5 необычных концепций производства одежды: вызовы, инновации и традиции
Производство одежды исторически имеет плохую социальную репутацию. Низкие зарплаты, ужасные условия труда, сверхвыработки. Какие концепции существуют сегодня, когда социальная повестка требует повышенной этичности и экологичности?
Производство одежды всегда было тяжёлым непрозрачным трудом. Хотя почему – непрозрачным? Очень даже прозрачным! Когда начался бум производства одежды (а произошло это в эру расцвета капиталистической индустрии – в 19 веке), все немедленно узнали – как на самом деле производят одежду. И пришли от этого в ужас.
Одежду (а точнее, – по большей части – ткани, так как понятия «готовое платье» тогда ещё не было) создавали низкооплачиваемые рабочие на фабриках и мануфактурах. Условия труда были ужасными. Тогда же слово «ткач» стало политическим синонимом слова «шахтёр». Все крупные протесты начинались ткачами на ткацких фабриках.
В то же самое время над раскроем, шитьём и филигранной вышивкой (отделкой) трудились, в основном, женщины. Они портили себе глаза, сидя скрючившись в ледяных не освещаемых каморках, а работа их оценивалась в копейки. Итак, производство одежды стало стимулом борьбы трудящихся за свои права и отдельно – борьбы женщин за свои права, что теперь очень важно.
Тот, кто сегодня производит одежду на любом этапе, очень сильно рискует вызвать на себя агрессию «продвинутого» общества – потому что (к сожалению) и даже до сих пор в этой индустрии толком ничего не придумали, чтобы этот труд перестал быть полурабским и низкооплачиваемым. Всем известны истории про «успех бизнеса по пошиву одежды», который зависит от того – смог ли ты вывести производство в Китай и нанять там местных бесправных женщин, посадив их в подвал и оплачивая им полцента за тонну продукции…
Итак, производство одежды как бизнес исторически имеет очень плохую социальную репутацию. К сожалению, его плохая социальная репутация – это отнюдь не пропагандистский миф, выдуманный «чокнутыми леваками» и «социалистами-марксистами». И ещё, к сожалению, плохая репутация бизнеса по производству одежды – это факт отнюдь не «исторический» («это было когда-то в прошлом»), а вполне современный.
Тем не менее, сегодняшняя социальная повестка требует от успешного бизнесмена – вообще повышенной этичности, о которой не слыхивали даже – ещё лет 20 назад! Кто 20 лет тому назад задумывался о том, что бизнесу не прожить без инклюзии, прозрачности процесса на всех его этапах, утилизации по принципу «ноль отходов», использования вторичного переработанного сырья?..
Кстати, о теме производства одежды в рамках тренда “устойчивое развитие” мы уже писали здесь, и тенденция, судя по всему, продолжится и дальше. К примеру, недавно американский бренд туристической и спортивной одежды North Face объявил, что отныне каждые полгода будет отправлять по пять своих дизайнеров для участия в специальной эко-программе Renewal Design Residency, посвященной устойчивому развитию. Эта программа нацелена на формирование экологически сознательной рабочей этики, которая позволит дизайнерам «повысить долговечность создаваемой ими одежды» за счет повторного использования и ремонта.
Как же сегодня заниматься бизнесом, который у всех и у каждого (справедливо) ассоциируется с чудовищным угнетением «сгорбленных от труда нищих женщин»? Как заниматься таким бизнесом – сегодня, когда «права женщин» – это чуть ли ни главная разменная карта в любой большой игре с большими ставками на любом общественном поле?
И дело не только в «женщинах» и их «правах». Просто повторим ещё раз, – но так уж исторически сложилось, что бизнес-модель «производство одежды» выглядит примитивно и всегда одинаково – столетиями:
-
находишь практически бесплатные рабочие руки, людей, которые умирают от голода и лишены прав,
-
сажаешь их в какой-нибудь сарай,
-
даёшь норму выработки, превышающую человеческие возможности,
-
забираешь готовый товар, платя наёмному работнику жалкие копейки,
-
и перепродаёшь товар на рынке со сверхприбылью.
Производство одежды: традиции и инновации
Сегодня прогрессивный бизнес просто не может себе позволить такой сценарий, на который раньше все закрывали глаза и махали рукой.
Производство одежды уже стало архетипом каторжной работы – мрачным и кошмарным. И поэтому одна из главных задач современного бизнеса (который ведётся в эпоху повестки «устойчивое развитие», экологическая и социальная ответственность) – всячески обелить репутацию техпроцесса производства одежды.
Надо как-то внушить потребителю, что производство одежды – это может быть – весело, здорово, прикольно, абсолютно безопасно и экологично, позитивно и вполне может устраивать феминисток.
Сегодня мы посмотрим на маркетинг, пиар и изобретательных бизнесменов, которые хотят, чтобы производство одежды не просто ассоциировалось у людей с чем-то добрым, вдохновляющим и позитивным, но и … было таковым. Получается не у всех, но некоторые интересные попытки мы должны рассмотреть и изучить.
Нам это нужно для того, чтобы не войти в рынок производства одежды (если вам такого захочется) абсолютно не готовым к современной непростой повестке. Иначе, войдя в этот рынок, вы немедленно «пойдёте ко дну», где вас уже будут ждать непрозрачные неэтичные капиталисты с чёрной репутацией лгунов, работорговцев, замеченных в преступлениях против человечества. А оно вам надо? Играйте на стороне хороших – современных!
1. Придумывайте одежду в игре
Речь пойдет о рекламной кампании по продвижению капсульной коллекции Amaro Cross Collection от бразильской компании Amaro.
Как вы помните, геймификация (игрофикация) – хороший помощник для любого современного бизнесмена. Игра всегда делает потребителя счастливым и беззаботным. Ну, речь идёт о нормальных играх, конечно, об играх, созданных людьми со здоровой психикой.
В Бразилии существует бренд женской одежды под названием Amaro. Бразилия – страна католическая, с наследием чёрного рабства и сексистского отношения к женщине. Так как же уничтожить наследие эпохи «рабыни Изауры»?
Бразильцы попросили известных японцев владельцев популярных видеоигр Animal Crossing помочь им сделать чуть более современный бизнес на производстве одежды. Как же японская видеоигра может помочь с пошивом одежды по-новому? А вот как! Рекламная кампания!
Японцы создали нехитрую видеоигру с симпатичным женским виртуальным персонажем специально для бренда женской одежды Amaro. Запустили кампанию в “Инстаграме”. Теперь женщины следят за жизнью виртуальной девушки, созданной японцами.
Но главное развлечение состоит в том, что вы (обычная женщина) можете предлагать своей любимой героине из японской видеоигры – одежду, которую вы же сами для неё с любовью придумали и нарисовали. И послали на адрес конкурса.
По итогам соревнования будет отобрана и отшита по-настоящему – капсульная коллекция из 18 предметов гардероба. Сначала эти одёжки примерит виртуальная девочка из видеоигры, так сказать, протестирует на себе.Голосование же – выберет самые удачные наряды, придуманные обычными женщинами – для «куколки».
***
Действительно, шить платья для куклы – любили и любят до сих пор – все девочки мира, а также их мамы и бабушки. Пожалуй, что в море негатива, связанном с двумя понятиями – «производство одежды» и «женский труд», есть единственный райский островок, который называется «Я девочка, и я обожаю шить платья для моей любимой куклы». На этот ничем не запачканный архетип из нашего бессознательного – и сделали ставку в бразильском бренде одежды Amaro.
С чем ассоциируется у вас теперь «производство одежды женщинами»? Со «страданиями женщин»? Да вы посмотрите на тех, кто вовлечён в кампанию для новой линии одежды – Amaro Cross Collection! Разве похоже, что эти женщины … страдают, когда создают одежду?..
2. Одежда для младенцев, которую шьют …учёные.
А теперь поговорим про комбинезон с датчиками, который отслеживает неврологическое развитие младенца. С чем ассоциируется у вас выражение «шить одежду для грудничка»? Конечно с беременной женщиной, которая сидит в глубоком кресле и шьёт «приданое», с блаженной улыбкой на лице. Сто чепчиков и все с кружевами – иначе тебя «не поймут» соседи, свекровь и все остальные.
Что в этом плохого – спросите вы? Да в общем, ничего, кроме того, что такой образ жизни теперь могут позволить себе считанные единицы женщин. Кроме того, этот образ ассоциируется с «богатством», «праздностью» и опять же – «сексизмом». Нужно что-то менять в образе «приданое для грудничка».
Но самое главное это то, что современному ребёнку нужны отнюдь не кружева и не сто чепчиков. Увы, это устарело и это не радует. А что радует? Что максимально актуально?
С одной стороны, современные дети страдают различными неврологическими проблемами как-то ощутимо много. С другой стороны, можно сказать и так, что это, наоборот, современная наука научилась видеть эти самые неврологические проблемы, которые раньше она просто не видела! Раньше не было ни УЗИ, ни МРТ.
Раньше детская смертность была выше. Отсюда же была и высокая рождаемость – рожая по 10 детей, женщины компенсировали тот ущерб, который может нанести им природа, отнимая жизни детей. Ещё не так уж давно здоровье ребёнка не очень сильно интересовало учёных – выживет и хорошо. Но сегодня неврологическое здоровье развивающегося младенца – одна из важнейших задач педиатрии!
Так что современному новорожденному не нужны чепчики с кружевами! А нужно сшить для ребёнка то, что вовремя заметит малейшие симптомы отклонений в развитии и поможет начать лечить заболевание как можно быстрее! Вот что нужно! Конечно, матери не смогут справиться с этой задачей. Да и не надо им шить. Пусть работают. Им помогут учёные. Теперь приданое для младенца становится «умным», высокотехнологичным носимым гаджетом для постоянного мониторинга здоровья.
Педиатрический проект «Ритмы в мозге новорожденного» (сокращённо – RIB) создал (кроме всего прочего, чем он ещё занимается) комбинезон с датчиками или проще говоря – ползунки, которые отправляют данные о движениях ребёнка на смартфон педиатра.
Этот проект придумали учёные из Университета Хельсинки вместе с финской компанией Suunto.Комбинезон оснащён патентованными датчиками движения Movesense. Ну а мобильное приложение, которое работает в паре с носимым гаджетом – умными ползунками – называется Kaasa, и придумал это мобильное приложение молодой немецкий стартап с тем же названием.
***
Итак, образ счастливой и ответственной – хорошей – матери — теперь поменялся. Хорошая и счастливая мать – это теперь не та женщина, которая беременеет 15 раз за свою жизнь и шьёт бесконечные распашонки, в надежде, что хоть двое-трое её детей доживут до взрослого возраста.
Хорошая и счастливая мать – это та мать, которая может пользоваться всеми благими достижениями современной науки и безупречно мониторить здоровье своего (возможно, единственного) ребёнка, имея большую уверенность в том, что он доживёт до зрелого возраста и не закроет себе путь к успеху, потому что его плохо обследовали и не лечили в детстве.
3. Домашний халат и праздничный наряд 2 в 1
Эта идея по производству одежды только на первый взгляд кажется глупой и несерьёзной. На самом деле – она более глубокая и важная, чем выглядит. Представляем вашему вниманию домашний халат Reynolds Wrap. На этом халате нарисован принт, имитирующий ту одежду, в которой обычно ходят в гости или же принимают гостей – яркий нарядный свитер и свежие новенькие джинсы. Что несёт это смешное изобретение в плане социальной и экологической ответственности?
Ну, как минимум, сокращение числа одежды в гардеробе. Есть «одежда для дома» и «одежда для улицы». Первая (для дома) должна быть удобная и комфортная для того, кто её носит, вторая же (для улицы) должна быть «удобная и комфортная» для тех, кто на вас смотрит.
Но между этими двумя типами одежды есть ещё одна невнятная и лишняя прослойка – «одежда для дома, в которой нужно принимать гостей».
В халате принимать гостей как-то не очень прилично. Уличную одежду «на выход» пачкать дома тоже как-то не очень хочется… Вот и приходится людям тратить лишние деньги и заодно – ресурсы Планеты на то, чтобы приобретать себе целый компромиссный гардероб:
просто на тот случай, если в дом нагрянут гости.
Вот же дилемма: и халат не напялишь, в котором ты оттягиваешься дома с котом, и платьице за пол-зарплаты для выхода «на люди» тоже ведь трепать жалко. Но к жизни надо подходить с юмором, быть проще. Здесь вот какая идея важна: не становитесь рабами одежды!
А ведь все прошлые эпохи буквально заставляли человека «вкалывать ради приобретения гардероба». Сколько времени мы провели – отстирывая, кипятя, отбеливая, выводя пятна, отглаживая, отпаривая и бегая по химчисткам?
Сегодня всё более становятся заметны те тренды в производстве одежды, которые предлагают человеку любого пола – не так сильно нервничать как раньше – по поводу того, «во что и как» он одет.
Пришли гости? Надевай уютный халат Reynolds Wrap. На нём нарисованы новенькие синие джинсы и модный свитерок. Весело? А на самом деле с большим и глубоким подтекстом. Не парьтесь по поводу одежды! Не заставляйте третий мир и нищих мигрантов пахать на вас, безостановочно работая швейной машинкой. Не продавайте душу за тряпки! Шмотки того не стоят.
4. Жакет-бабочка, отпечатанный на 3D-принтере
Высокие технологии идут на смену рабскому труду швеи. Скоро вообще всю одежду будут печатать на 3D-принтере! И эта одежда не уступит в качестве и дизайне той, что шили «при дворе короля Артура»! Есть такой миф – раньше, мол, одежда была красивая, потому что – хэнд-мейд. А теперь, мол, что? Какая-то жалкая фигня, а не одежда! Роба для бесполых уродов. Деградируем, мол, деградируем.
Ну конечно. Для того, чтобы сшить платье «на даму», нужно было, чтобы десять белошвеек корпели ночами и днями над её «бальным нарядом». И получили за это грош. Чтобы купить своему анемичному ребёночку молочка.
И что вам нравится в такой ситуации, в таком хенд-мейде? Вы думаете, вы были бы тогда – дамой? А той швеёй не хотите себя представить? В общем, все мы идём к тому, что высокие и умные технологии вытеснят человеческий труд, включая сюда не только примитивный ручной труд, но и большую часть умственного труда. Который «умственным» считается только условно.
А 3D-принтер будет шить шить очень красивые платья. Прямо как в старину – всё вот это, что вы так любите, и о чём вздыхаете. А может быть даже ещё лучше! Вот это и попыталась доказать своим проектом дизайнер из Америки Джулия Кёрнер.
Она создала на 3D-принтере жакет, который назвала – Setae. Этот жакет является частью коллекции под названием – Chro-Morpho. Всю эту кампанию по продвижению 3D-принтеров одежды заказал крупнейший американский производитель 3D принтеров – Stratasys.
Чем хорош и удивителен жакет Setae? Он точно копирует потрясающий рисунок крыльев бабочки, известной под именем – мадагаскарская закатная. Ничего общего с обычным принтом прошлого! Визуальный эффект от точной наукоёмкой 3D-печати — действительно воспроизводит то, что создала Природа, когда делала эту бабочку.
А вы ноктюрн сыграть могли бы? Нет, никакой портной прошлого так не сможет. Вот что хотел показать миру производитель 3D-принтеров Stratasys.
5. Бизнес-модель изготовления одежды по требованию
Несмотря на рост эко-сознательности, вообще отказаться от покупок невозможно — просто потому что при жизни наши формы тела меняются, а ткани рвутся и изнашиваются. Кроме того, не стоит забывать, что каждый шестой человек на планете в той или иной степени работает в сфере моды (ну, вы поняли, что такое “сфера моды” и производство одежды в некоторых неблагополучных регионах мира). Так что и ежу понятно, что потребности людей не искоренишь, а вот отрасль трансформировать можно и нужно.
И многие компании, такие как бренд KITRI, уже идут по этому пути. Бизнес-модель этой фирмы проста и не нова, но в то же время она экологичнее многих продвинутых зеленых стартапов. Чтобы избежать лишних отходов одежда шьется на заказ. Ведь проблема отходов в отрасли производства одежды строит довольно остро. Вы когда-нибудь задумывались, что происходит с теми платьями и всеми остальными предметами одежды, которые остались нераспроданными в конце продаж? Увы, далеко не все попадает в стоковые магазины, очень многое оказывается на свалке.
KITRI — это лондонский лейбл, известный своими яркими принтами, яркими цветами и универсальными формами одежды. Недавно он запустил свою летнюю коллекцию по модели ограниченного тиража. Это позволило компании оценивать спрос покупателей здраво, без чрезмерного перепроизводства. После того, как ограниченный тираж распродался, компания открыла функцию предварительного заказа. Производство запускается по требованию, исключая отходы.
Управление тиражом происходит через лист ожидания — так компания видит, какие виды одежды нуждаются в расширении тиража. Например, платье в клетку «Марго» из 100% хлопка в зеленую клетку собрало в листе ожидания более 800 человек в течение пяти дней после запуска.
Казалось бы, идеальный баланс между спросом и предложением, но есть одно огромное НО. Сегодня потребитель очень сильно избалован и привык все получать быстро. А такая бизнес-модель открытым текстом ему говорит: “хочешь не вредить планете — будь добр, подожди”. Вопрос в том, сколько именно придется ждать.