчения и твердости пигментов, количества влаги в смеси (степени смачиваемости пигментов), от вязкости связующего вещества, от скорости вращения и валов и величины их зажатия. Например, при использовании грубодисперсного пигмента потребуются дополнительные перетиры, что ухудшает качество краски, загрязняя ее материалами при стирании валов и пылью с металлического ножа. Чтобы этого избежать, паста с содержанием таких пигментов не должна перетираться более пяти раз. Для перетира акварельных красок потребуется дополнительное оборудование – отдельные краскотерки на каждую группу пигментов, близких друг к другу по оттенку (получается по отдельной машине для белых красок, для темно-коричневых и черных, для желтых, красных и оранжевых, для зеленых синих и фиолетовых).
При изготовлении акварельных паст производители обычно используют связующие вещества, предварительно разбавленные растворами. Связано это с тем, что при применении слишком густого раствора во время перетирания нельзя получить достаточно однородную красочную пасту. Кроме того, пигмент в этом случае недостаточно насыщается связующим веществом.
Перетертая краска направляется на просушку для удаления из смеси лишней влаги и получения густой пасты для фасовки в чашечки или тубы. Подсушка пасты осуществляется в специальных сушильных камерах или на гранитных плитах при температуре около 35-40° С. После удаления определенной части воды сгустившаяся паста аккуратно раскатывается в ленты толщиной в один сантиметр, нарезается на отдельные квадратики, прямоугольники или кружки, соответствующие площади кюветки, и укладываются в чашечки. Коробочки закрываются и на них приклеиваются этикетки. Существует и более бюджетный способ фасовки, при котором краску закладывают листочками целлофана, а затем обертывают ее в фольгу и в бумагу с этикеткой. При производстве акварельных красок в тубах наполнение туб пастой осуществляется автоматически тубонабивочными машинами. Затем, что в последнем случае в краску добавляют больше глицерина, что предотвращает их быстрое высыхание и придает им большую растворимость. С другой стороны, при длительном неиспользовании краски в тубах может произойти отделение пигмента от связующего вещества.
Раньше акварельные краски выпускались с маркировкой ГОСТ, которую теперь заменили ТУ. Это связано с прекращением производства в России заводского оборудования, необходимого для выпуска такой продукции. Тем не менее, на большинстве производств акварельных и гуашевых красок по-прежнему используется большей частью отечественного производства (зачастую сильно устаревшее). Часть оборудования можно приобрести и у непрофильных компаний-поставщиков. Однако некоторые составляющие линии (например, установку для акварельных красок) придется покупать отдельно.
Для размещения такого оборудования потребуется площадь от 60 кв. метров под производственный цех. Кроме того, необходимо выделить еще минимум 20 кв. метров под склады сырья и готовой продукции. Краски являются компактным товаром, но требуют особых условий хранений. Храниться они должны в закрытом помещении при температуре не ниже 0° С на расстоянии не менее полуметра от отопительных приборов.
Акварель и схожая с нею по технологии производства гуашь относятся к числу самых популярных видов школьных красок и являются клеевыми и водорастворимыми. Так как в качестве красящего элемента в них используются натуральные пигменты, то такие краски считаются безопасными и не требуют обязательной сертификации. Тем не менее, большинство производителей оформляют на такую продукцию санитарно-эпидемиологическое заключение, которое подтверждает ее высокое качество и вызывает больше доверия со стороны потребителей. Обратите внимание: помимо маркировки сертификационного центра, на упаковке ваших красок обязательно должна быть указана информация о производителе, заводе-изготовителе и составе продукции. Для детей подходят максимально безопасные краски без химических красителей и отдушек, лишь на основе кукурузного клея, декстрина и натуральных медосодержащих добавок. И акварель, и гуашь имеют неограниченный срок годности. Хотя со временем краски вполне могут немного подсохнуть, но для восстановления их рабочих свойств, достаточно просто добавить немного воды.
Особого внимания заслуживает вопрос ассортимента предприятия по производству художественных красок. Если ваша продукция предназначается для профессиональных художников, то последние используют только основные цвета, предпочитая создавать нужные оттенки путем смешения нескольких красок. А для детей, напротив, чем больше цветов красок – тем лучше. Оптимальной, по мнению большинства производителей, считается палитра, состоящая из 12 цветов, так как в нее входят все основные оттенки и при этом ее упаковка довольно удобная и компактная, не занимает много места в портфеле.
Не менее большое значение при выборе красок имеет для потребителей не только количество оттенков в наборе, но и его цена. Как правило, быстрее всего расходуются 1-2 основных цвета в наборе, независимо от широты палитры. Чем больше красок в нем, тем дороже набор при таком же расходе. Следовательно, приобретать дорогие наборы невыгодно для родителей. Для привлечения покупателей производители зачастую совмещают в одной упаковке обычные краски и декоративные (с блестками, флуоресцентные, эффектом «металлик» и т. д.). Стоимость таких наборов незначительно выше обычных, но они вызывают интерес.
Не забывайте об оформлении ваших красок. Удобные и прочные коробочки с прозрачными крышками, чтобы покупатели видели их содержимое, и яркие этикетки – все эти, на первый взгляд, мелочи являются залогом успеха вашей компании.
Реализуются краски через магазины канцелярских товаров, магазины детских товаров, супер- и гипермаркеты, магазины художественных товаров и т. д. По предварительной оценке минимальные расходы на организацию производства акварельных и гуашевых красок составят от 300 тысяч рублей. В эту сумму входит приобретение минимального производственного оборудования, аренда помещения под цех, покупка сырья и упаковки (пластиковых кюветов), печать этикеток. Сроки окупаемости зависят от многих факторов (объемы производства, ассортимент, качество продукции, целевая аудитория и т. д.) и составляют от 9 месяцев.