Шинный центр: продажа резины и дисков в розницу
Большой спрос, большое количество игроков рынка, большая конкуренция — примерно так можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию в розничном сегменте российского шинного бизнеса.
С одной стороны потребность автомобилистов в регулярной переобувке своих «железных коней» никуда не делась — основная часть водителей все так же наматывает десятки тысяч километров в год, и как следствие растет износ резины. Более того, многие сейчас стали ответственнее относиться к состоянию шин, понимая что это — в первую очередь вклад в собственную безопасность на дороге. По идее, стабильный спрос на автомобильные колёса должен способствовать и стабильности в розничном шинном бизнесе — однако, с кем из опытных предпринимателей в этой нише сейчас не переговори, все жалуются на то, что рынок уже не тот, и «раньше трава была зеленее».
Виной всему серьёзная конкуренция — в регионы активно приходят крупные федеральные компании, которые благодаря масштабным объемам закупок резины позволяют себе устанавливать меньшую наценку. С другого фланга шинные магазины атакуют онлайн-ритейлеры — все более количество традиционных покупателей розницы «уходит» за покупками в сеть.
Получается, что открывать свой шинный магазин в 2020 году уже невыгодно? Мы бы все же не спешили с выводами. Заработать в шинном бизнесе хорошие деньги можно и сейчас, однако при соблюдении некоторых условий рынка:
Вариант 1. Постройка центра с широким спектром услуг
Чтобы много заработать — нужно много продать. А потому на рубеже двадцатых годов для того, чтобы розничный бизнес генерировал солидный доход, придется на старте инвестировать семизначную сумму в постройку действительно современного шинного центра с большим спектром дополнительных услуг.
Связано это с тем, что если 15-20 лет назад средняя наценка на шины в розницу составляла 30 процентов, то теперь большинство магазинов «накручивает» к цене закупки всего порядка 5-10%! Неудивительно, что даже просто для того, чтобы выйти на прежний уровень дохода, старожилам этой ниши нужно продавать в 3-6 раз больше. Такие обороты сможет дать только крупный шинный центр в месте с хорошим пешеходным и автомобильным трафиком — столь популярные раньше ларьки на рынках больше не эффективны.
Вариант 2. Продажа оригинальных шин и дисков + услуги
Чтобы много заработать — нужно отличаться от конкурентов. В такой бизнес-модели основным преимуществом станет продажа шин и дисков, которых нет на полках в соседних точках. Это могут быть редкие дорогие кастомные модели, которые были ввезены напрямую из Японии или США, или просто найдены на разборках раритетных авто.
Также привлечь клиентов помогут дополнительные услуги — например, порошковое окрашивание дисков, восстановление старых оригинальных моделей дисков. Хорошо востребованы в таких ателье и сопутствующие услуги тюнинга — например, тюнинг подвески: занижение дорожного просвета, установка пневмоподвески и т. д.
Вариант 3. Продажа шин грузовиков и б/у резины
Чтобы много заработать — нужно дать клиентам возможность сэкономить. Хорошим показательным примером могут служить точки по продаже грузовых колес, которые параллельно с реализацией новых шин предлагают клиентам услугу по наварке — восстановлению старой резины с остаточным протектором до 3 мм. Этот сегмент бизнеса в принципе достоин более подробного упоминания как весьма инновационный и востребованный в кризис, мы же не можем про него упомянуть и сейчас — как пример привлечения новых клиентов в шинную розницу.
Еще одним примером заработка на экономии денежных средств клиентов может служить продажа бывшей в употреблении резины. Все большее количество небольших розничных магазинов перенимают этот формат у шиномонтажей (а некоторые из них и вовсе появились и «выросли» из них). Действительно, ситуации бывают разные — например при проколе одной шины,не подлежащей восстановлению, нет смысла бежать покупать новый комплект. Многие попросту ограничиваются покупкой одного бывшего в употреблении «ската» .
Регистрация бизнеса
Поскольку мы с вами обсуждали, что говорить о высокой рентабельности в шинном бизнесе сейчас можно только открывая крупный центр, лучше зарегистрировать ООО. В кодах согласно классификатору ОКВЭД необходимо указать следующие виды деятельности:
- 45.32.1 Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями в специализированных магазинах.
Кстати, в этом рубрикаторе есть и подраздел, позволяющий вести деятельность посредством не только розничных продаж, но и через интернет-магазин:
- 45.32.21 Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями через информационно-коммуникационную сеть Интернет
На случай, если продукция будет продаваться не только частникам, но и мелким оптовым покупателям, не лишним будет указать и следующий код:
- 45.31 Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
Розничная торговля шинами не предполагает получения каких либо специализированных лицензий, однако для ведения бизнеса необходимо получить разрешения в соответствующих надзорных органах (пожарная охрана, СЭС и т. д.).
Выбор помещения и местоположения
Если следовать опыту выбора местоположения крупными федеральными сетями, стоит обратить внимание в первую очередь на густонаселенные спальные районы и промзоны (входящие в моду «автомобильные деревни» по 10-15 салонов по соседству тоже будут неплохим вариантом).
При выборе помещения необходимо учитывать наличие просторной парковки рядом с шинным центром, а также достаточно большую площадь помещения для размещения в нем сразу нескольких отделов. Основная часть площади — шоу-рум для шин и дисков с выделенной зоной кассы (минимум на 200 квадратных метров), далее располагается шиномонтаж, на котором можно будет сразу смонтировать и установить купленные колеса.
Если не рассматривать варианты с покупкой здания, наиболее целесообразным видится аренда первого этажа коммерческого здания, либо здания целиком (тогда остальные имеющиеся помещения можно сдавать в субаренду предпринимателям из сопутствующих направлений (мойка авто, автосервис, детейлинг и т. д.).
Стоимость аренды может существенно варьироваться в зависимости от города и местоположения. Если усредненный вариант аренды этажа в коммерческой недвижимости города-миллионника на юге России, размер ежемесячного платежа по аренде составит 500 000 рублей.
Персонал
Минимальное количество сотрудников для работы шинного центра — 10-12 человек. Рассмотрим их функционал подробнее.
- Руководитель (управляющий) шинного центра — отвечает за коммерческий и операционный блоки предприятия, управляя командой розничного магазина, отделом по работе с клиентами B2B, а также сотрудниками техотдела (шиномонтаж). ФОТ складывается из оклада (минимум 60 000 рублей) и квартальных/годового бонусов за выполнение поставленных KPI.
- Продавцы-консультанты в розничный салон: 5 человек, работающих посменно 2/2. Заработная плата состоит из минимального оклада (порядка 15 000 руб + проценты с продаж) , в среднем порядка 35 000 — 40 000 рублей.
- Работники шиномонтажа: 4 человека, работающие посменно. В смене, как правило, должно трудиться единоразово всегда минимум 2 человека. ФОТ каждого составляет порядка 30 000 рублей.
- Отдел по работе с корпоративными клиентами: 2 менеджера (ФОТ в среднем порядка 50 000 рублей), занимающиеся привлечением корпоративных клиентам на следующие услуги:
- приобретение новых комплектов колес на автопарк потенциального клиента;
- сезонная смена шин для автомобилей сотрудников компании;
- услуги шиномонтажа по ремонту поврежденных шин;
- сезонное хранение резины (подходит для компаний, у которых нет своего склада и/или сотрудника отдела Car Fleet).
Итого суммарный фонд оплаты труда сотрудников шинного центра составит 480 000 рублей.
Продажи и маркетинг
Важным моментом в продвижении нового шинного центра является эффективная реклама в сети и оффлайн. Лучше всего придумать ряд акций, способствующих привлечению клиентов, и выгодно выделяющих ваш бизнес на фоне конкурентов.
Например:
- Бесплатный шиномонтаж при покупке комплекта из 4 колес;
- Гарантия на купленную резину (при механическом повреждении замена колеса на новое) — кстати, некоторые производители резины, такие как Michelin или Nokian, берут гарантийные обязательства на себя;
- Бесплатный подбор цвета и выкрас при окрашивании комплекта из 4 колес порошковой краской;
- При покупке в несезон, например, зимних колес летом — мобильный шиномонтаж при наступлении холодов в подарок;
- Скидки и дисконтные карты для постоянных клиентов.
Среди обязательных затрат на наружную рекламу — изготовление наружного светового коробка (100 000 рублей) и размещение рекламы на щитах (20 000 рублей).
Реклама в интернете
Комплекс рекламных мероприятий в сети достаточно стандартный для бизнеса — контекстная реклама «Яндекс.Директ» и Google Adwords, соцсети (в особенности «Инстаграм»), доски объявлений «Авито» и «Юла». Бюджет порядка 20 000 рублей в мес.
Как мы уже говорили, интернет-магазин в дополнение к шинной рознице — must have. Средняя стоимость затрат на разработку онлайн-маркета — 15 000 рублей, еще 8000 рублей возьмет SEO-специалист за продвижение вашего магазина в поисковиках и других каналах Сети.
Чтобы привлечь покупателей, который имеют возможность сравнить цены на аналогичную резину или диски — устанавливайте наценку на продукцию чуть ниже розничной. При покупке комплекта из 4 шин большинство интернет-магазинов предлагает бесплатную доставку по городу. Что касается доставки в другой город или регион — воспользуйтесь услугами транспортных компаний с широкой сетью филиалов по стране. Среди компаний, оказывающих недорогие услуги по логистике сборных грузов сегмента e-commerce : Автопочта24, СДЭК и ПЭК.
Продажи корпоративного отдела строятся по другой системе: в основном это холодные звонки и веление базы клиентов в CRM, назначение встреч и переговоров с потенциальными заказчиками. Таковыми могут быть совершенно разные компании:
- производители и дистрибьюторы продуктов сегмента FMCG с корпоративным транспортом для команды торговых представителей и супервайзеров;
- транспортно-логистические компании со своим автопарком;
- таксопарки;
- агрегаторы каршеринга;
- автомобильные салоны по продаже новых и подержанных машин и т. д.
Закупка продукции
Закупка у крупных дистрибьюторов. Наиболее ходовые позиции шин и дисков лучше всего закупать у крупных дистрибьюторов, которые профессионально занимаются оптовой продажей. Например, на юге России весомую долю рынка оптовых поставок шинным магазинам держит сеть Virbac, в Москве и на Северо-Западе хорошие позиции по реализации в розницу держит компания «Север-Авто». Под ходовыми позициями мы подразумеваем те вариант резины и дисков, которые подходят на наиболее распространенных модели — например, R15 на Hyundai Solaris, R16 на Ford Focus и т. д.
Что касается распределения шин по стоимости, лучше всегда держать на складе и дешевые варианты (например, российские «Кама-Евро» или Cordiant), и модели среднего ценового сегмента (тут хорошо себя чувствуют такие производители, как Toyo, Kumho, Pirelli), и топовые марки (Michelin, Nokian Tyres). В любом случае шины ходовой размерности найдут своего покупателя.
Однако тут стоит снять розовые очки с владельца шинного магазина — какие бы выгодные условия вам не давал дистрибьютор, никогда не берите на реализацию больше, чем сможете продать. Если в первый год вы планируете продать 7-8 тысяч шин, не стоит затаривать склад стоками в 2-3 раза больше, какие бы выгодные условия поставки вплоть до рассрочки вам не давал поставщик. Не расплатитесь вовремя — пострадает репутация вашего бизнеса как надежного партнера, да и продукция год от года новее не становится (кому нужна будет свежая на сегодняшний день модель 2017 года выпуска после трех лет «затарки» на складе?).
Закупка у «ноунеймовых» шинных заводов. Еще один вариант — покупать продукцию напрямую с заводов. По большей части таким способом работают шинные центры, которым удалось наладить поставки с Китая — ведь российские производители работают только с очень крупным оптом. «Ноунеймовая» китайская шина — на любителя. Некоторые российские автолюбители действительно предпочитают продукцию из Поднебесной отечественным бюджетным аналогам. Но зачастую фрикционные свойства китайской резины не только не лучше, но даже хуже произведенных в РФ.
Одним словом — китайские шины как лотерея. Можно найти действительно хорошего поставщика, который сделает вам весомую долю в общих продажах, а можно только потратить уйму времени на ввоз, растаможку и продвижение никому не известного бренда Made in China.
Закупка дорогой продукции брендовых производителей. Еще один формат поставок — дорогие кованые или многосоставные диски именитых производителей (BBS, Enkei, OZ-Racing и т. д.). В основном перепродавцы из шинного ритейла везут из с японских или американских аукционов либо закупают во Владивостоке, который издавна считается меккой любителей тюнинга. Кстати, необязательно иметь налаженные контакты поставщиков на Дальнем Востоке — многие перекупщики колес закупаются на «местном Авито» — доске объявлений Farpost.ru. Там обычно можно найти редкие для нашей страны варианты дисков и резины, которые подойдут на такие модели авто, как Nissan Skyline, Toyota Altezza, Subaru Impreza WRX STI и другие легендарные образцы японского автопрома.
Обычно стоимость импортированного комплекта из дисков и бывшей в употреблении резины в хорошем состоянии куда выше средней по России, но автомобильные фанаты готовы платить рублем за внешний вид своих любимцев.
Финансовые показатели
А теперь давайте подсчитаем финансовые показатели розничного шинного центра.
Инвестиции на старте:
№ |
Статья затрат |
Сумма, руб. |
---|---|---|
1 |
Ремонт в арендуемом помещении |
2 000 000 |
2 |
Непосредственно сама аренда |
500 000 |
3 |
Закупка мебели и оргтехники |
500 000 |
4 |
Закупка стока на склад: 2000 шт (асть можно взять под реализацию) |
5 000 000 |
5 |
Затраты на рекламу в первый месяц работы |
120 000 |
Итого: |
8 120 000 |
Итого общая сумма инвестиций в проект по самым скромным подсчетам составит 8 120 000 рублей.
Среднее количество шин, которое в первый год существования может реализовать шинный ритейл: 10 000 шт. При средней стоимости шины в 2500 рублей, это 25 миллионов рублей в год, что в среднем чуть больше 2 миллионов рублей в месяц. Понятно, что в определенные месяцы продажи будут больше (это, как правило, периоды перед сезонной сменой резины весной и осенью), в какие то наоборот просядут — но тем не менее средняя «температура по больнице» понятна.
Итак:
- Ежемесячная выручка шинного центра: 2 000 000 рублей
- Ежемесячные затраты шинного центра: 1 736 000 рублей
Ежемесячные затраты включают в себя следующие статьи расходов:
№ |
Статья затрат |
Сумма, руб. |
---|---|---|
1 |
Аренда помещения (магазин, склад, шиномонтаж) |
500 000 |
2 |
ФОТ |
480 000 |
3 |
Реклама |
50 000 |
4 |
Отчисления государству за сотрудников |
206 400 |
5 |
Другие расходы (коммунальные платежи, расходные материалы на шиномонтаж и др.) |
100 000 |
6 |
Пополнение стоков резины и дисков на складе (оборот) |
500 000 |
Итого: |
1 836 400 |
- Чистый доход в месяц: порядка 250 000 рублей.
- Период окупаемости проекта шинного центра: 2 года и 8 месяцев.
При этом если развивать сопутствующие шинному бизнесу направления (например, тюнинг колес и занижение подвески, поставка эксклюзивных дисков из-за рубежа и т. д.) доход с проекта можно увеличить. Да, затраты на открытие шинного центра немалые (ведь даже инвестиции в проект мы считали по самому минимуму) и период окупаемости не самый короткий. Однако наш сегодняшний материал доказывает — заработать в шинном ритейле можно и сейчас, в 2020-ом.