Бизнес-идея: утилизация оргтехники
Нет ничего вечного под луной, подчеркивают философы бренность человеческого бытия. А быстрее всего стареет оргтехника. Чтобы понять это, достаточно вспомнить закон Мура, согласно которому производительность процессоров должна удваиваться каждые 18 месяцев. Компьютеры, принтеры, сканеры, копиры через три-четыре года после выпуска морально устаревают. Кроме того, офисная техника банально ломается, а её починка в ряде случаев бессмысленна: проще купить новую.
Между тем, устаревшая или поломанная оргтехника не только наносит ущерб окружающей среде, но и причиняет вред здоровью людей. Всезнающие статистики подсчитали, что каждый год на свалки мира вывозится порядка 50 млн. тонн всевозможных электроприборов. «Если кто-то думает, что, к примеру, выброшенный компьютер безвреден, так как им пользовались в офисе или дома, то он ошибается, – говорит эколог Валерия Козловская. – Из силикона и пластика, которые входят в состав комплектующих, под воздействием влаги, ультрафиолета, высоких температур выделяются ядовитые газы, в частности соединения хлора и мышьяка».
Именно поэтому утилизация оргтехники регулируется законодательством. То есть её просто так не выкинешь в мусорный бак, даже если бухгалтер правдами-неправдами спишет ее с баланса. Предприятия обязаны обращаться к профессиональным утилизаторам, хотят они этого или нет. Следовательно, на этом можно заработать, превращая компьютеры и другое офисное оборудование в ценное вторсырье.
1. Не каждому дано
2. После лицензирования жизнь только начинается
Не каждому дано
Регистрируя фирму по утилизации оргтехники, нужно указать соответствующие коды ОКПД и ОКВЭД. Так, утилизация частей оборудования в ОКПД (Общероссийский классификатор продукции) прописывается кодом 38.21, в ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) – 38 и 37.10.22. Отметим, что этот вид деятельности напрямую связан с переработкой материалов, относящихся к отходам I-IV класса опасности. Следовательно, для получения лицензии в персонале фирмы должны быть специалисты, имеющие доступ к этим видам работы.
«Для того чтобы стать профессиональными утилизаторами, нужно пройти обучение по программам «Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV класса опасности» и «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления», – поясняет Василий Крымов, директор специализированной фирмы. – Без свидетельств установленного образца о том, что указанные курсы прослушаны, получить желаемую лицензию не получится».
Приведем основной перечень документов, которые необходимы для получения лицензии (более детальный список можно запросить в Ростехнадзоре):
- Свидетельство о госрегистрации.
- Приказ о назначении специалиста, ответственного за работу с опасными отходами.
- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
- Свидетельство о прохождении программы «Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV класса опасности».
- Свидетельство о прохождении программы «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления».
- Договор аренды земельного участка.
- Паспорта технологического оборудования.
- Договор на прием отходов.
Кроме того, поскольку во многих микросхемах в небольших количествах содержатся драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий), необходимо предоставить документ, разрешающий работать с такими материалами – Свидетельство Пробирной палаты (Ювелирную лицензию). «Не так просто обежать все кабинеты, впрочем, особых проблем тоже нет, – говорит юрист Руслан Макеев. – Если лень самому этим заниматься, то без проблем можно найти конторы, которые за сумму от 30 до 200 тысяч рублей (в зависимости от объема работ) все сделают в лучшем виде».
После лицензирования жизнь только начинается
Как бы ни было трудно в бумаготворчестве, но настоящая предпринимательская жизнь начинается после получения лицензии. Постараемся привести перечень трат, которые входят в стартовый бюджет утилизатора:
- Размер государственной пошлины – 7500 рублей.
- Стоимость услуги по постановке на учет в Пробирной палате – 10 000 рублей.
- Услуги юриста – 30 000 рублей.
- Обучение – 80 000 рублей за двоих специалистов.
- Б/у шредер для измельчения отходов различной формы из резины, пластмассы – 150 000 рублей.
- Аренда – 300 000 рублей (50 000 рублей в месяц на полгода).
- Инструментарий и упаковка – 100 000 рублей.
- Другие расходы – 200 000 рублей.
Что касается самого процесса работы, то здесь важно понимать, что 95% получающегося «продукта» – вторсырья – продается другим, более крупным переработчикам. Вы извлекаете из списанной оргтехники отдельные компоненты (пластик, металл, стекло) и передаете их большим перерабатывающим заводам. А они в свою очередь превращают их в материалы, необходимые уже тем или иным производящим предприятиям из самых разных отраслей. При этом оставшиеся 5% отходов просто попадают на свалку.
«Компоненты, из которых можно извлечь драгметаллы, мы помещаем в пластиковые контейнеры или в обычные полиэтиленовые пакеты, затем маркируем, – делится опытом Василий Крымов. – После этой сепарации передаем отсортированные компоненты в специализированные конторы, имеющие оборудование для получения чистых металлов, например электролитическими методами. Такой подход удешевляет стартап и делает бизнес предсказуемым».
Заказчиков на данный «продукт» найти будет не так уж сложно: достаточно набрать в поисковике запрос «кто покупает вторсырье». Есть даже биржа для утилизаторов и специализированные сайты. Короче говоря, проблем с продажами не будет.
Точка безубыточности, правда, проходится не так быстро, как хотелось бы. Василий Крымов вернул свои деньги только через два года. Рентабельность, по его словам, находится в пределах 10-15%.
С другой стороны, на западе этот бизнес считается одним из самых привилегированных. По некоторым данным, в Италии фирмы по утилизации оргтехники контролирует сицилийская мафия – настолько это выгодно, прежде всего, из-за государственных субсидий. Вероятно, такая тенденция по принуждению предприятий к экологическим стандартам, а также меры правительства по спонсированию утилизаторов будут развиваться и у нас в России.
Таким образом, бизнес по утилизации оргтехники, несмотря на нынешнюю низкую доходность, имеет отличные перспективы в ближайшем будущем. Но входить в него нужно сейчас, пока на данном рынке мало конкурентов.
Александр Ситников, специально для Equipnet.ru