Бизнес-идея: курсы граффити для пожилых
«Социально-ответственное» граффити: история о том, как лиссабонские райтеры «вооружили» аэрозольными баллончиками местных пенсионеров и приобщили их к курсам стрит-арта на постоянной основе.
В столице Португалии работает необычное арт-сообщество под названием LATA 65. Оно объединяет лиссабонских дедушек и бабушек, которые на досуге любят порисовать… граффити. Проект был разработан по инициативе городского фестиваля искуса Ковильяна Wool и творческим пространством Cowork Lisboa.
В чем смысл проекта? Несколько известных уличных художников берут под свою опеку группу пожилых людей. Сначала пенсионерам проводятся лекции по истории уличного искусства, затем учат создавать собственные трафареты, а после — организуют практику. Третий этап — самый увлекательный. «Учеников» вывозят в глухие части города, где разрешают вживую воплощать все свои идеи. Старички вооружаются аэрозольными баллончиками, рисуют граффити и создают свои собственные уличные теги. Со стороны выглядит это довольно забавно, особенно если ты случайный прохожий. Мало кто ожидает увидеть в подворотне группу бабушек и дедушек в масках, занятых разрисовыванием стен.
Возможно, кто-то возмутится тому факту, что пожилых людей заставляют делать то, что им, может быть, не очень нравится или не очень хочется. Но самое интересное в том, что «насильно» старичков браться за балончики как раз никто не принуждал. Воплощению идеи, что называется, «поспособствовал спрос» и живой интерес со стороны пожилого населения.
— Мы организуем граффити-фестивали каждый год, — говорит одна из основательниц LATA 65, архитектор по имени Лара Сейшу Родригес. — Однажды я заметила, что среди заинтересованных зрителей огромное количество пожилых людей. Они с особым интересом расспрашивали о том, как делаются граффити, постоянно комментировали работы. Я не смогла пройти мимо этого и поняла, что они вправе узнать все ответы, да еще и получить возможность попробовать все самостоятельно.
Что тут добавить? Может быть, организатором отечественных фестивалей тоже стоит отбросить стереотипы и несколько расширить свою аудиторию? Да, такую идею, может быть, трудно монетизировать, но придать ей социальный смысл и привлечь внимание прессы удастся точно. Также идея хороша для любой разовой пиар-акции. Но кто знает, возможно, многие пенсионеры будут не против раскрашивать некоторые неприглядные уголки наших российских городов и еще и фору португальцам дадут. К слову, для всех, кто хочет поддержать лиссабонский проект, организаторы продают атрибутику с фирменной символикой: футболки, сумки и значки с тегом LATA 65.
Как можно догадаться, цель проекта — создание и укрепление связей между поколениями, развенчание ярлыков и устранение недопониманий между молодежью и пожилыми людьми. Стоит отметить, что подобные идеи «совместной активности» в последнее время становятся даже более популярными, чем всевозможные гаджеты и сенсоры для пожилых. В своих прошлых материалах портал «1000 идей» уже рассказывал о таких стартапах как «Дом престарелых и детский сад 2в1» и бесплатная гостиница для волонтеров в доме престарелых. Курсы граффити для престарелых становятся очередным примером этого социально-ответственного тренда.