Свой бизнес: как открыть курсы скорочтения
* В расчетах используются средние данные по России
Когда-то наша страна официально считалась самой «читающей» в мире. Теперь же считается, что этот статус давно утрачен. С этим можно поспорить. Действительно, несколько десятилетий назад люди читали, в основном, книги, так как альтернативы им не было (периодические издания того времени мы не будем брать в расчет). С повсеместным распространением компьютеров и интернета интерес аудитории к чтению книг существенно снизился, и с этим трудно поспорить. Впрочем, само чтение не пропало как таковое. Скорее оно трансформировалось. Мы не будем призывать вас питать беспочвенные иллюзии и вовсе не утверждаем, что количество читающих (регулярно и много) литературу людей в наши такое же, как и в советские времена. Мы лишь предполагаем, что число их не настолько мало,
Прежде всего, вспомним, как проводились тогда и проводятся сейчас социологические исследования. В СССР количество читающих людей определялось, исходя из объемов продаваемой печатной продукции, а также числа посетителей многочисленных в то время библиотек. Сейчас эти методы исследования уже потеряли свою актуальность. Большинство читателей скачивают книги из интернета, а не покупают их в магазине. Высокие цены на печатные издания и бесплатный доступ к миллионам книг (в том числе и самых новейших) привели к резкому спросу на бумажные книги и к невероятному росту количества скачиваний файлов с книгами в интернете. Отслеживать эти процессы не представляется возможным. Поэтому теперь статистические данные собирают, руководствуясь результатами опросов общественного мнения. Причем опросы эти проводятся преимущественно в интернете (это намного дешевле и не требует больших ресурсов, в отличие от опросов, проводимых реальными людьми по телефону или на улице). Но интернет-опросы не дают обширную выборку. Исследователям приходится делать предположения, основываясь на недостаточно достоверных данных. Таким образом, объективные факторы привели к тому, что с высокой степенью достоверности определить число россиян, регулярно читающих книги, практически невозможно. Можно с уверенностью утверждать лишь одно – количество читающего населения нашей страны вполне достаточное для того, чтобы зарабатывать на нем деньги.
В рамках этой статьи мы не будем рассматривать бизнес, связанный с изданием и продажей книг в печатном или электронном виде. Мы остановимся на услуге, которая непосредственно связана с чтением и которая жизненно необходима младшеклассникам, школьникам средних и старших классов, абитуриентам, студентам и взрослым людям. Эта услуга – обучение технике скорочтения, позволяющей без труда перерабатывать огромное количество информации, которое обрушивается на нас каждый день, и извлекать из нее максимальную пользу.
Итак, что же такое скорочтение? Википедия определяет скорочтение как «способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения». Там же мы можем узнать, что обычная скорость чтения на русском языке у взрослого человека лежит в пределах 120-180 слов в минуту, а под скорочтением понимают способность чтения в 3-4 раза быстрее средней скорости, максимально примерно до 600 слов в минуту. Причем там же в Википедии приводятся доводы противников этой методики, которые утверждают, что «несмотря на многочисленные рекламные утверждения о возможности увеличения скорости чтения без ухудшения понимания материала, целый ряд научных исследований доказывает, что это невозможно: чем выше скорость чтения материала, тем хуже его понимание, независимо от применяемых методик». Тем не менее, актуальность навыков скорочтения для современных людей трудно оспорить. Способность быстро прочитывать большие объемы текста и при этом понимать главную суть написанного позволяет сэкономить немало времени (а время, как известно, это тот самый ресурс, которого всем не хватает и который, к сожалению, не восполняется). Этот навык незаменим для учебы, для работы (профессионального развития) и для всех людей, кто занимается саморазвитием, кто хочет приобретать новые знания и умения, но не имеет достаточно много свободного времени. Как показывают опросы общественного мнения, проводившиеся в крупных городах нашей стране (численностью населения от 1 миллиона и более) в 2014-2015 гг., наибольшей популярностью курсы скорочтения пользуются среди родителей детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, среди студентов и мужчин в возрасте от 30 лет и старше с уровнем дохода выше среднего. Разумеется, программы обучения, предлагаемые для каждой из этих возрастных групп, разные.
Программы обучения скорочтению
Лучше всего, если ваша программа обучения навыкам скорочтения будет авторской. Пусть даже она будет рассчитана на определенную возрастную аудиторию – например, детей средних классов или старшеклассников (самая заинтересованная в таком обучении аудитория). Наличие собственной методики станет вашим главным конкурентным преимуществом. Правда, только лишь в том случае, если ваш метод, действительно, эффективен и действенен. В этом случае вы можете поставить свою фамилию в названии курса или даже всей вашей школы (например, «Авторская школа скорочтения Иванова И. И.»). Впрочем, если собственной, уникальной и опробованной методики у вас нет, ничего страшного. Вы можете использовать и уже известные и проверенные временем методы. С одной стороны, скорочтению вполне можно научиться самостоятельно. В отличие от иностранных языков, скорочтение не предполагает наличие какой-либо начальной базы для самостоятельной работы (в случае с языками это уже поставленное правильное произношение, знание основ грамматики плюс минимальный словарный запас). На курсы скорочтения люди идут вовсе не потому, что они объективно не в состоянии освоить его самостоятельно. Просто у них не достаточно мотивации для самостоятельных занятий. Преподаватель в данном случае выступает скорее как ментор, стимулируя людей к занятиям и направляя их. Таким образом, на первое место при отсутствии преимущества в виде оригинальной техники обучения скорочтению выступают профессиональные качества преподавателя – его умение увлечь учащихся любого возраста, удерживать их интерес на протяжении довольно длительного времени и, главное, мотивировать их к учебе.
Для каждой возрастной группы подбираются разные методики. Так, например, чисто скорочтение актуально для детей от 12-14 лет. Для детей младшего возраста (от 9-10 лет до 12 лет) предлагаются, как правило, курсы по технике чтения, развитию памяти, внимания, творческого мышления. Центры, которые не хотят упускать клиентов любых возрастов, также ориентируются и на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-10 лет), предлагая им обучению чтению с развитием памяти, логического мышления, усидчивости и концентрации внимания.
Что касается специфики обучения подростков и взрослых людей, то здесь в большинстве случаев особых различий в используемых программах нет. Разве что тексты для чтения подбираются с учетом интересов представителей определенной возрастной группы.
Специалисты по обучению скорочтению, как преподаватели, так и предприниматели, открывающие специализированные учебные центры, рекомендуют новичкам в этом бизнесе тщательно продумать содержание и цели каждого курса, который они планируют предлагать свои клиентам. К примеру, для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на первом месте стоит не только и не столько обучение беглому чтению, сколько развитие основных навыков, которые необходимы для успешной учебы в школе. В первую очередь, это хорошая память, произвольное внимание, усидчивость. Но и порядок обучения чтению (обычному, не скоростному) также имеет важное значение. Например, многие педагоги и логопеды советуют не знакомить ребенка сначала буквы, а потом учить его составлять из букв слоги, как это принято в педагогической практике. Они рекомендуют сразу обучать ребенка воспринимать зрительно целые слова, связывая их с соответствующим изображением. Споров о достоинствах и недостатках того или иного метода обучения детей чтению ведется много. Разобраться в сути могут опытные педагоги. И даже они, как правило, не используют одну и ту же методику, а используют разные, в зависимости от особенностей каждого ученика, или комбинируют их между собой.
Даже если ваш центр будет заявлен как узкоспециализированный (курсы скорочтения), то все равно стоит задуматься о введении дополнительных занятий. Это могут быть занятия раннего развития для детей, курсы креативного мышления для взрослых или даже курсы иностранного языка для всех возрастов. Опытные предприниматели советуют выбрать несколько направлений работы, помимо основного. Хотя, конечно, слишком распыляться тоже не стоит – вряд ли люди проникнутся доверием к школе скорочтения, если в ней также будет преподаваться еще с десяток различных курсов.
Один курс обучения скорочтению занимает обычно от шести до восьми месяцев при занятиях по три часа в неделю для детей и по пять часов для взрослых. Количество занятий в неделю может варьироваться, в зависимости от спроса. К примеру, вполне возможно, что взрослым слушателям вашего курса будет неудобно посещать занятия пять дней в неделю. В этом случае целесообразно сократить количество занятий до трех раз в неделю, увеличив за счет этого общую продолжительность курса.
Юридические вопросы регистрации школы скорочтения
Прежде всего, необходимо определиться с организационно-правовой формой вашего предприятия. Ранее, если предприниматель планировал практически сразу после открытия своего учреждения нанимать в штат нескольких преподавателей и выдавать выпускникам школы официальные сертификаты, свидетельствующие о том, что они прошли соответствующее обучение, то он мог зарегистрировать только некоммерческое учреждение – АНО или НОУ. Теперь учреждения последнего типа называются не НОУ, как раньше, а ЧОУ (частные образовательные учреждения).
Регистрация ЧОУ – дело довольно хлопотное. Их деятельность регулируется «Законом об образовании в РФ». Хлопоты при открытии частного образовательного учреждения отчасти связаны и с необходимостью разработки Устава. В нем должно быть указано наименование ЧОУ с указанием на его статус (например, ДО – частное образовательное учреждение дополнительного образования); место нахождения ЧОУ (потребуется предоставить гарантийное письмо на указанный адрес); данные учредителей (собственников) ЧОУ; цели, типы и виды образовательных программ; язык, на котором вы планируете вести обучение; правила приема учащихся; продолжительность обучения; правила отчисления; режим занятий; деятельность в области оказания платных услуг и основания их оказания; структура деятельности; финансирование деятельности учреждения; порядок владения имуществом учреждения; порядок управления и компетенции исполнительных органов; порядок набора и условия оплаты труда работников учреждения; порядок внесения изменений в Устав и реорганизации.
Регистрация ЧОУ – довольно сложный процесс. И необходимость составления Устава – это далеко не единственная трудность, с которой вы столкнетесь при попытке самостоятельно зарегистрировать ЧОУ в Министерстве юстиции. Поэтому в целях экономии времени (а зачастую и денег) стоит обратиться за помощью к специалистам. Многие юридические компании готовы взять на себя хлопоты по регистрации частного образовательного учреждения за один месяц. Эти услуги обойдутся в 12 000 рублей (оплата услуг посредника) и 4 000 рублей – государственная пошлина за регистрацию ЧОУ (в 2015 году размер пошлины остался без изменений). Эти же компании помогают с оформлением необходимых заключений (например, заключение Госпожнадзора и Роспотребнадзора обойдется в сумму от 10 000 рублей за каждое).
Но с 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, регулирующий образовательную деятельность. Изменения в законе коснулись организационно-правовой формы организаций, имеющих право проводить обучение. Теперь помимо некоммерческих организаций (ЧОУ и АНО), осуществлять образовательную деятельность на основании лицензии имеют полное право и ООО, ЗАО и ОАО.
А вот в отношении лицензирования закон не изменился: как и раньше, для осуществления образовательной деятельности потребуется лицензия. Ее могут получить ИП, ООО, ОАО, ЗАО, АНО и, конечно же, ЧОУ. Лицензия на образовательную деятельность (образовательная лицензия) нужна в определенных случаях. Так, она ее нужно получить образовательной организации, которая обучает по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования и дополнительного образования детей или если она осуществляет профессиональную подготовку, ведет профессиональное начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительное образование, включая военное, а также научным организациям, занимающимся профессиональной подготовкой, образовательным подразделениям организаций. Образовательная лицензия выдается бессрочно.
Документы, представленные соискателем, регистрируются в Рособрнадзоре и хранятся в течение срока действия лицензии. Согласно Положению о лицензировании, решение Рособрнадзора о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок не более 45 дней с даты регистрации и принятия к рассмотрению заявления. В случае представления неполного комплекта документов, а также документов, которые содержат технические ошибки, либо их оформление не соответствует требованиям Положения о лицензировании, Рособрнадзор в течение 5 дней с даты их поступления направляет соискателю уведомление с приложением перечня недостающих документов и (или) документов, оформление которых не соответствует установленным требованиям. Желающий получить лицензию в течение 30 дней с даты получения уведомления представляет в Рособрнадзор необходимые (недостающие и (или) исправленные) документы. Правда, общий период времени от поступления документов от поступления документов в Рособрнадзор до принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии существенно увеличивается. Так что получение лицензии на образовательную деятельность не менее сложный и длительный процесс, как и регистрация ЧОУ, АНО и т. д. И в этом случае вы можете обратиться за помощью к специалистам. Правда, придется потратить еще больше денег. Помимо госпошлины в размере 7500 рублей, придется оплатить и услуги посреднической компании. Они составят от 20 000 рублей и выше (в Москве, например, расценки юридических компаний на такую услугу достигают 90 000-100 000 рублей).
Стоит ли рисковать и работать без лицензии? Осуществление образовательной деятельности без лицензии влечет за собой административную ответственность. Причем если она будет признана предпринимательской, то привлекаться незадачливый бизнесмен будет по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, а если не связана с предпринимательской, то по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ. Следовательно, если вы за оказываемые вами услуги берете деньги, а также, если не весь ваш доход направляется на обеспечение образовательного процесса, она может рассматриваться как предпринимательская. Санкция по статье 14.1 КоАП РФ колеблется от 2 тысяч рублей для физического лица до 50 тысяч рублей для организации. А по статье 19.20 КоАП РФ санкция составляет от 500 рублей для граждан до 250 тысяч рублей для юридических лиц. За осуществление образовательной предпринимательской деятельности без лицензии вы рискуете быть привлеченным к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ. Наказанием по этой статье может быть штраф до 300 тысяч рублей, обязательные работы до 480 часов, арест на срок до полугода. В том же случае, если будет доказано, что деятельность осуществлялась группой лиц по предварительному сговору, то штрафы могут достигать 500 тысяч рублей, а осуждение к принудительным работам и лишению свободы на срок до 5 лет.
Итак, что мы имеем? Работать без лицензии и оформления чревато неприятными последствиями, а расходы на регистрацию образовательного учреждения и получение лицензии могут оказаться непосильно высокими для начинающего предпринимателя. Кроме того, в отличие от курсов иностранных языков, выпускникам которых зачастую необходимо свидетельство, подтверждающее наличие дополнительного образования и уровень владения языками, ваши ученики хоть и осваивают азы скорочтения для успешной учебы или стремительного продвижения по карьерной лестнице, но специальные документы, подтверждающие их навыки, им не нужны. Знания и умения, полученные ими на ваших курсах, намного важнее бумажки с печатью.
Поэтому если вы не обладаете достаточными средствами и при этом планируете работать самостоятельно (по крайней мере, в течение первого года, а то и больше), то вы можете сэкономить немало денег и зарегистрироваться в качестве ИП хотя бы на первые месяцы работы. Важно: лицензия на ведение образовательной деятельности не требуется для ИП лишь в том случае, если предприниматель работает самостоятельно, не привлекая к работе наемный труд. Если же вы собираетесь дополнительно нанимать преподавателей, придется получать соответствующее разрешение. При регистрации ИП нужно будет указать коды ОКВЭД. Под рассматриваемый вид деятельности подходит код 85.42.9 ОКВЭД 2. Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки. Эта группировка включает: курсы по подготовке охранников; курсы выживания; ораторские курсы; курсы скорочтения. Эта группировка также включает обучение работодателей и работников вопросам охраны труда. Код 85.42.9 ОКВЭД 2 входит в следующую ветку классификатора видов экономической деятельности (расшифровка вышестоящих кодов): P — Раздел «Образование»; 85 — Класс «Образование»; 85.4 — Подкласс «Образование дополнительное»; 85.42 — Группа «Образование профессиональное дополнительное»; 85.42.9 — Подгруппа «Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки». Если вы собираетесь вести и другие занятия (или планируете вводить их позже), не забудьте указать соответствующие коды сразу же при регистрации вашей фирмы.
Организационные вопросы открытия школы скорочтения
Наконец, все бюрократические требования соблюдены. Пора приступать к поиску помещения для занятий. В этом случае немаловажное значение имеет как район (желательно ближе к центру города или спальный, но недалеко от транспортных магистралей), так и состояние арендуемого вами помещения. Ваш класс должен соответствовать основным требованиям, которые предъявляются к учебным помещениям. Особенно, если вы собираетесь заниматься обучением дошколят и школьников. Предварительно рассчитайте площадь учебной комнаты, исходя из планируемого количества учеников в группе. При составлении бизнес-плана добавьте к ежемесячным затратам оплату аренды помещения и коммунальных расходов.
Кроме того, вам понадобятся учебные материалы. Размер этой статьи расходов зависит от того, по какой методике вы собираетесь преподавать. Возможно, вам понадобятся таблицы Шульте, наглядные плакаты, методические пособия, рабочие тетради с задания на дом, рекомендации родителям и т.д.
Заранее рассчитайте, сколько всего человек вы сможете принять на обучение. Если в первое время вы планируете работать самостоятельно, не нанимая дополнительно других преподавателей, оптимальное количество учащихся в группе – 6 для дошкольников и детей младшего школьного возраста и 8-12 для подростков и взрослых. Каждому из них во время «урока» вы должны уделить равное количество внимания, контролируя процесс обучения, указывая на ошибки и помогая их исправить. Продолжительность одного занятия при этом составляет, как правило, 30 минут для дошкольников, 45 минут для младших школьников и 60 минут для детей старшего возраста и взрослых.
Не забывайте и о составлении предварительного расписания. Так как ваша целевая аудитория – это дети, которые учатся в школах в первую и вторую смену, а также работающие и занятые люди, то вам придется делать несколько групп в день (точное количество групп зависит от числа учеников, которых вы сможете набрать, их возраста и предпочитаемого времени посещения курсов). Если вы планируете работать только с взрослыми, имеет смысл арендовать помещение с почасовой оплатой в вечернее время. Выгода в этом случае обоюдная: вам удастся значительно сократить расходы на аренду и покупку необходимого оборудования и мебели (доски, столы и стулья, проектор и пр.), а ваши арендодатели смогут сдать помещение, которое, как правило, в вечернее время пустует.
Открывать собственную школу скорочтения и проводить первый набор лучше к осени, когда ваши потенциальные клиенты возвращаются из отпусков и с каникул. Не забудьте о расходах на рекламу – листовки, рассылаемые по почтовым ящикам расположенных вблизи домов, визитки с вашими контактами, радиореклама и собственный сайт, реклама в социальных сетях и на различных региональных интернет-ресурсах помогут вам повысить свою узнаваемость и привлечь желающих обучиться рисованию. Как правило, такие школы предлагают потенциальным ученикам посетить бесплатный пробный урок, на котором проводится тестирование (замер текущей скорости чтения клиента) и рассказывается о используемой методике и ожидаемых результатах после прохождения полного курса обучения. Минимальные вложения для открытия курсов скорочтения составляют от 60 тысяч рублей (при условии почасовой аренды учебного помещения, самостоятельной работы и наличия у вас необходимых учебных и методических материалов).
Стоимость обучения в таких школах обычно сравнительно высока. Так, например, в крупных городах базовый курс скорочтения по авторской методике для взрослых обходится в сумму от 6500 до 13000 тысяч рублей в месяц (при указанной выше периодичности занятий). Стоимость обучения детей составляет от 3500 рублей в месяц и выше (до 9000 рублей). Общая продолжительность курса – полгода. Эти цифры выглядят весьма оптимистично: при таких расценках окупить расходы на открытие школы можно с первой же набранной группы. Но для большинства российских городов этот ценник слишком высок, и по факту он оказывается раза в полтора ниже. И даже в этом случае бизнес является рентабельным и быстро окупаемым, несмотря на сезонность: летом наблюдается значительное снижение спроса на подобные услуги. Хотя от полного застоя в летние месяцы предпринимателей спасают экспресс-курсы для школьников, которые позволяют «подтянуть» детей к следующему учебному году в сжатые сроки.