Условия применения стратегии сокращения
В условиях переменчивости и нестабильности условий современного ведения бизнеса, для эффективного менеджмента иногда приходится применять ряд непростых и даже рискованных решений. Во многом стратегия сокращений принадлежит именно к таковым.
Большинство специалистов считает ее “стратегией последнего средства”, что зачастую достаточно обосновано. Тем более что порой сокращения неизбежны и необходимы для дальнейшего функционирования предприятия или фирмы в плане как защиты от налоговых угроз со стороны фискальных органов, так и оптимизации бизнес-процессов.
На данный момент слишком много в успешном ведении бизнеса зависит от постоянного развития и своевременного обновления технологий производства и менеджмента, то есть от той стороны, на которую большинству крупных предприятий нелегко оказывать влияние или вовремя подстраиваться под них, предсказывая очередные, подчас одномоментные, веяния на деловом рынке.
На данный момент специалисты различают несколько базовых стратегий деятельности предприятий:
- Стратегия стабильности;
- Стратегия роста;
- Стратегия сокращения;
- Стратегия сочетания (комбинированная).
Так как мы рассматриваем конкретно стратегию сокращений, то остановимся подробно именно на ней.
Стратегия сокращения проводится, когда после длительного финансового спада и (или) изменений в экономике страны, бизнес нуждается в поиске новых возможностей развития, повышения своей конкурентоспособности и сокращении затрат. Чаще всего сокращение проводится, когда само существование и работа предприятия находится под угрозой упадка, а компания оказывается на грани банкротства. По сути, это переформирование, отсечение лишних активов и баластовых отделов, подразделений, дочерних предприятий, после неопределенного времени получения стабильного дохода и активного развития предприятия. Именно поэтому стратегия сокращений считается довольно тяжелой и применяется в крайних случаях.
Тем не менее, в кризисных ситуациях её практически невозможно избежать, с тем учетом, что стратегия сокращения позволяет оставить активы в наиболее финансово выгодных проектах, давая тем самым бизнесу не только выжить в сложный момент, но и произвести реорганизацию и реструктуризацию для дальнейшего успешного развития.
Чаще всего под сокращением подразумевается снижение объемов производства, уменьшение штата, урезание текущих расходов, в том числе и в производственном плане, пересмотр ассортимента, закрытие филиалов или прекращение поставок в наименее выгодные регионы. Так же используется наиболее болезненная и кризисная методика “сбора урожая”, – когда при сокращении и урезании бюджета руководство предприятия стремится получить наибольшую прибыль. И крайняя мера – стратегия ликвидации, при которой предприятие, которое не представляет возможным дальнейшее существование, целенаправленно ведут к полному закрытию, минимизируя, таким образом, общий ущерб. Для наибольшей эффективности, чаще всего в случаях применения этой стратегии применяется сразу комплекс мер, описанных выше.
Основной проблемой (кроме морально-этической стороны), нам видится отсутствие грамотного подхода к анализу рынка, а также возможности предсказать развитие рынка. В современных условиях быстрой смены общественных потребностей и появления новых технологий, для руководства любого предприятия необходим постоянный, грамотный анализ и тщательная аналитика происходящего на рынке выпускаемой продукции. Стоит заметить и постоянные обновления в методиках, механизмах менеджмента и кадровой структуры предприятия, грамотное и своевременное применение которых также способно существенно повлиять на успешность компании и эффективность управления кадрами.
К сожалению, на данный момент в нашей стране, в силу исторических особенностей и негибкого образа мышления старшего поколения руководителей, с этим имеются значительные проблемы.
Чаще всего крупные предприятия и без того оказываются достаточно “неповоротливыми”, в силу особенностей оснащения и высоких цен на первоначальное оборудование, необходимое для производства. В то время как руководство таких предприятий бывает не готово вовремя принять перемены и веяния индустрии, оставляя производственные линии работать на прежнем, технически и морально устаревшем уровне. Что, подчас, приводит к обесцениванию выпускаемой продукции, падению конкурентоспособности, а также уменьшению заинтересованности потенциальных покупателей.
Именно в таких ситуациях и применяется стратегия сокращения.
Одним из важных причин применения стратегии сокращений является общий спад экономики страны или определенной, напрямую затрагивающей предприятие, ее сферы. И как было уже сказано, наиболее проблемным тут видится именно аналитическая способность его предсказать или обнаружить на достаточно раннем этапе, дабы минимизировать возможный урон, прибегнув к сокращениям. В то же время подобные изменения в экономике и заинтересованности покупательского сегмента могут быть временным изменением, и это тоже должен предвидеть компетентный аналитик и (или) руководитель.
Из минусов стратегии сокращения (кроме очевидных сложных руководящих решений и рисков) можно назвать существенное влияние новой политики компании на имиджевую составляющую и мотивацию работников предприятия. Также не стоит забывать о финансовых издержках, связанных с пособием по безработице и ликвидации ресурсов.
Тем не менее, при видимых нам с этой точки зрения если не плюсах, то некой необходимости, стратегия сокращения всегда довольно болезненна для предприятия, руководства и рядовых сотрудников. И требует принятия жестких, тщательно обдуманных и своевременных решений. Даже в наиболее мягкой своей версии, подобные меры ведут к массовым увольнениям и общему напряжению в коллективе. Учитывая, что зачастую общее снижение оборота и финансирования обычно происходит постепенно (если не брать резкие обвалы экономики и другие сложные, форс-мажорные факторы) от момента процветания предприятия и неопределенного времени стабильности, переход к стратегии сокращения порождает массу недовольных не только среди рядовых сотрудников, но и среди руководителей. Которые, порой, с трудом соглашаются на подобные меры, тем самым теряя необходимое для маневрирования и выживаемости предприятия время и активы.
Таким образом, мы видим, что для проведения стратегии сокращения необходимы определенные личностные характеристики руководства, его грамотные своевременные решения, сильная отработанная система аналитики и анализа рынка (причем не только рынка товара производства, но и кадрового, и смежных рынков – недвижимости, транспорта и т.д.), умение взаимодействовать со своими подчиненными и сотрудниками.
Стратегия сокращения для предприятия – это сложная последовательность действий, которая, несмотря на свои сложные и рискованные решения, способна сохранить предприятие и укрепить его, а также выйти на новый конкурентоспособный уровень в дальнейшем. Так же стоит заметить, что в некоторых сферах подобная стратегия является практически естественным циклом жизнедеятельности предприятия. Высвобожденные таким способом ресурсы могут быть использованы для реорганизации и модификации имеющегося производства.
Считаем стратегию сокращения одной из самых полезных и эффективных в случаях нахождения предприятия в сложных условиях и риска банкротства, а также крайних точках развития. Несмотря на негативное отношение общества и сложности обращения к этой стратегии, она является спасательным кругом для компаний, которые попали в шторм нестабильной экономической ситуации.