Как открыть бизнес по аренде полуприцепов-автодач
* В расчетах используются средние данные по России
3 070 000 ₽
Стартовые вложения
250 000 — 270 000 ₽
Выручка
56 000 ₽
Ежемесячные затраты
12 мес.
Срок окупаемости
Прокат кемперов — ниша перспективная и довольно выгодная с точки зрения окупаемости инвестиций, но не всегда вдохновляющая по объему вложений. Поэтому сегодня рассмотрим самое бюджетное направление караванинга — бизнес на аренде полуприцепов-автодач.
Недавно на страницах портала мы уже рассказывали про бизнес, построенный на сдаче в аренду так называемых «домов на колесах», построенных на базе малотоннажного грузового транспорта. Караванинг, или путешествия на оборудованных всем необходимым для комфортных поездок кемперах — ниша перспективная и довольно выгодная с точки зрения окупаемости инвестиций.
Однако объем первоначальных вложений довольно существенный — без 15 000 000 рублей на старте к прокату кемперов не подступиться, как ни крути. Да, можно несколько сэкономить, купив заведомо «уставшую» технику, однако в дальнейшем придется немалую часть полученной прибыли вложить в устранение недочетов. А потому мы не могли обойти стороной более бюджетное направление караванинга — бизнес на аренде полуприцепов-автодач.
В чем кроется существенное отличие кемпера от прицепной автодачи? Если первые по сути представляют собой самостоятельный вид транспорта, все жилое пространство которого базируется на узлах и агрегатах грузовой платформы, то полуприцеп-автодача самостоятельно передвигаться не может, но при этом куда дешевле по себестоимости и может буксироваться обычной «легковушкой».
Стоимость прицепа-автодачи колеблется от 200-300 тысяч рублей за подержанные экземпляры с пробегом, привезенные из Европы, до миллиона рублей за новые варианты. В среднем подержанная автодача в хорошем состоянии «тянет» на полмиллиона рублей, для сравнения — за беспроблемный обслуженный кемпер с пробегом придется отдать примерно в 8-10 раз больше!
При этом полуприцепы-автодачи куда проще в производстве — а потому на российском рынке с каждым годом становится все больше предложений от отечественных компаний.
Основной тренд рынка — выпуск максимально облегченных и доступных моделей типа «капля» (teardrop) с набором только самого необходимого на борту. Это непосредственно спальное место (обычно на 2 взрослых и 1 ребенка), встроенные портативная плита и раковина, а также багажные рундуки для рационального размещения утвари путешественников.
В противовес комфортабельным, но тяжелым «европейцам» российские «капли» не балуют путешественников изысками домашнего уюта и простора, но при этом, благодаря своему легкому весу удобны для использования даже маломощными машинами и могут проехать там, где массивная зарубежная автодача попросту застрянет. Популярные подели можно посмотреть на специализированных сайтах производителей, например Avtodacha.com., либо на досках объявлений — Avito, «Юла» и т.д.
Ценовая политика
Теперь перейдем непосредственно к стоимости аренды автодач для туристов, решивших попробовать караванинг в деле. Взять напрокат полуприцеп типа teardrop, оборудованный самым необходимым для обустройства быта в дороге, можно минимум за 2300 рублей в сутки. Именно столько составляет ценник на отечественный спартанский вариант без детской полки и отопителя. Подойдет он скорее для непродолжительных вылазок на природу молодой пары и только в летнее время.
Существуют различные вариации — например, за 3500 рублей в сутки можно взять напрокат модификацию с увеличенным клиренсом для езды по бездорожью и с встроенным отопителем, позволяющим выбираться «дикарём» за город даже в холодное время года. Как и в случае с прокатом любой другой техники, в случае продолжительной аренды (свыше недели), предоставляется скидка — ценник упадет ниже двух тысяч рублей за сутки.
Более вместительные «европейцы» Avondale и Bailey обойдутся в 5000-7000 рублей за сутки в зависимости от комплектации, при этом в этих автодачах уже можно стоять в полный рост. Такие модели можно рассматривать для длительных поездок семьей на неделю и больше. Обустроены они по принципу железнодорожного купе, только куда удобнее — есть просторный раскладной диван, который трансформируется в двуспальную кровать, верхняя «полка», столик для еды, кухонный гарнитур, холодильник и биотуалет с душем.
Особенности законодательства в сфере полуприцепов-автодач
Многие клиенты, решившие взять в аренду автодачу, задаются вопросом — какая категория водительских прав нужна для управления легковым автомобилем с прицепом — «B» или «E»?
Отвечаем — на самом деле все достаточно просто, и в этом и заключается еще одно преимущество аренды автодачи для клиентов:
Никаких претензий автолюбителю с обычной легковой категорией B со стороны ГИБДД не будет, если:
- Разрешенная максимальная масса прицепа не превышает 750 кг плюс легковая машина категории «B».
- Разрешенная максимальная масса автодачи составляет свыше 750 кг, но при этом не превышает массы «легковушки» без нагрузки, если общая разрешенная максимальная масса получившегося «автопоезда» (легковой автомобиль + прицеп) не превышает 3500 кг.
Технические параметры
Однако одного только разрешения со стороны проверяющих органов мало — большинство автовладельцев захотят удостовериться, что с выбранным вариантом автодачи его машина не только нормально поедет, но и не приведет к неисправностям в работе коробки и подвески в дальнейшем.
На самом деле существуют специализированные сайты, позволяющие выяснить все интересующие параметры эксплуатации, «совместив» свою марку машины, ее объем двигателя и трансмиссии с конкретной моделью прицепа-автодачи. Например, на сайте towcar.info получится не только выяснить, можно ли эксплуатировать вашу машину с выбранной моделью прицепного «домика на колесах», но и узнать, сколько бензина она будет потреблять, на какой передаче оптимально передвигаться и при какой скорости, и даже какие подъемы можно будет преодолеть (особенно актуально для путешественников, собравшихся с автодачей в горы).
Общие рекомендации будут следующие — в связи с конструктивными особенностями не стоит транспортировать автодачи на машинах с роботизированными трансмиссиями типа DGS и вариаторах, а также избегать резких троганий и торможений.
Регистрация бизнеса
Для легализации своей деятельности и возможности работы с заказчиками по безналичной системе оплаты, необходимо открыть свое юрлицо, например, ООО, указав следующий классификатор для ОКВЭД:
- 77.3. Аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств
А также подраздел:
- 77.39.11. Аренда и лизинг прочего автомобильного транспорта и оборудования
Продажи и маркетинг
- Сайт. Предпринимателю, решившему освоить бизнес на аренде полуприцепов-автодач, стоит в первую очередь обзавестись сайтом с указанием предлагаемых вариантов. При этом крайне важно максимально подробно расписать все удобства, которые предлагает каждая конкретная модель. Не лишней будет форма обратной связи для сбора контактной информации и раннего бронирования перед сезоном отпусков. По каждой модели автодачи лучше всего предоставить график с указанием дат, когда она свободна для аренды.
- Поисковая реклама. Многие потенциальные клиенты ищут себе полуприцеп в аренду в поисковых системах, что делает контекстную рекламу в сети довольно эффективной. Стоимость за клики и показы в «Яндекс.Директ» и Google Adwords по сравнению с арендой тех же автомобилей куда ниже.
- Доски объявлений. Размещение объявлений о сдаче автодач в аренду на досках объявлений Avito и Юла также позволяют генерировать определенную долю лидов.
- Партнерство с турагентствами. Еще один эффективный вариант — сотрудничество с туристическими агентствами, которые за вознаграждение в виде процентов со сделки будут продавать вашу услугу своим клиентам. Хорошо себя проявляют в рекламе автодач различные выставки на тему охоты, туризма, рыбалки и активного отдыха — даже небольшой стенд с представленной на нем моделью автодачи сможет привести существенное количество клиентов в течение ближайших месяцев.
- B2B-направление. Помимо направления сдачи автодач физлицам некоторые компании сейчас начали развивать корпоративный сегмент B2B. Это различные туры для сотрудников компаний, которые планируют провести какое-либо выездное мероприятие либо тимбилдинг на природе. Интересно, что по словам предпринимателей из этой ниши сейчас услуга по прокату автодач востребована не только для отдыха — например, жилые полуприцепы арендуют строители, которым удобно их использовать как качественную и более удобную альтернативу привычным бытовкам. Прорабы и строители экономят время на дорогу, при этом окружают себя минимально необходимым элементами быта в виде кухни и туалета.
Что касается сотрудников, необходимых для задействования в этой нише бизнеса, набирать штат «продажников» для проката автодач большого смысла не имеет, а вот без профессиональных интернет-маркетологов не обойтись. При этом можно воспользоваться услугами специалистов на аутсорсе.
Закупка автодач для дальнейшей сдачи в аренду
Как мы уже упоминали в начале статьи, большим плюсом деятельности в сфере аренды жилых полуприцепов являются куда более низкие расходы на их приобретение по сравнению с кемперами. Сумма первоначальных вложений в технику не превысит 3 000 000 рублей. В этот ценовой диапазон можно уложиться, укомплектовав свой парк автодач следующими моделями:
- Подержанные полноформатные полуприцепы-автодачи европейского производства без пробега по России — 3 единицы (средняя стоимость одного экземпляра составит 500 000 рублей). Наиболее популярны такие бренды полуприцепов как Adria, Avondale, Swift.
- Новые жилые полуприцепы типа teardrop российского производства — 5 единиц (средняя стоимость одного в базовой модификации составляет 300 000 рублей).
Если с последними все относительно понятно (обращаемся на завод либо делаем заказ через официального дилера в вашем регионе), то к покупке подержанного трейлера из ЕС лучше подойти крайне осмотрительно.
Б/у техника. На что обратить внимание
Герметичность кузова. С какими проблемами можно столкнуться, покупая автодачу из Старого Света с пробегом? В первую очередь это негерметичный кузов, который приводит к появлению протечек в плохую погоду. Неопытному покупателю сразу на глаз недостатки кузова не выявить, потому проведите тщательный осмотр снаружи и внутри. Особое внимание требует уделить уплотнителям, и потенциально ржавеющим элементам полуприцепа-дачи — это дно, а также передняя часть.
Общая работоспособность. Разумеется стоит проверить работоспособность оборудования и убедиться, что автодачу не облюбовали себя в качестве места жительства какие-нибудь насекомые или грызуны. Зачастую автодача может долго простоять без эксплуатации, а потому важно обратить внимание на состояние подвески и тормозов, а также убедиться в работоспособности электрики.
Регион происхождения. Важный фактор — регион происхождения автодачи. Например, «скандинавские» варианты хорошо подойдут для сдачи в аренду в холодное время года и явно не для южных уголков России. Их кузова, как правило, хорошо утеплены, а в довесок модели с Севера Европы обладают мощными обогревателями. Теплый пол, двойные (а бывает что и тройные) стеклопакеты, но зачастую высокая относительно рынка цена — это про них.
Автодачи с юга Европы как правило лучше подходят для теплых регионов, но пасуют при серьезных заморозках — отопление у них воздушное, с раздувом по всему салону. Прогреваются они, сами понимаете, тоже не сразу.
Американские варианты, как и большинство техники, разработанной на заокеанский манер, поражают размерами и вместительностью. Но при этом стоит помнить, что среди них уже можно нарваться на «непроходные» по весу варианты для категории B, да и буксировать тяжелые автодачи родом из Нового Света будет тяжеловато обычной легковой машине. Большинство современных кроссоверов с задачей буксировки справятся, но будьте готовы к повышенному расходу топлива — за комфорт придется лпатить рублем!
Финансовые показатели
Итак, предлагаем теперь «оцифровать» информацию, предоставленную в нашем сегодняшнем обзоре бизнеса, попутно раскрыв данные по прибыли и окупаемости этой ниши.
Вложения. Инвестиции на старте бизнеса по аренде полуприцепов-автодач составят 3 070 000 рублей.
Стартовые затраты
№ |
Статья затрат |
Сумма, руб. |
---|---|---|
1 |
Закупка техники |
3 000 000 |
2 |
Аренда площадки для размещения полуприцепов-автодач |
20 000 |
3 |
Проведение рекламной компании в сети (контекстная реклама, SMM – соцсети, SEO-продвижение сайта в поисковиках) |
20 000 |
4 |
Переоформление и регистрация приобретенной техники |
30 000 |
Итого: |
3 070 000 |
Ежемесячные расходы будут формироваться в основном из аренды и рекламы: 40 000 рублей. Добавим среднюю амортизацию (даже если автодача стоит, она все равно будет ржаветь по части кузовных элементов, подвеска и тормозная система потребуют ремонта и т. д.) В среднем посчитаем амортизацию в размере 2000 рублей в месяц на каждый прицеп, или 40 000 рублей за 8 единиц всего парка техники. Таким образом, ежемесячные затраты на бизнес составят 40 000 рублей + 16 000 рублей амортизация.
Сезонность. Бизнес по аренде полуприцепов-автодач имеет ярко выраженную сезонность. Пиковые периоды спроса на услуги компании — летняя пора отпусков и зимние новогодние каникулы. Растет спрос на прокат подобной техники на майские праздники, а вот в осенний период с его слякотью и распутицей на дорогах заказы можно получать разве что от строителей и других заказчиков из сегмента B2B.
Выручка. Теперь посчитаем доход со сдачи автодач в прокат. За модели типа teardrop средняя стоимость аренды составляет 3000 рублей в сутки, а с европейских вариантов full-size можно зарабатывать по 6000 рублей ежедневно. Таким образом за месяц c трех «малышей» можно получить при полной загрузке 250 000 — 270 000 рублей, то есть за летний сезон при грамотном подходе к делу компактная автодача вполне способна себя окупить!
Похожим образом обстоит ситуация с полноразмерными полуприцепами из ЕС. При стоимости аренды в 6000 рублей за сутки, один трейлер может генерировать доход в 180 000 рублей ежемесячно. Три «фуллсайзовых» автодачи принесут соответственно 540 000 рублей в месяц, и потраченные на них полтора миллиона отобьются при 100% загрузке заказами также за один летний сезон.
Впрочем, в осенний период оптимизм предпринимателя пойдет на спад — заказов получить в первое время вряд ли получится, а вот на новогодние каникулы можно уже выйти «в плюс». Не будем исключать ситуации, когда максимальной загрузки клиентами в летний сезон получить не получится.
Предпринимателю не стоит надевать «розовые очки» и думать что в первое время все пойдет как по маслу. В пиковый сезон автодача загружена заказами обычно на 80% летом и на 20% зимой. Поэтому реальный период окупаемости бизнеса составляет порядка 1 года.