Практический опыт: как открыть свой бизнес по аренде яхт и организации яхт-туров | БИЗНЕС ИДЕИ

Практический опыт: как открыть свой бизнес по аренде яхт и организации яхт-туров

Практический опыт: как открыть свой бизнес по аренде яхт и организации яхт-туров

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи.
В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

Данная статья посвящена вопросу открытия бизнеса по аренде яхт и организации яхт-туров на Черноморском побережье Краснодарского края. 

Почему именно здесь? Даже поверхностный анализ приводит к выводу, что это оптимальный, если не наилучший вариант. Прекрасные климатические условия, длинный сезон (по сравнению с МСК и СПБ) с апреля по ноябрь, и огромный турпоток. Каждый год на курорты Краснодарского края прибывают миллионы туристов со всей России. В 2022 регион принял 17,5 млн.человек. Попробуем разобраться, какие шаги нужно предпринять, чтобы стартовать и начать катать туристов на морские прогулки в этом живописном регионе.

1. ЯХТА

Чтобы заняться яхтенным бизнесом, первым делом нам потребуется яхта. Прежде, чем перейти к покупке, необходимо определиться, какая именно яхта нам нужна. Яхты бывают двух типов – парусные и моторные. И у тех, и у других есть свои плюсы и минусы.

Моторные яхты


Плюсы. Первый и, наверное, единственный — репутационный. Вы становитесь владельцем шикарной luxury яхты, и сам этот факт может потешить самолюбие любому судовладельцу. Цены на аренду таких яхт варьируются от 20.000 – 50000 рублей за 1 час аренды (ориентировочно). Но, на мой взгляд, на этом плюсы заканчиваются и начинаются минусы.

Первое – это цена.

Минимальная цена судна длинной 7-9 метров будет стартовать где-то от 5 млн.рублей, за подержанный катер, купленный на Авито. Если покупать яхту попрестижнее и большего размера (15-20 метров), то тут цены будут варьироваться уже в диапазоне от 15 до 100 млн.рублей, так же в зависимости от метража, года выпуска и производителя. Так, самая недорогая яхта престижного британского брэнда Princess Yacht, 2002 года выпуска, размеров 40 футов (13 метров) продается на том же Авито за 20 млн.рублей. 

Помимо весьма дорогого порога входа, моторные яхты имеют еще ряд очевидных минусов. Это, в первую очередь расходы на топливо. Они, по сравнению, с парусными яхтами просто космические. Двигатели мощностью в тысячу лошадиных сил могут потреблять до полутонны топлива в час, при работе на высоких оборотах. На минимальных оборотах, или, как говорят капитаны, «на щелчке» не менее 20 литров в час, что тоже не мало. Плюс отсутствие портовых заправок очень усложняет процесс бункеровки. К слову, во времена моей деятельности, я с сочувствием смотрел на коллег по причалу, который каждый день привозили и таскали вручную штук по десять двадцатилитровых канистр с горючкой для своего не самого мощного семиметрового катера. Мы же заправлялись раз в неделю, закупая около 40-60 литров топлива. Стоянка и эксплуатационные расходы также будут очень больно бить Вас по карману. Поэтому, оставим моторные яхты для олигархов, и перейдем к следующей категории.

Парусные, а точнее парусно-моторные яхты

Для работы нам понадобится парусно-моторная яхта (спортивные, безмоторные яхты мы рассматривать не станем, как не пригодные для нашей деятельности). Здесь цены уже на порядок ниже, добротную крейсерскую яхту, скажем Bavaria или Dufour, размером 40-45 футов вполне реально обнаружить на том же Авито в ценовом диапазоне 4-10 млн.рублей. НОУНЕЙМ производители или яхты меньших размеров (в пределах 25-30 футов) можно купить от 1 до 3 млн. рублей ориентировочно. Например, мне удалось обнаружить на Авито 25-футовую японскую Yamaha, вполне пригодную для нашей деятельности всего за 1млн.рублей. Я, правда, знаю людей, которые входили в этот бизнес с яхтами, приобретенными за 300 тыс.рублей, но это большое исключение из правил. 

Таким образом, минимальный порог входа на этот рынок будем оценивать как 1 млн.рублей (яхта) + сопутствующие расходы (постановка на учет в Ространснадзоре, коммерческая лицензия).

2. НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИЦЕНЗИИ

Деятельность, которой вы собираетесь заняться, является лицензируемой, и для того чтобы не иметь проблем с законом, следует озаботиться получением необходимых документов. Будем исходить из того, что Вы уже являетесь ИП, и здесь не требуется подробно описывать процедуру открытия. Упомяну только, что бизнес, в который вы входите, классифицируется по группе ОКВЭД 50.30 «Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта»

Важно понимать, что если судно зарегистрировано в ГИМС, то заниматься коммерческой деятельностью на нем противозаконно. Закон говорит нам, что «предпринимательская деятельность в сфере перевозки пассажиров с использованием маломерных судов требует от перевозчика постановки судов на классификационный учет, их государственной регистрации и получения лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом».

Организацией, уполномоченной на классификацию маломерных судов, используемых в коммерческих целях, является соответствующее территориальное подразделение (филиал) ФАУ «Российский Речной Регистр».

Перечень необходимых документов для данных действий указан на сайте уполномоченной организации. После того, как документы будут поданы на рассмотрение, к Вам на яхту придет инспектор и проведет доскональную проверку. Необходимо позаботиться заранее, чтобы к приходу инспектора на яхте имелось все необходимое, а именно – спасательные жилеты в необходимом количестве (12 шт), спасательные средства (круги, плот), аптечка с полным перечнем лекарств, огнетушитель с действующим сроком годности, фальшфейеры и т.п. Возможно, я что-то упустил, но такие проверки надо проходить не на основе прочитанной статьи в интернете, а основательно к ней подготовившись.

По результатам проведения классификации маломерного судна Вам будет выдан акт классификации и освидетельствования маломерного судна, подтверждающий его класс, который необходим для последующей его государственной регистрации в Государственном судовом реестре и получения лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом.

Процесс получения лицензии, как и большинство «мероприятий» с участием государства – то еще «веселье». Особенно для плавсредств длинной больше 20 метров и вместимостью более 12 чел. Но Вы лицензируете маломерное судно, а для них процедура получения лицензии отличается облегченным порядком оформления. Из документов потребуется только судовой билет и талон технического освидетельствования. Вам не потребуется получение свидетельства об управлении безопасностью, а также ответственное лицо, отвечающее за безопасную эксплуатацию судна. Государственная пошлина составляет на данный момент 7500 рублей.

Если Вы очень цените свое время и имеете достаточное количество дензнаков, то можете избавить себя от утомительного взаимодействия с представителями государства. На рынке существует большое количество посредников, которые за 40-50-100 тыс.рублей возьмут всю работу по сбору и подаче документов на себя. Нервы себе вы точно сэкономите.

Также необходимо озаботиться покупкой и регистрацией кассового аппарата. На эту тему более чем предостаточно руководств в интернете, поэтому, дабы не раздувать объем статьи до неприличных размеров, мы этот вопрос здесь подробно рассматривать не будем. Гугл в помощь.

ВСЕ? Нет, не все. Так же Вам предстоит заключить со страховой компанией договор страхования жизни, здоровья, а также имущества пассажиров и членов экипажа. Стоимость может сильно варьироваться в зависимости от метража, года выпуска и стоимости вашей яхты, поэтому приводить здесь конкретные, даже ориентировочные цифры, не имеет смысла. Относительно стоимости яхты, они будут не столь значительны.

Практический опыт: как открыть свой бизнес по аренде яхт и организации яхт-туров

3. СТОЯНКА ДЛЯ ЯХТЫ

Итак, все необходимые документы на руках. Теперь стоит определиться с местом дислокации вашей яхты и заключить договор на стоянку с яхтенной мариной. Как правило, на сайтах марин есть калькуляторы, где Вы сможете самостоятельно подсчитать стоимость стоянки в сутки, или, что более актуально для нас, стоимость размещения на долговременной основе, что значительно выгоднее. Вот
 на калькулятор Имеретинского яхтенного порта, и
. Для примера, стоянка яхты длинной в 13,5 м и шириной в 3,5 в Имеретинском порту обойдется 2835 руб. в сутки, или же 1465 руб. в сутки при долговременном размещении (не менее 95 дней). Сколько будет стоить аналогичная стоянка в Сочи, попробуйте посчитать сами. (Спойлер – дороже.)

Что касается Геленджика, то там придется проявить смекалку и мастерство коммуникации и нетворкинга, и решить квест, что бы найти нужных людей и договориться о стоянке на центральном причале (если эта затея вообще увенчается успехом). Если кто-то решил, что здесь будет дешевле чем в Сочи и Адлере, то это не так. Точнее, это возможно, но маловероятно. По крайней мере, так обстояли дела 5-7 лет назад. Предполагаю, что положение дел в этом замечательном городке не сильно изменилось за прошедшее время.

4. ПРИВЛЕЧЕНИЕ КЛИЕНТОВ

Наконец, Вы договорились и подписали договор с мариной. Можно приступать к работе. Откуда мы будем брать клиентов? Необходимо задействовать все источники привлечения клиентов, которые хорошо зарекомендовали себя в сухопутном бизнесе – собственный сайт, объявления на бесплатных электронных площадках Авито и Юла, различные агрегаторы. Но, один из САМЫХ важных источников, очень хорошо зарекомендовавших себя на курортах Краснодарского края – это агенты. В первую очередь, Вам стоит наладить хорошие отношения с большим количеством агентств, предпринимателей, представители которых ходят по набережным курорта и непосредственно общаются с отдыхающими и предлагают им на выбор различные варианты яхт-туров. 

Схема работы с агентами обычно следующая. Вы называете сумму, которая должна приходить к вам на борт, все, что выше ее – заработок агента. Или же называете полную сумму билета или часовой индивидуальной аренды, и отчисляете с нее 15-20% агенту, приведшему вам клиента. Например, вы назначаете сумму «на борт» за часовую прогулку 1300 р, а агент продает ее за 1700. Или же называете 1700 и отчисляете 20% . От перемены мест слагаемых сумма практически не меняется. Если это действительно хороший агент, и Вы смогли его заинтересовать в эксклюзивном партнерстве, то в удачный день может привести к Вам до 50 человек, а если таких агентов множество, то сами можете себе представить поток.

Нюансы. Конечно, такие результаты не могут быть постоянными и ежедневными. Причин на то, множество. Во-первых, шторма и непогода. Они время от времени случаются, но чаще не в высокий сезон, а в осенне-зимний период. Во-вторых, выходы в море часто ограничиваются спецслужбами. В Сочи, как известно, находится одна из резиденций президента РФ, а так же проходит множество международных встреч и саммитов, а в Адлере – аэропорт, куда приземляются самолеты высокопоставленных гостей. В Геленджике, а точнее в его окрестностях есть очень интересный объект, куда тоже время от времени наведываются VIP персоны. В такие дни сотрудниками ФСО и ФСБ вводится особый режим, и выходы в море приостанавливаются до их особого распоряжения. Закрыть море могут на несколько часов, или даже на несколько дней, но даже в первом случае работа идет наперекосяк, приходится переносить ранее запланированные выходы на другое время или день, сбиваются другие выходы, вылезают постоянные несостыковки. Надо быть к этому готовым самому, и уметь объяснить клиентам, не вызвав бури негодования.

5. КОМАНДА

Если у Вас есть коммерческие права (обычный ГИМС, увы, не подходит), и определенный опыт, тогда все просто. Вы можете сами быть капитаном, и специальный человек вам не потребуется. Во всех иных случаях – нужен капитан. Он, как я уже говорил, должен быть с правами, позволяющими заниматься коммерческой деятельностью,. Если кэп обладает необходимыми навыками и достаточным опытом, а яхта небольшая, то этого может быть достаточно. Но, как правило, ему может потребоваться помощник, матрос, который будет помогать при швартовках, установке парусов, и контролировать безопасность пассажиров, а так же помогать при встрече и посадке на борт Ваших гостей. Фонд заработной платы составляет от 10 до 20% от выручки, как договоритесь. (Возьмем для этой статьи среднее значение, и будем считать что 15%). Большинство команд трудоустроены неофициально. (Вы можете решить по-другому, и сделать все, как велит буква закона).

6. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ

У яхты, как и у любого сложного механизма, время от времени что-нибудь выходит из строя. Как и при эксплуатации автомобиля, в любой момент может потребоваться замена ремня, генератора, фильтров, и т.п. Могут порваться паруса или шкоты, выйти из строя лебедка или закрутка паруса, отправиться в свободное плавание плохо закрепленные кранцы, да мало ли что еще может случиться. Кроме того, нужно внимательно следить за состоянием подводной части, регулярно чистить днище от различных наростов, покрывать его «необрастайкой». Принято считать, что ежегодные расходы на содержание яхты могут достигать 10% от ее стоимости. Но, чем старше яхта, и чем хуже обслуживалась она предыдущим владельцем, тем большую сумму Вам стоит иметь на всякий случай в запасе. Если вы купили яхту за миллион, то, как минимум 150.000 отложите в ремонтный фонд.

Ну вот, в принципе, и все. Осталось только посчитать, сколько можно заработать на этом нелегком но, безусловно, интересном поприще.

Итак, прикинем расходы.

  1. Яхта – от 1млн. рублей (до 5млн.рублей).

  2. Расходы на постановку под регистр, коммерческую лицензию, страховку округлим и примем, очень приблизительно в 150.000 рублей (в реальности может существенно отличаться от данной суммы в зависимости от метража, года выпуска и других факторов)

  3. Расходы на стоянку (при долгосрочном контракте с мариной) – 40.000-50.000 рублей в месяц (для яхты размером 40-45 футов)

  4. Расходы на топливо – величина переменная, сильно зависящая от погоды, мощности двигателя, размера яхты. Но, округлим и усредним до 60 литров ДТ в неделю, или 240 литров ДТ в месяц. Итого: 55рХ240л=13.200 (округлим до 15.000)

Доход. Так же может сильно разнится в зависимости от вышеперечисленных факторов.

Час индивидуальной аренды яхты – от 6 до 8 тысяч. Если вы сможете настроить поток клиентов на должном уровне и обеспечить себе 10 часов аренды в день (у нас очень часто бывало и по 14 часов аренды в день), то выручка может составить от 60.000 руб. до 80.000 руб. в день. Умножим ее на 20 дней. Почему на 20, а не на 30? Потому что, как я уже говорил ранее, могут быть (и 100% будут) закрытие моря, шторма, ветра и т.п. факторы. Получаем

Выручка. 1.200.000-1.800.000 рублей («грязными»).

Зарплата команде. 15% от выручки (180.000 – 270.000).

Стоянка – 50.000 рублей в месяц.

Налог ИП на УСН – 6 %. ( 72.000 – 108.000 руб.)

Итого: 900 000-1 400 000 в месяц. Скажем так, это несколько идеальная картина. На первых порах скорее всего будет выходить значительно меньше. Но даже если поделить это количество денег на два, то все равно выходит более-менее приемлемая сумма, достаточная для покупки хлебушка с маслом. И не только.

Если Вы не сдаете яхту в индивидуальную аренду, а устраиваете групповые туры, собирая людей от агентов, то при цене 1300 рублей на борт за билет, показатели будут сопоставимые, может быть чуть больше. Условный час аренды в таком случае составит 1300х10=13000 рублей (при идеальной загрузке в 10 человек). Но, так будет далеко не всегда, Вы будете выходить в море и с 4-5 гостями на борту. Если усреднить до 6 человек, то получаем 1300х6=7800. Опять же, повторюсь, но все показатели довольно условные, но достижимые. Исходя из своего личного опыта, эти показатели могут быть также и значительно выше, но, по определенным причинам, они маловероятно достижимы для новичков в этом бизнесе. По крайней мере, в первый год деятельности.

7. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Или что еще следует знать о подводных камнях яхтинга.

Проведя расчеты, мы видим, что, чисто теоретически, вполне можно окупить яхту даже за 1 яхтенный сезон. Но это в теории. Практика же показывает, что это удается не всем и не каждому. Не стоит забывать, что мореплавание – деятельность, связанная с повышенным риском и случиться на воде может все что угодно. На моей памяти, у коллег случалось возгорание двигателя, отказывали редукторы, даже, как-то раз, сложилась мачта. Такие происшествия, как Вы сами понимаете, способны существенно сократить вашу прибыль, свести ее к нулю, или даже загнать в серьезные минуса. Но это еще полбеды. Главная ценность – это вовсе не деньги, а жизнь и здоровье ваших дорогих гостей. Вы, как организатор, и Ваша команда несут ответственность за то, чтобы количество людей зашедших на борт при посадке, равнялось количеству людей при высадке по возвращении на берег. 

Всегда стоит помнить, что море ошибок не прощает. С яхты, особенно под воздействием алкоголя, очень просто вывалиться за борт, или же во время купания в открытом море, отдалится от яхты, и погрузиться на дно морское. Поэтому за гостями нужен глаз да глаз, серьезный, но ненавязчивый контроль. (И обязательная страховка при купании в открытом море, в виде длинной не тонущей веревки, одним концом брошенной в воду, а вторым концом закрепленной на яхте). Крайне важно уметь соблюдать баланс между строгим капитаном и радушным хозяином, чтобы Ваши гости всегда находились в прекрасном настроении. В общем, на этой работе просто необходимо быть хорошим дипломатом.

Так же надо помнить о следующем. Если где-то на бескрайних водных просторах нашей Родины, пусть даже в тысяче километров от Вас, произойдет какой-либо инцидент на водном транспорте, будьте уверены, уже завтра в порту, где Вы дислоцируетесь, появятся аккуратные мужчины, в черных начищенных ботинках. Они будут проверять всех и вся, от количества спасжилетов на яхте до выбитых вами чеков. Надо всегда быть готовым к этому, не допускать нарушений и тогда все будет хорошо. Это была традиционная ложка дегтя, но я все же посчитал необходимым добавить ее в свое повествование. Предупрежденный – вооружен.

Если несмотря на подстерегающие сложности, Вы не изменили свое решение, и по-прежнему полны решимости зайти в этот бизнес, то я Вас поздравляю! Ваша жизнь однозначно станет ярче и интереснее, она наполнится яркими приключениями, неожиданными встречами и общением с очень интересными людьми. И, конечно же, море, волны, потрясающие своими красками рассветы и закаты.. Ну и как бонус, если все будет сделано правильно, Вы сможете заработать неплохие деньги, а если будете реинвестировать в развитие и покупку новых плавсредств, то кто знает, может быть станете новым королем побережья. Удачи и семь футов под килем!

Константин Давыдоф

(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса