Коворкинг: особенности пространства
Растущая популярность гибких офисов и вместе с тем развитие сегмента коворкингов меняют офисный ландшафт — у арендатора все больше вариантов для размещения рабочих мест. Разберемся, каковы различия этих форматов, и в чем особенности планировочных решений в гибких офисах и коворкингах. Гибкие офисы от классических отличает, в первую очередь, то, что в проектировании пространства заложена мобильность, а планировки позволяют адаптировать зоны под нужды и требования клиента всего за несколько недель. Выбирайте офисы коворкинг в москве тут.
Это дает возможность организовать быстрый переезд сотрудников, легко трансформировать офис под меняющиеся задачи, сократить или увеличить число рабочих мест. В отличие от коворкингов, в которых можно арендовать хоть одно место на 1 час, в гибких офисах каждый арендатор имеет полностью изолированный блок, и планировку можно полностью адаптировать под задачи компании. В соответствии с запросом арендаторов одно и то же рабочее пространство легко перезонируется — кому-то нужны изолированные кабинеты, кому-то — openspace для работы проектных команд, кто-то хочет много переговорных, а кто-то – многофункциональную зону для работы и отдыха. Коворкинги также подразумевают размещение отдельных компаний в выделенных кабинетах, однако планировки пространства и рассадка от этого не изменятся. В коворкингах есть общие пространства (кухня, зона отдыха), где пересекаются все арендаторы. Коворкинги брендированы под оператора или собственника коворкинга, в то время как гибкие офисы подразумевают использование фирменного стиля клиента на арендуемой площади. Эти различия определяют и состав арендаторов — если в коворкингах располагаются преимущественно фрилансеры, индивидуальные предприниматели и небольшие старт-апы, то гибкие офисы готовы арендовать крупные корпорации, переводящие туда новые блоки или отделы.
Гибкие офисы предлагают гибкие и более короткие договоры аренды (порядка 1,5 лет), которые позволяют без труда увеличивать или уменьшать площадь. Количество рабочих мест легко трансформировать в зависимости от индивидуальных запросов компаний. В случае роста штата арендатор может взять дополнительные места в openspace. Если количество сотрудников сокращается, арендодатель подбирает новых клиентов на освободившиеся площади. Немаловажным преимуществом является отсутствие капитальных затрат и аутсорсинг поддерживающих функций — за это отвечает оператор гибкого офиса. Стоимость аренды гибкого офиса выше, по сравнению с классическим, но арендаторы существенно экономят на отделке, мебели, оргтехнике. Все перечисленное входит в ставку. Гибкий офис подходит для компаний, которые строят бизнес на проектных командах или решают краткосрочные задачи. Это старт-апы, консалтинговые и IT-компании, банки, готовящие для рынка новые продукты.
Такие компании не могут прогнозировать потребность в рабочих местах в перспективе более чем на 2-3 года. Последнее становится особо актуально в связи с пандемией коронавируса, когда работодатели массово столкнулись с неопределенностью рабочего режима, необходимостью разделения персонала на офисный и тот, который может работать удаленно. В России гибкие офисы представлены в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и т.д. В перспективе такие форматы появятся во всех городах-миллионниках и, вероятно, в ряде городов с населением 500 тыс. человек. Формат коворкингов также давно вышел за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Сейчас каждая десятая сделка на рынке офисной недвижимости совершается в формате гибких офисов. Недавно «Сбербанк» арендовал 4700 кв. м в Manufaqtury, а группа «Группа ФСК» — 3200 кв. м Space 1. Несколько лет назад на рынке коворкингов и гибких офисов уже произошел бум — объем таких площадей с 2017 г. вырос почти в три раза — с 60 тыс кв. м до 170 тыс. кв. м. Несмотря на это, по итогам 2019 г. доля коворкингов и гибких офисов составила всего 1% от объема офисных помещений Москвы. Однако ситуация с коронавирусом, переводом персонала на удаленную работу дала дополнительный толчок для развития гибкого сегмента офисной недвижимости. Во 2-3 кварталах 2020 г., рассчитывая на сохранении частью компаний формата удаленной работы сотрудников, на рынок вышло сразу несколько крупных проектов гибких пространств и коворкингов, а если все заявленные до конца года проекты будут реализованы, такие площади суммарно достигнут 1,5% рынка. В 3 квартале 2020 г. классические офисы продолжили терять арендаторов, тогда как коворкинги и сервисные офисы – заполняться. По запросам, поступающим от наших клиентов, мы также отмечаем рост интереса к проектам с гибкими офисами — все больше заказчиков просят выделить в openspace приватные зоны и закрытые пространства. В зонирование возвращается кабинетная рассадка. При этом в отделке набирают популярность «карантинные» линейки офисной мебели с соблюдением социальной дистанции — конфигурация мебели для рабочих мест, переговорных и кухни подразумевает большего размера столы и кресла. Действующие бизнес-центры также готовы переформатировать часть своих площадей в гибкие либо самостоятельно, либо через операторов таких пространств. А девелоперы вносят изменения в проекты новых офисных центров, уделяя внимание наличию площадей для гибких пространств и коворкингов. Можно предположить, что после пандемии на первый план выйдет гибридный формат работы, так как перед компаниями встанет задача сохранения баланса между проведением переговоров, общением, контролем за персоналом и стандартной работой за компьютером, которую можно осуществлять без привязки к рабочему месту. Поэтому с большой долей вероятности в перспективе нескольких лет мы будем наблюдать ежегодный прирост гибких офисов на рынке и дальнейший рост офисных сделок с гибким форматом.