Няни на драйве: как заработать, доставляя детей на занятия
* В расчетах используются средние данные по России
970 000 ₽
Стартовые вложения
300 000 ₽
Месячная выручка
85 000 ₽
Чистая прибыль
12 мес.
Срок окупаемости
Идея перевозки детей на занятия относительно нова. Большинство проектов, развивающихся в этой нише в России, сейчас базируются в столице, а значит у предпринимателей из регионов практически не будет конкуренции.
Для современных родителей, живущих и работающих в крупных мегаполисах, вопрос с доставкой детей в школы, а также на многочисленные кружки и секции остается весьма актуальным. Чем больше город и чем дальше расположены друг от друга места, которые посещает отпрыск в течение дня, — тем меньшее количество времени остается у пап и мам на работу, бизнес и собственные хобби.
Решить вопрос с перевозкой ребенка по многочисленным локациям можно по разному — кому-то на помощь приходят неработающие бабушки и дедушки, кто-то использует семейный аккаунт в агрегаторах такси с оплатой по привязанной банковской карте… Однако далеко не все люди пенсионного возраста способны проводить столько времени в разъездах в силу своего здоровья, а доверять свое чадо таксистам — тот еще риск, ведь даже детские сиденья есть не в каждом автомобиле. Впрочем решение все же есть — это услуга «Забери ребенка из школы», которая оказывается несколькими сервисами, профессионально специализирующимися на доставке самых главных пассажиров.
Идея профессионально организованной перевозки детей на занятия в России относительно нова. Большинство бизнес-проектов, развивающихся в этой нише, сейчас базируются в столице — а значит могут быть весьма интересны предпринимателям из регионов ввиду полного отсутствия конкуренции. Затраты на запуск услуг автоняни на первый взгляд невелики, а продукт интересен большому количеству потенциальных клиентов. Так может вот она, идеальная идея для собственного бизнеса с высокой прибылью? Давайте разбираться вместе.
Регистрация бизнеса
Открытие своего дела в с сфере оказания услуг автоняни следует начать с регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо открытия ООО. Оптимальные коды ОКВЭД, подходящие под эту сферу деятельности:
Основной вид деятельности:
- 96.09. Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки.
Дополнительные виды деятельности:
- 49.3 Деятельность прочего сухопутного транспорта;
- 49.32 Деятельность такси;
- 49.42. Предоставление услуг по перевозкам;
- 52.29 Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками.
Как видите, с юридической точки зрения автоняня — все же в большей степени перевозчик, чем специалист, связанный с обучением и сопровождением детей. Однако в реальности все не так просто, как на бумаге.
«Главное — люди»: решаем вопрос с кадрами
Портрет современной автоняни весьма существенно отличается от характеристик людей смежных по функционалу профессий — нянь в привычном понимании этого слова, приглядывающих за ребенком дома, а также таксистов, промышляющих извозом.
Как правило, компании, профессионально оказывающие услуги по доставке детей на занятия, предпочитают работать со следующими кандидатами: это женщины в возрасте порядка 40 лет, которые имеют достаточный стаж вождения и личный автомобиль, опыт в воспитании собственных детей и при этом желают получить дополнительный доход в свободное время.
Вполне очевидно желание родителей видеть одну сотрудницу, к которой ребенок со временем привыкнет и которая со временем будет в совершенстве знать распорядок дня маленьких пассажиров. Однако графики автонянь могут пересекаться с доставкой других детей, потому обычно за одним клиентом закрепляется 2-3 человека, работающих на постоянной основе.
В среднем фонд оплаты труда одной сотрудницы составляет порядка 30 000 — 40 000 рублей при основной загруженности по будням (в утреннее и вечернее время).
Торжество технологий
В последнее время четко прослеживается тенденция, когда компании, предлагающие услуги автонянь, идут по пути агрегаторов такси. Если раньше подобные сервисы работали в основном через колл-центр, то сейчас наиболее продвинутые компании, такие как например Kidsway, предлагают скачать приложение на Android или iOS. Передвижение ребенка по городу, передача его ответственному взрослому по итогу поездки — все этапы родителям можно отследить на экране своего гаджета.
Правда, если комиссия того же «Яндекс.Такси» или Uber составляет порядка 20 процентов с заказа, то маржинальность на сервисе автонянь выше в два раза — в среднем компании берут порядка 40 процентов с заказа.
Собственно, второй секретный ингредиент вашей будущей компании после ответственных автоледи — хорошие IT-специалисты. Причем не просто профессиональные, но еще и имеющие совесть. Все дело в том, что некоторые компании, позиционирующие себя как разработчики ПО, нещадно завышают прайсы за оказание своих услуг. На другом полюсе программистов — частные фрилансеры, которые в силу своего опыта не всегда смогут потянуть сложный специфический проект. А потому — ищите «золотую середину», важно чтобы подрядчик с одной стороны сделал качественно работающее программное обеспечение, а с другой — не перегибал палку с ценами на разработку.
В среднем бюджет на разработку ПО заложим в размере порядка 500 000 рублей. За эту сумму вам должны не только создать красивое и современное приложение, но и отладить все технические процессы.
Какие сложности могут возникнуть
Наиболее целесообразно запускать сервис перед началом учебного года, то есть в конце августа. При этом крайне важно рассчитать свои силы на старте, чтобы обеспечить четкое выполнение всех заказов. Пусть вас не вводит в заблуждение большое количество женщин-водителей, обратившихся в компанию за подработкой — многие из них рассматривают сервис как редкую подработку и не всегда будут «на линии». Потому вполне вероятна ситуация когда при большой активной базе автонянь, в определенный момент вы все же не сможете обработать все 100% обращений.
По словам основателя компании KidsWay Екатерины Филипповой, в первое время начинающие бизнесмены просто «захлебнулись в разовых заказах». С началом школьного года телефоны колл-центра разрывались от входящих звонков, но при этом выполнить удавалось лишь часть из них. Из 200 автоледи, зарегистрировавшихся на сервисе в качестве мобильных нянь, постоянно работали с бизнесом только 15-20 человек.
Со сложностями выполнения заказов в начале учебного года компании справляются о разному. Некоторые привлекают к заявкам водителей такси, но при этом страдает уже уровень сервиса. Впрочем, оптимальным решением может стать продажа услуг автоняни пакетами — то есть по предварительно согласованным датам, часам и маршрутам. Это позволяет избежать элемента внезапности и более-менее спрогнозировать загруженность сервиса.
Еще одна потенциальная угроза — вероятность того, что со временем родители могут начать работать с понравившейся автоняней напрямую, минуя сервис. То есть по сути сотрудница переходит в формат работы «личный водитель».
Потому все риски необходимо предусмотреть заранее и постараться их по возможности минимизировать.
Продажи и маркетинг
Как мы уже говорили, лучше согласовывать поездки с родителями заранее — например на месяц вперед. Как правило большая часть поездок — в школу и на занятия спортом или кружки, а потому сложностей с составлением «календаря автомобильной Мэри Поппинс» возникнуть не должно. Такой способ продажи услуг автоняни имеет и еще одно преимущество — позволяет получить предоплату от клиентов и, соответственно, сразу выделить определенную сумму на развитие бизнеса.
Приведем в качестве примера несколько пакетов, которые предлагаются на выбор родителям:
- Сопровождение ребенка по расписанию. Такой формат сотрудничества позволяет составить расписание на продолжительный промежуток времени, получить гарантированное выполнение заказа, а заодно сэкономить. Как правило, компании делают скидку при заключении договора на месяц. А еще выбранный пакет даст возможность застраховать ребенка в поездке. Оплата услуг автоняни при таком варианте сотрудничества варьируется из фиксированной стоимости подписки на услугу и переменной составляющей, складывающейся из количества выполненные поездок. Клиент может оплатить подписку по цене 2500 рублей, но тогда деньги за отмененные поездки не возвращаются (например, если ребенок заболел или занятия отменили или перенесли), либо в размере 5000 рублей (тогда в случае отмены поездки будет сделан возврат на определенную сумму).
- Формат личного водителя. Такой вариант сотрудничества предполагает, что осуществлять все поездки будет только один водитель. Также автоняня сможет выполнять функционал помощника-консьержа. При этом количество поездок не ограничено. Однако и ценник при этом «кусается» — например, в Москве стоимость такой услуги составит 80 000 рублей.
- Эдакий импровизированный школьный автобус. Подходит для доставки детей, проживающих по соседству, в школу и на другие занятия. Если используется легковой автомобиль, количество детей не превышает 4 человек, если автоняня владеет микроавтобусом — число маленьких пассажиров может быть увеличено до 8-ми. Стоимость услуги стартует с отметки в 20 000 рублей в месяц, по словам предпринимателей это в любом случае дешевле чем школьный автобус, при этом дети потратят на дорогу куда меньше времени и проведут его в лучших условиях.
Как находить клиентов для автонянь
- Сотрудничество с детсадами и школами. В первую очередь можно заключить партнерскую программу с детскими садами и школами. Проведение дня открытых дверей с демонстрацией возможностей сервиса и раздачей POS-материалов позволит получить первых заинтересованных клиентов. В дальнейшем можно продолжить сотрудничество с образовательными учреждениями, раз в квартал проводя какие-либо мероприятия. Заинтересовать представителей школ можно как финансово, так и работая «по бартеру» — например, отвезти бесплатно на машинах сервиса детей на экскурсию.
- Брендирование авто. Кстати о машинах. Многие брендируют автотранспорт мобильных нянь, чтобы во время поездок они выступали в качестве передвижной рекламы. Такой способ донести информацию до потенциальных клиентов отлично работает — зачастую родители подходят и интересуются услугой. Неплохо предусмотреть дополнительную мотивацию для автонянь за каждого нового привлеченного клиента.
- Упор на комфорт. С учетом того, что маржинальность поездки существенно выше чем в такси, а на первый план для клиентов выходят комфорт и безопасность, автоняни используют в основном современные кроссоверы — это Nissan Qashqai и Mazda CX-5, а для VIP-клиентов в автопарке есть BMW X6 и Mercedes GL. Это еще и имиджевая составляющая продвижения сервиса.
- Контекстная реклама. Важность онлайн-рекламы переоценить сложно — именно чрез интернет приходит весомая доля клиентов. С учетом того, что услуга пока еще не распространена повсеместно, стоимость кликов и показов в системах «Яндекс.Директ» и Google Adwords крайне невысокая и даже с относительно небольшим бюджетом вы гарантированно получите стабильный поток лидов.
- Социальные сети. Однако еще лучше поисковиков работают соцсети — Instagram, Vkontakte, Facebook. Некоторые компании из сегмента услуг автонянь используют для рекламы посты с инфлюенсерами — известными людьми, мнению которых доверяет большое число подписчиков. Реклама у знаменитостей и блогеров — удовольствие дорогое, один рекламный пост может обойтись в десятки и даже сотни тысяч рублей, однако и эффект такое продвижение может принести весьма значительный.
- Горячая линия. А вот тратиться на отдел продаж и даже свой колл-центр смысла нет. Впрочем без «горячей линии» тоже не обойтись. Как быть — отвечать на звони самим или же найти удаленных специалистов, которые возьмут эти задачи на себя? Хорошим подспорьем может стать колл-центр на аутсорсе. Сейчас появилось уже достаточно большое количество таких компаний, которые работают сразу с большим пулом заказчиков. За определенную фиксированную ставку в месяц и процент от продаж их сотрудники будут отвечать на звонки, презентовать пакетные услуги компании и решать возникающие ситуации. А вы в свою очередь сэкономите существенные деньги на операторах.
Финансовые показатели
Компания, предлагающая услуги автонянь, относится к типу бизнеса, требующего на старте вложений порядка 1 000 000 рублей. Однако стоит учесть, что в дальнейшем для роста компании могут потребоваться дополнительные финансовые резервы. Например, согласно данным РБК, компания Kidsway, являющаяся пионером российского рынка подобных услуг, была вынуждена со временем обратиться за дополнительными инвестициями в ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив).
Итак, перечислим основные расходы на старте:
№ |
Статья расходов |
Сумма, руб. |
---|---|---|
1 |
Разработка мобильного приложения и его продвижение в Android Market и Apple Store |
500 000 |
2 |
Вложения в онлайн-рекламу и продвижение (контекстная реклама, SMM, публикации у топовых блоггеров и крупных печатных СМИ) |
250 000 |
3 |
Вложения в оффлайн-рекламу (несколько открытых мероприятий в школах, детских садах и спортивных секциях) |
200 000 |
4 |
Удаленный колл-центр |
20 000 |
Итого: |
970 000 |
- Вложения. Итого размер стартовых инвестиций составит согласно нашей бизнес-модели 970 000 рублей.
- Средняя выручка за перевозки в первые месяцы: 300 000 рублей в мес.
-
Средний чек за услуги автоняни: 15 000 рублей в мес.
-
Маржинальность заказа: 40%
-
Прибыль без учета расходов: 120 000 руб. в мес.
-
Расходы: 35 000 рублей (реклама 20 000 руб./мес., удаленный колл-центр 15 000 руб./мес.);
-
Чистая прибыль: 85 000 рублей в мес.
-
Период окупаемости: 1 год
Итак, проект по предоставлению услуг автонянь достаточно жизнеспособен, однако не стоит забывать, что он ориентирован на людей с доходами выше среднего. Именно потому далеко не в каждом городе-миллионнике в России показатели будут сопоставимы с теми, что мы видим на примере московских компаний — платежеспособного населения в регионах меньше, а соответственно и ниже спрос на услуги автонянь. Далеко не всем сразу получится наработать даже ту минимальную базу постоянных клиентов из 20 человек, на которую мы ориентировались при расчетах.
Вполне вероятно, что для успешной экспансии в небогатые регионы страны предпринимателям стоит поумерить свои аппетиты и установить маржинальность не в 40%, а например порядка 20%, как это делают провайдеры такси. Кстати, именно таксопарки первыми в регионах отреагировали на модную тенденцию, запустив свое видение этой ниши — «детские такси». Цены у них, как правило, ниже, однако ниже и уровень оказываемого сервиса.
Кстати, многие столичные компании уже проявляют интерес к регионам — на текущий момент профессиональные автоняни возят детей на занятия уже в нескольких регионах страны. Насколько успешными окажутся эти проекты, покажет время. Впрочем, можно не ждать и уже сейчас пополнить ряды начинающих предпринимателей в этой сфере — надеемся наша сегодняшняя статья вам немного в этом поможет.