Экскурсии на квадроциклах: новый формат турбизнеса
* В расчетах используются средние данные по России
2 800 000 ₽
Стартовые вложения
240 000 ₽
Выручка
7 500 — 10 000 ₽
Выручка с квадроцикла
24 мес.
Срок окупаемости
Любителей помесить грязь и покататься по отдаленным уголкам природы не так уж и мало, поэтому и появился такой бизнес как прокат квадроциклов. Что нужно знать и иметь в виду при его организации?
Прокат квадроциклов и экскурсии на четырехколесной технике давно снискали популярность в странах Юго-Восточной Азии, однако в России этот вид бизнеса пока не столь популярен. Виной тому сложившийся стереотип, что аренда такого рода транспорта — удовольствие не самое дешевое и безопасное, да и возить туристов особо негде. В сегодняшнем материале мы постараемся развеять этот миф, а заодно разобраться — насколько бизнес на квадроциклах может быть рентабельным в условиях российских регионов.
Любителей помесить грязь на офф-роуде и забраться в такие уголки природы, где редко ступает нога человека, не так уж мало. Однако многих смущает перспектива поцарапать лакокрасочное покрытие внедорожника, да и попросту увязнуть в таких местах, где помощи придется ждать долго. Именно для таких поездок и создан прокат квадроциклов — возможности четырехколесной мототехники зачастую превышают потенциал большинства внедорожников, а умело организованный маршрут позволит не думать о превратностях пересеченной местности и наслаждаться поездкой.
Закупка квадроциклов
Основной статьей расходов при запуске такого вида бизнеса, разумеется, станет закупка квадроциклов. При выборе экземпляров для прокатного парка мы рекомендуем соблюдать «золотую середину» — не брать самые дешевые китайские модели и при этом не рваться в премиум сегмент.
Оптимальным вариантом могут стать достаточно мощные и при этом доступные в обслуживании Yamaha или качественный бренд из Поднебесной CF Moto.
При этом не стоит забывать про юридические аспекты. Дело в том, что «оседлать» квадроцикл без соответствующей категории клиент формально не имеет права. И если, к примеру, «мотоциклетные» права категории «А» у некоторых все же есть, то похвастать наличием удостоверением тракториста-механика может далеко не каждый. С водительскими правами категории «А», полученными после 2000 года, можно ездить только на квадроциклах с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. Однако на практике вождение квадроциклов происходит вдали от дорог общего пользования, а потому многие закрывают на это глаза. Единственный фактический риск, который несет клиент — это ответственность за свое здоровье и здоровье пассажира.
Модели объемом двигателя до 50 «кубиков», хоть и имеют определенные послабления с точки зрения законодательства, в реалиях российского бездорожья вряд ли будут интересны для проката. Их мощности, достаточной для комфортного передвижения, хватит только ребенку. А вот для взрослых оптимальными станут модификации с двигателями объемом в 500-600 кубических сантиметров. Такие аппараты с лихвой потянут и пассажира, и различный скарб, который захочется взять с собой — благо многочисленные тюнинговые комплекты позволяют доукомплектовать квадроциклы навесными багажниками на любой вкус и кошелек.
Такие квадроциклы относятся к классу туристических — в отличие от более мощных заряженных версий они позволяют даже без специальной физической подготовки без устали преодолевать километры на протяжении нескольких часов.
Что касается стоимости квадроциклов, достойные варианты в хорошем состоянии можно найти в районе 500 тысяч рублей.
С учетом того, что в колонне обязательно должен присутствовать инструктор, рекомендуется закупить минимум 5 единиц техники. Таким образом, общие затраты на покупку составят порядка 2 500 000 рублей.
Безопасность превыше всего
Устойчивость квадроциклов в сочетании с хорошим запасом мощности под ручкой газа многих с непривычки вводят в состояние эйфории. Потому нередки случаи, когда клиенты, «войдя во вкус», начинают водить чересчур опасно. В некоторых ситуациях это может закончиться серьезными травмами. А потому первым делом необходимо позаботиться о безопасности клиентов, закупив качественные шлемы в количестве 10 штук (не забываем, что размеры у всех разные, да и многие наверняка возьмут с собой пассажира). Необходимым атрибутом станет также защита грудной клетки, локтей и коленей.
Хорошие шлемы и защита стоят недешево, а потому будьте готовы потратить еще минимум порядка 200-300 тысяч рублей. В любом случае забота о безопасности ваших клиентов окупится вам сторицей.
В обязательном порядке перед поездками необходимо проводить инструктаж — причем не только по части нюансов управления квадроциклом, но и по технике безопасности. Это позволит избежать неприятностей в дальнейшем.
Большинство прокатных компаний стараются делать выезды на квадроциклах колоннами, причем обязательно чтобы впереди ехал инструктор, хорошо знающий местность. Присутствие представителя вашей компании позволит также избежать небрежного и даже опасного обращения с техникой — необходимость контроля никто не отменял.
Регистрация бизнеса
По большому счету для того, чтобы открыть свой бизнес в сфере аренды квадроциклов, будет достаточно просто зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Однако некоторые компании, в надежде на дальнейшее сотрудничество с крупными корпоративными клиентами открывают ООО. Код согласно классификатору ОКВЭД нужен следующий: 77.39.1 Аренда и лизинг прочих сухопутных транспортных средств и оборудования.
Лицензирования для проката и экскурсии на квадроциклах не требуется — тут вам не мотошкола, про которую мы рассказывали немногим ранее.
Построение маршрута
Многие предприниматели, думающие над открытием бизнеса на квадроциклах, сетуют на то, что регион у них не самый подходящий. А потому, дескать, и экскурсии проводить негде, и мест для «покатушек» мало. На самом деле, выбрать живописный маршрут можно практически в каждом уголке России, и для этого необязательно базироваться в Крыму или Сочи.
Оптимальная продолжительность маршрута для экскурсии на квадроциклах — двадцать-тридцать километров. Такого расстояния будет достаточно для того, чтобы неспешно насладиться окрестностями и сделать пару привалов по пути. По опыту предпринимателей из этой сферы, обычно экскурсия длится порядка 5 часов — этого достаточно чтобы с лихвой получить новых впечатлений и при этом не чувствовать себя в конце поездки измученным.
Если на пути будут водные преграды — отлично. Такие препятствия только подзадорят участников, а также продемонстрируют хорошие внедорожные способности вашей техники. Главное — заранее определиться с бродом и не отклоняться от намеченного ранее маршрута.
Персонал
Как мы уже говорили ранее, без инструкторов, которые смогут организовать поездку, не обходится практически ни один маршрут. А потому крайне желательно располагать двумя такими сотрудниками, которые смогут поочередно вывозить группы туристов. Как правило, инструкторы работают посменно, а их заработная плата складывается из символического оклада и сдельной оплаты (обычно это около 10% от суммы выручки за поездку).
Инструктор должен не только быть хорошим гидом, но и хорошо разбираться в технике. Ситуации возникают разные и зачастую может понадобиться мелкий ремонт квадроцикла в «полевых» условиях. Пригодится и такая черта характера, как умение поддерживать дисциплину в колонне — чтобы, если потребуется, тактично «осадить» излишне отчаянных клиентов.
Также вашей команде пригодится менеджер-администратор. Это сотрудник, который будет принимать звонки, заниматься продвижением бизнеса в Сети и искать новых клиентов.
Маркетинг и продажи
На старте, когда про вашу услугу мало кто знает, важно организовать грамотное продвижение бизнеса в сети и оффлайн.
-
Продвижение в соцсетях. В первую очередь можно охватить соцсети — посты с проведенных мероприятий наверняка будут интересны целевой аудитории, интересующейся активным отдыхом. В приоритете “Инстаграмм” — именно многочисленные фотографии с проведенных мероприятий позволят продемонстрировать все краски и эмоции от экскурсий на «квадриках». Не лишней будет реклама в тематических группах по туризму в регионе, велопрокате и пеших походах — именно там «обитает» в первую очередь ваш целевой клиент.
-
Контекстная реклама. Многие ищут варианты поездок на квадроциклах и в поисковых системах — для этого достаточно воспользоваться системой Яндекс.Вордстат и понять сколько людей и по каким запросам искало данную услугу в вашем и соседнем регионах.
-
Обзвон. Помимо частных клиентов, вашими постоянными заказчиками могут стать и корпоративные клиенты. В KPI менеджеру можно прописать обзвон клиентов, особенно в преддверии праздников и отпусков. Наверняка найдете желающих провести небанальные корпоративы и тимбилдинги на свежем воздухе.
-
Партнерство. Ваши партнерами могут стать многие туристические агентства, которые за определенный процент смогут продавать экскурсии на четырехколесной технике своим посетителям. В последнее время всю большую популярность набирают туры выходного дня — и в качестве варианта «развеяться в этот уик-энд» прогулки на квадроциклах окажутся весьма кстати.
-
Тематические мероприятия. Еще один способ продвижения — посещение тематических спортивных мероприятий, проводимых на бездорожье. Несколько раз в сезон практически в каждом регионе проходят раллийные соревнования, в которых участвуют подготовленные внедорожники, кроссовые мотоциклы и сопутствующая техника. Если договориться с организаторами и сделать стенд с экспозицией квадроциклов и сопутствующей рекламой (штендер, баннер, листовки), сможете получить поток новых клиентов на ближайшие недели.
В дальнейшем с ростом популярности вашей компании неплохо срабатывает «сарафанное радио» — в такой сфере услуг, как прокат и экскурсии на квадроциклах, большой процент клиентов обращается по рекомендательным отзывам знакомых и друзей. Для стимулирования спроса тут хорошо подходит дисконтная система, дающая право на получение скидок при повторных заказах.
Снегоходы — альтернатива на зиму?
Раз уж мы коснулись темы техники для активного отдыха, стоит упомянуть еще про один вариант — прокат снегоходов. В отличие от поездок на квадроциклах, такой вид бизнеса более требователен к региону и времени года. Открывать направление снегоходов оправдано лишь в тех регионах, где зима фактически стоит полгода и больше — в противном случае бизнес долгое время не выйдет на порог окупаемости. При этом в ремонте и обслуживании снегоходная техника существенно дороже, чем квадроциклы.
Интересный момент — на квадроциклы зимой спрос также есть. Наличие полного привода позволяет без проблем преодолевать снежные сугробы и заносы — кто-то предпочитает съездить на квадроциклах компанией на зимнюю рыбалку, кто-то просто выбраться за город подышать свежим воздухом. Главное при таких вылазках не забывать, что техника не такая уж легкая — сухой вес того же 600-кубового CF Moto составляет 357 кг. Добавьте к этому вес ездока и его пассажира, дополнительное снаряжение — и получите почти полтонны массы. Не лучший вариант для рискованных поездок по льду — только в минувший сезон было зафиксировано несколько случаев, когда квадроцикл с ездоками проваливался под лед.
Как минимизировать риски
Даже при наличии инструктора уследить за техникой удается далеко не всегда. В процессе неаккуратной эксплуатации могут возникнуть повреждения и поломки по вине клиентов. Потому рекомендуется брать определенный залог перед сдачей техники в прокат — обычно это сумма порядка 3000-5000 рублей, которой должно хватить на покрытие мелких повреждений, вмятин и других неприятностей, полученных по вине нерадивых клиентов.
Хранение и транспортировка
Квадроциклы — транспорт непритязательный и для хранения техники достаточно будет обычных гаражных боксов. Если в собственности нет помещения, которое могло бы уместить такое количество «четырехколесных», можно взять его в аренду. Плюсами будут наличие отопления и освещения для проведения элементарного техобслуживания.
Необходимо помнить, что согласно текущим правилам дорожного движения РФ, на квадроциклах нельзя передвигаться по дорогам общего пользования. По классификации они попадают в сегмент сельскохозяйственной техники.
А потому даже при наличии у ваших инструкторов открытой категории, своим ходом на внедорожную вылазку добраться не удастся.
Для перевозки квадроциклов подойдут прицепы, которые сможет буксировать обычный легковой автомобиль или кроссовер. Еще одним вариантом может стать использование фургона — в таком случае удастся перевезти сразу несколько единиц техники.
Финансовые показатели
Сумма начальных вложений в бизнес обычно не превышает трех миллионов рублей. Рассмотрим подробнее предстоящие затраты.
-
Закупка самой техники: 2 500 000 рублей.
-
Закупка шлемов и экипировки для клиентов: 300 000 рублей.
Постоянные ежемесячные затраты будут складываться из следующих составляющих:
-
Зарплата инструкторам (2 человека): 60 000 рублей;
-
Зарплата менеджера-администратора: 30 000 рублей;
-
Аренда боксов для хранения квадроциклов: 20 000 рублей;
-
Затраты на рекламные кампании в сети (SMM, контекст): 20 000 рублей.
Теперь о приятном, то есть о доходах с бизнеса.
-
Средняя стоимость аренды квадроцикла варьируется в пределах 1500-2000 рублей в час.
-
Минимальный срок аренды обычно составляет 3 часа, а многие клиенты заказывают 5-часовую поездку.
-
Выручка с квадроцикла. 7 500-10 000 рублей с одного квадроцикла.
-
Выручка с одной поездки. Обычно в поездке участвует минимум 3 единицы техники (не считая инструктора), что генерирует в среднем 30 000 рублей за поездку.
-
Выручка в месяц. Даже если проводить по одной поездке в день, за выходные в сезон можно заработать порядка 60 000 рублей — это 240 000 рублей выручки в месяц. В летние месяцы поездки совершаются чаще — по 3-4 раза в неделю, а в межсезонье (например осенью) спрос сходит на нет.
-
Окупаемость. Средний период окупаемости проекта составляет порядка 2 лет.
Напоследок подскажем еще один вариант идеи, связанной с этим бизнесом — создание онлайн-платформы для сдачи в аренду своих квадроциклов желающим. Согласитесь, у многих владельцев подобной техники, большую часть времени она попросту простаивает. Чем не повод предложить другим заработать на этом, при этому расширив за счет этого парк своего бизнеса?