Бизнес-идея: живые квесты
Популяризаторы игр для взрослых людей, называемых живыми квестами, делают упор на том, что всё-таки это развлечение, спасающее нас в урбанизированном скучном мире.
Между тем Карл Люмберн из Баварии, автор книги о квесте, считает, что потребность в соревновании в нестандартной обстановке заложена героическим прошлым на генетическом уровне. «Только представьте, к примеру, галлов, древних римлян или славян киевской Руси, которые встают строго по будильнику, затем завтракают, чинно идут на работу, устало возвращаются домой, то есть живут по определенному графику, — говорит Карл Люмберн. – Правда, нереальная картина. Жизнь была совершенно иной, и заключалась в опасных приключениях».
Иными словами, живые квесты – это дань тысячелетнему прошлому, своеобразный зов предков, повинуясь которому люди готовы платить деньги тем, кто организует им интересные сюжетные авантюры. Следовательно, на этом можно заработать. Обратившись к опыту пионеров этого бизнеса, узнаем, как это сделать.
1. Клиентура «покой нам только снится»
2. В поисках стимула
3. Фильм, фильм, фильм…
4. Немного конкретики
Клиентура «покой нам только снится»
Бизнес на живых квестах опирается на клиентуру определенного типа. Речь идет о прирожденных авантюристах, детективах, следопытах и бойцах, вынужденных переквалифицироваться в офисных работников. Следовательно, успех данного предпринимательства зависит от трех факторов. Первое – грамотная реклама, пробуждающая в человеке приключенческие инстинкты. Второе – подбор команд, равных или близких по духу и возможностям. Третье – разработка оригинального сюжета квеста, строго ориентированного на конкретных людей.
«Это три кита, на которых стоит этот бизнес, — утверждает Ян Миллер из Чехии, — поверьте мне, я собаку съел на этом деле. Когда всех стригут под одну гребенку, игра становится не интересной. Людям нужен стимул, находящийся между страхом перед поражением и шансом на победу. Квест становится безумно интересным, когда у игроков шансы на выигрыш или проигрыш примерно пятьдесят на пятьдесят».
И на самом деле, бизнес на квесте может не состояться, если пренебречь одним из правил. В частности, на форумах можно найти такие записи:
Ktoebh@: «вчера играл в живой квест – полное разочарование. Было скучно от задания и смешно от правил. Не хватало динамики, да и сюжет оказался дурацким. Больше не приду и другим не посоветую».
Но можно найти такой пост:
«А мне понравилось по полной программе. Требовалось без копейки в кармане первым прийти на другой конец Питера. Периодически на смартфоне появлялась карта города с координатами участников. Одна девчонка всех «сделала». Она дважды переплывала канал у всех на виду. Я пришел четвертый», — пишет ГРОС_МЕН
В поисках стимула
Обратимся к человеку, который не первый год организует квесты. Это директор агентства праздников Михаил Лось.
«Сама по себе игра не интересна без стимула, — говорит Михаил Лось. – К примеру, за участие в квесте клиент платит пятьсот рублей. Группа состоит из двадцати человек. Итого — десятка, из которой три тысячи можно потратить, к примеру, на чек для пивного бара. Это и является призом за победу».
Стимулом может быть и товар, участвующий в рекламной акции. Тогда квест является частью большой игры по продвижению торговой марки. Кстати, об этом пишет и Карл Люмберн: «Тысячелетия победитель никогда не возвращался без трофеев. Помните об этом инстинкте, составители сюжетов для взрослых игр».
Фильм, фильм, фильм…
Прообразом живых квестов считают голливудское развлечение, в котором желающие принимают участие в съемке уже известного фильма. Разница с квестом заключается в том, что сюжет заранее известен участникам, и они соревнуются, как актеры. «Это отдельный вид заработка, — считает Михаил, — но идея сама по себе интересна, ведь игра может записываться на видео, скажем, рублей за пятьсот для каждого участника. Помнится, мы построили лабиринт, наполнили его экспонатами из комнаты ужаса, и участникам предложили найти жалобно плачущую куклу, которая замолкала, когда игрок приближался к цели. Всё это снималось на камеру с ночным видением. Посмотрев запись, участники хохотали до колик».
По мнению многих участников живого квеста, записи мгновенно становятся семейными реликвиями, поскольку и впрямь воспроизводят геройские поступки.
«Кстати, я научилась, как говорят англичане, держать лицо в сложной ситуации именно благодаря видео с моим участием в живом квесте, – пишет форумчанка Алена Сидоренко из Москвы. – Теперь я не таращу глаза от ужаса и не грызу в отчаянье пальцы. Одно это делает меня стойкой к проблемам в настоящей жизни».
Немного конкретики
В целом, сюжетов для живого квеста достаточно много, чтобы останавливаться на каждом из них. Описания можно найти на различных сайтах, как российских, так и зарубежных. Игорь Малюгин, наш бессменный эксперт, комментируя этот бизнес, считает, что идеальной стартовой площадкой для этого предпринимательства могут стать агентства праздников, туристические фирмы, специализирующиеся на местном бизнесе и даже частные детективы, — то есть те, кто по роду занятий косвенно соприкасается с квестом. Впрочем, даже обычный человек, решивший заработать на этом, тоже имеет шансы на успех, правда, в любом случае придется зарегистрировать свою деятельность… лучше и проще всего в агентство праздников.
В то же время без стартового капитала не обойтись. Чем интереснее игра, тем больше трат требует она, уверен Карл Люмберн. Техническая составляющая живых квестов связана с видео аппаратурой, с машинами сопровождения (которые могут быть своими), с техникой позиционирования (с ГЛОНАСС навигаторами), с декорациями, с костюмами и с различными аксессуарами. В частности, Михаил Лось признался, что потратил на одну игру порядка двухсот тысяч рублей, которые окупились только через год. Будем считать это срок условной точкой безубыточности.
В общем, компании, организующие живые квесты, безусловно, имеют шансы на успех, который в свою очередь зависит исключительно от креативности организатора.