Бизнес-тренд: товары с ностальгией по девяностым
Люди, которые сегодня ностальгируют по 90-м, достигают максимальной платежеспособности. Бизнес не остается в стороне и создает ретро-товары, которые созданы специально для этого поколения.
Те, кому в 90-е годы 20 века было примерно 17 и 20, тем сегодня примерно 40 и 45, а то и больше. Что такое этот возраст с точки зрения экономики? Это возраст максимальной платёжеспособности гражданина. Но что такое этот возраст с точки зрения современной социологии?
Поскольку мы живём сегодня в ювенильном обществе, где активно продвигается культ инфантильности и юности, то это возраст максимальной отчуждённости гражданина от всех весёлых и прикольных социальных практик. Человек, достигший возраста 40 лет, попадает в резервацию, как индеец. Его «сгоняют с его земли» и рекомендуют «поселиться» где-нибудь в глухом углу, на солёной бесплодной каменистой почве, подальше от глаз «белых людей». А «белые люди» это те, кому 20 и 25. На них рассчитано – всё. На вас – ничего, как на инвалидов-колясочников в РФ.
Начнём с того, что ходить по родному городу становится стрёмно, неуютно и некомфортно. По родному городу ходят с весёлой улыбкой теперь те, кому двадцать, а ты здесь причём? Идёт сорокалетний человек, прижавшись к стеночке, стыдясь своего возраста. Не радуясь своему городу. Потому что он (город), где ты дышал сиренью и мочой из подворотни, тусовался и пел вслух, так вот – твой любимый город тебя бросил и женился на молодой…
Сорокалетним людям показывают – на чём теперь должна быть сосредоточена их деятельность: стройке квартиры детям, досматривайте своих стариков с помощью сиделок, лечите свои начинающиеся болячки, и ходите на концерт Стаса Михайлова. А если вы совсем бедные, то ходите за продуктами в магазин шаговой доступности, деритесь за дисконтные шоколадки, досматривайте своих стариков сами и ругайтесь по поводу неправильной квитанции в приёмной Водоканала с наглой девицей. Привыкайте быть бабкой. Уже пора начинать.
Бизнес на ностальгии по 90-м
Тем не менее, умные бизнесмены и социологи понимают – брошенные, презираемые категории граждан общества опасны для всего нашего общества. Это как не открыть крышку, под которой у вас кипит бульон. Глупо рекомендовать людям тратить их деньги только на унылые вещи и только на обязанности по отношению к другим.
Ведь с таким отношением (а его чувствуют к себе даже те, кто ничего не понимает), человек копит внутри огромный запас агрессии, злости, обиды, желания разрушать, причинять боль, нарушать, всё это выливается в мстительное отношение к социуму, который его предал.
Человек чувствует себя примерно так, как чувствует себя шестилетний ребёнок, в семье которого родился грудной младшенький, а глупая мама-клуша прямо как-то резко изменила к старшему своё отношение. Она занимается только пропердольками младшего и не видит, что творится со старшим. И если старший душит младшего подушкой, винить нужно не его. То же самое может произойти и в обществе – и оно происходит.
Откуда эти искажённые ненавистью лица? Откуда это желание убивать за неправильно припаркованную кем-то машину? Откуда разобщённость людей, неумение построить хотя бы самые примитивные горизонтальные связи? Невозможность собрать деньги на жалкую клумбу и её полив? А какого вы ожидаете добра и адекватности от тех, кого выгнали из общества прочь?
Герои культового американского сериала 90-х «Беверли-Хиллз, 90210»
Итак, (на Западе) умные бизнесмены и социологи, вооружившись теорией поколений, догадались, что нынешнее отношение к сорокалетним в ювенильном мире – это тоже «ущемление прав меньшинств» и приняли свои меры.
Правы они или нет теоретически, но практически они осуществляют довольно верные шаги. Бизнесмены на Западе создают товары и услуги для тех кому сорок и больше. И эти товары – не только плитка для ванны и цементный раствор. А эти услуги – не только узи щитовидки и кредит в банке. Это весёлые товары и весёлые услуги. На этой волне и родился смешной тренд «Ностальгия по 90-ым». Есть в нём и перегибы, есть и здравые мысли.
Главное, не свести развлечение сорокалетних к пошлой тенденции: «нам срочно нужен аниматор, который умеет развлекать бабок». Вот несколько примеров бизнеса – разного и неоднозначного – судите сами, насколько это всё удалось западным предпринимателям.
Набор карточек для настольной игры в фанты
Cards Against Humanity 90s Nostalgia Pack – это новая настольная игра для тех, кто не потерял чувства юмора, хотя ему 40 лет. Эту настолку создал бренд под названием – Cards Against Humanity – «Карты против человечества».
На каждой карточке из набора написан короткий текст, призванный напомнить то или иное яркое событие, которым ознаменовались девяностые (или типичные жаргонные выражения, которые сегодня устарели). Например: «Овальный кабинет, платье, Моника». Разумеется, набор заточен под массовую культуру США, так как карты родом именно оттуда.
В чём заключается принцип всего семейства карт Cards Against Humanity? В наборе – белые и чёрные карточки. На чёрных написан текст, который содержит пропуск, предложение нужно закончить или вставить пропущенное выражение. На белых написаны по нескольку вариантов ответа для заполнения пропуска.
«Карты против человечества» – это уже культовая игра «для вечеринок». Их фишка состоит в том, что ответы там предполагаются — злые, неполиткорректные, шокирующие, задевающие чувства всех категорий граждан, чьи чувства можно задеть. Они ироничны и самоироничны. Они оскорбительны.
Какую бы вы белую карточку ни выбрали для ответа на вопрос чёрной карточки – всё будет «с перчиком». Вот пример из стандартного набора базовых карт.
Чёрная карточка: «Итак, первый приз за наплевательское отношение к странам третьего мира получает __»
Белая карточка: «Бог» (А там есть и ещё варианты. А вам такой нравится? Если нет, то ищите свой, более циничный.)
Да, 90s Nostalgia Pack идеально подходит для тех, кому за сорок. У них так высок уровень агрессии за счёт отношения к ним, что надо же её куда-то выплеснуть. И пусть это будет не сосед, который поставил свой автомобиль не так, как тебе хочется. И может быть, поиграв в такую циничную игру и выпустив парок, никто не будет орать чужому ребёнку, что он разобьёт ему голову об асфальт. Теперь вы понимаете, почему наши сорокалетние такие нервные? Вместо того, чтобы осуждать их, создайте для них правильный товар.
Ретро-спортивные костюмы в стиле девяностых
Американский бренд Opening Ceremony выпускает одежду, обувь и аксессуары. Бренд пользуется большим спросом и уважением – он моден. Недавно Opening Ceremony выпустил коллекцию спортивных костюмов «а ля девяностые» под лозунгом «Ретро-шик».
Вот, вы думаете, что ретро-шик – это шляпа с вуалеткой и всё такое. А что, эти мерзкие китайские костюмы, в которых бригадные мальчики заходили в рестораны – это не ретро-шик? А почему нет?
Между прочим, в этих ужасных костюмах с полосой на ноге ходили не только русские и польские бандюки. В них ходили все и считали этот наряд своей лучшей одеждой. Да так оно и было. Вот, даже в США в таких костюмах хаживали повсеместно.
И вот теперь бренд моднейшей одежды Opening Ceremony предлагает молодым модникам и модницам – купить и гордо носить то, что их мамы и тёти носили в девяностые, считая это своей лучшей парадно-выходной одеждой. Вообще, такие акции укрепляют связь между поколениями.
Портативные плееры Sony из девяностых снова в продаже
Walkman (Уокмэн) – это культовый портативный плеер, который выпускала фирма Sony. К сорокалетнему юбилею этого плеера, фирма создала ретро-реплику, но уже с новой начинкой. Честно говоря, это до нас плееры «соня» дошли только в девяностые, а мир ими пользовался как раз в восьмидесятые.
Так что данный конкретный пример – ностальгия по восьмидесятым даже, а не по девяностым. Видите этот прямоугольный дизайн? Сразу на смену ему пришла та самая форма «мыльницы», которая и связана у всех в голове с девяностыми. И этот товар (как и костюм из предыдущего примера) предназначается всем поколениям, а не только «резервационным индейцам». Такой плеер будет носить и двадцатилетний, потому что старая у плеера только форма, и потому что это прикольно.
Вот видите – как избежать тенденции «замутим что-нибудь и для бабок тоже»? Нужно чтобы ваш товар или услуга «в стиле девяностых» пошла на ура у всех поколений.
Фейковый «видео-прокат VHS кассет»
Вы знаете сериал «Люди икс»? Может, даже и смотрели? А про Человека-паука, надеемся, слышали? А про капитана Марвела? Всё это (и многое другое) – персонажи кинематографической вселенной студии Marvel. Многие считают, что культовой эта студия была как раз в 90-х, а потом наступил её закат и “не то, что раньше”. В моду вошёл Pixar, студии Миядзаки, а вот Marvel стал ассоциироваться с чем-то вышедшим в тираж и в лучшем случае – смешным.
Stanley’s Video – так называется этот поп-ап магазинчик, который кочует из одного торгового молла в другой. Это ироничная и самоироничная ностальгия по капитану Марвелу – самому излюбленному американцами персонажу студии Marvel. Магазин этот – фейковый! Он ничто иное как – fake video rental store, есть уже такой микро-тренд. Можно сделать какое угодно фейковое пространство и использовать его для других целей.
В магазине Stanley’s Video вам не дадут напрокат видеокассету, хотя всё именно так и выглядит – как будто… Но это пространство – для общения фанатов определённого рода фильмов, в этом примере конкретно – фильмов о капитане Марвеле.
Например, известная сеть анти-кафе «Циферблат» — это тоже фейковое пространство, которое имитирует квартиру советских интеллигентов а ля семидесятые годы. Но используют Циферблат для других целей.
Родились ли у вас идеи – какое ещё узнаваемое культовое пространство можно закосплеить и превратить его в пространство для вашего интересного бизнеса? Вот наше предложение. Есть такое узнаваемое культовое пространство как «местный детский садик после закрытия, вечером». Ну там, хулиганы, бутылки, курение в песочнице и всё это в узнаваемом пространстве беседок, разрисованных цветочками и ржавых качелек. Дизайнер создаст вам такой фейковый объект за неделю. Вопрос в том – какие товары, услуги, экспириенс вы будете там продавать?
Мыло в виде картриджей для приставки
В интернет-магазине бренда Firebox (одежда и кросовки) появился оригинальный товар в тренде «ностальгия по 90-м». Это ничто иное как мыло в форме игрового картриджа от ностальгической «игровой приставки». Само мыло называется – Nintendo 64 soap. (Nintendo – это знаменитая студия игр для приставок).
Мыло оформлено «по-настоящему», на каждом куске мыла можно увидеть постер с портретом какого-нибудь известного персонажа когда-то популярных игр. Есть мыло, сделанное под серию игр «Марио Карт», или под серию игр «Легенда о Зельде».
Подставка под смартфон в виде старинного телевизора
Товар под названием Elago W3 watch dock создал стартап Wisekids. Идея простая и оригинальная. Смотрите ли вы фильмы со своего смартфона? Зря спросили! А хотите ли вы, чтобы при этом – напротив вас стоял старенький телеприёмник на ножках и с антенной наверху?
Если хотите, то засуньте свой смартфон в эту игрушку, изображающую ретро-телевизор. И смотрите кино! Хоть «Семнадцать мгновений весны». Фейковый телевизор напоминает больше о семидесятых, чем о девяностых. Однако с учётом того, что в нашей стране такие телевизоры стояли в квартирах ещё и в 90-е, пример можно считать – в тренде!