Свой бизнес: изготовление париков
* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи.
В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.
Производство париков – достаточно трудоёмкое занятие, которым могут заниматься только высококлассные мастера. В связи с этим спрос на такие изделия очень часто превышает предложение, потому что очень часто на рынке нет хороших производителей, которые могли бы в огромных количествах снабжать рынок париков товаром. Свой бизнес по производству париков становится особенно актуален для человека, который может самостоятельно заниматься постижёрным искусством. Для него значительно снижаются издержки, потому что часть работы он сможет выполнять самостоятельно. Однако и для предпринимателя, который далёк от такого вида деятельности есть шанс занять своё место, если удастся найти настоящих профессионалов, которые и будут на него работать.
В изготовлении париков очень важно предлагать своим потребителям не просто товар, а именно высококачественный товар, причём иметь также ещё и весьма обширный ассортимент (или принимать в работу нетипичные заявки) и производить парики в максимально короткие сроки. Всё это позволит бороться с и без того несильной конкуренцией и быстрее набирает своего клиента. В данном виде бизнеса большая часть клиентов станет постоянными потребителями, это касается в первую очередь людей, которым нужны искусственные волосы для своей профессиональной деятельности (актёры, например). Работа с ними позволит и быстрей зарабатывать себе имя и репутацию, а это весьма важно в таком производстве.
Стоит отметить, что производство париков, конечно, может быть налажено в промышленных масштабах, но понятие промышленный здесь всё-таки немного своеобразно. В большинстве своём такие изделия изготавливаются всё-таки вручную, а соответствующее оборудование просто позволяет ускорить сей процесс, а значит, увеличить и производительность. Но достичь действительно большого объёма производимого товара можно только путём увеличения числа сотрудников. И здесь придётся работать либо в одиночку по индивидуальным заказам с каждым клиентом, производя только ту продукцию, которая непременно будет куплена; либо же придётся нанимать большое количество работников, чтобы продавать парики не только конкретным клиентам, но и в специализированные магазины.
Для работы нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Проще всего зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, это можно сделать относительно быстро, потребуется немного средств, да и требований к ИП предъявляется меньше. Если же необходимо зарегистрировать именно юридическое лицо (например, при совместной работе нескольких предпринимателей), то лучше выбрать форму общества с ограниченной ответственностью. Как и ИП, ООО может пользоваться упрощённой системой налогообложения, платя в пользу государства 6% (от доходов) или 15% (от операционной прибыли). Но в этом случае срок, который потребуется на регистрацию, значительно увеличивается – оформить юрлицо значительно сложней, да и денег на это потребуется несколько больше (только уставный капитал может быть минимум 10 тысяч рублей). Важно правильно подобрать и код экономической деятельности, сама работа по изготовлению париков подходит под определение (ОКПД 2) 13.92 Изделия текстильные готовые (кроме одежды). Для упрощения этой процедуры можно нанять грамотного юриста или же вовсе обратиться в специализированную фирму, которая занимается проведением регистраций, но её услуги тоже не являются бесплатными.
Работа может проводиться полностью на дому, если это небольшой бизнес; в случае так называемого промышленного производства стоит позаботиться о съёме рабочего помещения. Его размер напрямую зависит от масштабности производства. Некоторые изготовители нанимают до 20 рабочих, которые делают парики, и для того, чтобы у каждого было полноценное рабочее место, придётся арендовать не одну сотню квадратных метров. Но такой цех необходим, если предусмотрена механизация труда, при ручном сборе париков место сокращается (но и увеличивается время создания готового изделия). Но сегодня всё-таки наладить полностью механическую работу вряд ли удастся, в некоторых моментах парик должен обрабатываться вручную, и поэтому для каждого мастера лучше оборудовать свой персональный рабочий кабинет. Помимо оборудования нужно закупить правильное осветительное оборудование и предоставлять своим сотрудникам всегда в необходимом количестве расходные материалы.
Сам парик состоит из нескольких частей. Самая главная – это непосредственно волосы, которые представляют собой тресс. Причём он изготавливается уже на производстве из купленных волос (впрочем, можно закупать и готовые трессы, но это будет обходиться несколько дороже). Отдельно изготавливают проборы, которые прошиваются на специально приготовленном резиновом листе, не отличимым от человеческой кожи. Несущая часть – это монтюр, на который собственно и крепятся полученные волосы. Монтюр тоже представляет собой резиновое изделие, но его необходимо правильно обработать перед нанесением волос. Все эти части соединяются между собой мастером, чтобы получить готовый парик. Монтюр специальным образом прошивают и дорабатывают, чтобы пользователь в последствии мог с комфортом носить парик, а также, чтобы изделие не слетало и полностью могло заменять настоящие волосы. Несколько иная технология применяется для каждого иного постижёрного изделия – для накладных усов, бакенбард, шиньонов. Их изготовлением занимаются некоторые предприниматели в дополнение к основной деятельности, потому что многие специалисты обучаются постижёрному мастерству, которое предполагает создание и всех этих изделий, а не только париков.
В настоящее время разделяют три типа натуральных волос, которые традиционно называются европейскими, славянскими и азиатскими. Выбор типа напрямую влияет на качество конечного продукта. Самые лучшие – «славянские». Собой они представляют волосы, собранные у жителей развитых стран, в этой стране наиболее распространены по естественным причинам именно волосы российских граждан. «Славянские» после сбора подвергают тщательной обработке, отбирают плохие волосы, промывают их и, что особенно важно, точно кладут их концами вместе, то есть они оказываются не спутанными. Это товар самого лучшего качества, который применяется в париках соответствующего уровня. С одного килограмма собранных волос получается в итоге всего лишь 100-300 граммов, стоимость 60 сантиметров стограммового пучка на рынке составляет примерно 6 тысяч рублей.
Оставшиеся после получения «славянских» волосы идут на дополнительную обработку, благодаря чему получают так называемые «европейские» волосы. Они могут быть спутанными, не точно лежащими в одном направлении, и стоят они на порядок дешевле. Однако по соотношению цена-качество «европейский» тип считается самым оптимальным.
Далее идут «азиатские» волосы. Это, как правило, товар первичной сборки, поступивший из Восточной Азии (в первую очередь – Китай). Мастера Поднебесной не слишком следят за качеством несмотря на то, что у них есть возможность покупать большое количество волос. «Азиатские» — самые дешёвые, но и самые плохие волосы, их цена примерно 2 тысячи рублей за 100 граммов. Их стоит покупать только для изготовления париков самого низшего класса, потому что долго такой продукт не прослужит, если им постоянно пользоваться.
Благодаря этому различию есть возможность изготавливать парики разного уровня, ориентированные на разных клиентов. Только вот стоимость работ останется одинаковой в любом случае, более того с плохими волосами труднее работать профессионалам. Некоторые изготовители париков самостоятельно собирают волосы для того, чтобы обработать их уже в своём цехе своими руками. Это может существенно сократить затраты на закупку сырья, но сильно увеличивает срок изготовления одного парика (так, в среднем, два человека могут за два месяца создать только 3 парика).
Для того, чтобы работникам было комфортней работать, закупается специальная машина – станок для прошивания срезов волос в трессы. Стоимость такого аппарата составляет порядка 350 тысяч рублей, можно найти агрегат за 300 тысяч – китайского производства. В дополнение к ней нужны будут швейные машинки и аппарат для проклейки трессов. Монтюры также готовят на специальном оборудовании – колончатых и швейных машинках. Монтюры бывают эластичными, жёсткими и облегчёнными, тип выбирается под каждую конкретную заготовку.
Волосы перед приклейкой на монтюр могут предварительно подвергнут термической завивке. Это особенно актуально для сырья не слишком хорошего качества, если не подвергнуть сырьё термообработке, в последствии клиент просто не сможет расчесать волосы так, как ему нужно, что, безусловно, снижает покупательскую ценность такого товара. Также в случае создания париков-причёсок термическая обработка необходима, потому что позволяет задать волосам нестандартную форму. Для этого применяется специальный духовой шкаф, в который помещают накрученные на болванки волосы. После обработки их прикрепляют на монтюр.
Для всего этого процесса потребуются и расходные материалы – ленты, краски, лаки, клеи, заколки, а также болванки, головы-манекены. Стоимость оборудования одного рабочего места может превышать 500 тысяч рублей, но в случае открытия полноценного цеха можно экономить на общем оборудовании. Существенно снизить стоимость парика можно использованием искусственных волос, которые стоят недорого и изначально предназначены для обработки. Открыв полноценный ткацкий цех можно выпускать парики партиями, выпуская на рынок типовые изделия.
Если же работа будет ручной, то даже при использовании искусственных волос цена готового продукта существенно увеличивается. А если работать с натуральными срезами настоящих волос, то стоимость парика может равняться месячной зарплате офисного работника в больших городах. Заниматься производством ручных изделий в небольших населённых пунктах поэтому не стоит – покупателя там на такой товар не найти.
В качестве дополнительной продукции стоит задуматься о выпуске других постижёрных изделий, а если производится самостоятельный сбор волос, то излишки можно продавать по весьма высокой цене. Например, довольно часто люди покупают шиньоны – это позволяет прикрепить дополнительные накладные волосы без ношения парика или смены своей собственной причёски. Все остальные постижёрные изделия больше востребованы в театральном обществе, и для их продажи стоит заключить долгосрочные договора с актёрами и театрами. Однако это несколько иной вид производства, и им занимаются не все производители париков.
Парики востребованы у разных групп населения. Для многих пользователей – это жизненная необходимость вследствие болезни или неприятного случая. В некоторых больницах даже продаются парики для своих пациентов, и даже там можно наладить сбыт своей типовой продукции. Иначе дело обстоит с покупателями, для которых парик – это дань моде или просто временное увлечение. Такие люди покупают парик не для сокрытия собственных изъянов, а для того, чтобы носить причёску без изменения своих волос, для того, чтобы менять имидж время от времени, для актёров же парик – вообще часть костюма (как и другие постижёрные изделия). В этом случае достаточно легко предугадать предпочтения клиентов; ведь если следить за событиями моды, можно создавать парики под текущее влияние, и большинству клиентов они наверняка подойдут. А это уже снижение издержек в производстве. Парики как модный аксессуар часто используются и как одноразовый, поэтому и требования к качеству у него не велики. А вот для людей, постоянно носящих парик, его покупка становится серьёзной задачей, к решению которой он относится очень ответственно.
Отсюда и весьма острая необходимость находить и удерживать клиента эффективней, чем это делают конкуренты. Самая лучшая реклама, безусловно, — «сарафанное радио». Человек, купивший парик, наверняка расскажет об этом своим близким, и они уже изначально смогут видеть качество изделия. Однако на первых порах продвигать информацию о своём производстве придётся иными доступными методами. Самый эффективный сегодня (или один из наиболее эффективных) – это интернет. Для этого рекомендуется создать свой собственный сайт париков, причём как простую визитку его лучше не делать, там должен быть полноценный каталог и форма для обратной связи с выбором всех параметров парика. Создать сайт-каталог может быть очень дорого, но даже эта сумма будет не большой по сравнению с суммой его продвижения. В итоге создание и продвижение сайта париков в поисковых запросах на первые 2-3 месяца может обойтись предпринимателю до 100 тысяч рублей. Однако, если конкурентов немного, то стоимость оптимизации и продвижения будет значительно ниже.
Хорошей будет реклама также в печатных изданиях, для модных париков и шиньонов стоит купить себе место на страницах глянцевого журнала для женщин. Реклама на телевидении и радио потребует больших затрат, но клиентов относительно затраченных средств будет очень немного. Если же работа ведётся с ориентацией на клиента, для которого парик – не роскошь, а необходимость, то стоит разместить информацию о себе на стендах в медицинских учреждениях, которые занимаются проблемами и болезнями волос.
Стоимость такого начинания существенно различается в зависимости от принципа работы. Если предприниматель будет самостоятельно заниматься изготовлением париков у себя на дому без привлечения сторонней рабочей силы, то ему достаточно закупить расходные материалы и элементарное швейное оборудование для ручной работы. С учётом регистрации можно вложиться даже в 100 тысяч рублей. Причём в этом случае работа будет вестись полностью «от клиента», то есть реализован будет весь товар, да и работать придётся только по факту заказа. Но в данном случае не удастся завоевать слишком большой рынок, а большие сроки выполнения работ не будут пугать только клиентов, которые нуждаются в индивидуальном и высококачественном изделии.
Поэтому порою такой бизнес может превращаться в просто доходное хобби, когда один заказ приходится ждать месяцами. Но и срок окупаемости в случае успеха может быть до года и даже всего пару месяцев, если сразу же поступили заказы. Если же открывается полноценный цех по производству париков, то порою стоимость инвестиций может превышать миллион рублей (но здесь всё зависит от масштабов, поначалу слишком большое производство открывать не стоит). Здесь и срок окупаемости до нескольких лет, и немного завышенные риски не продать вообще ничего.
Рентабельность производства париков в среднем составляет 20%, но она зависит от множества факторов. Отсутствие конкурентов позволяет существенно увеличивать стоимость штучной продукции, внося в цену парика большой показатель вознаграждения предпринимательского таланта. Искусственные фабричные парики стоят от 1 тысячи рублей, а вот ручной отделки с использованием натуральных волос могут стоить и 50 тысяч. Определяющими параметрами парика является материал и длина волоса, чуть меньше влияет на цену дополнительная обработка и окрашивание.
Производство штучных париков актуально для предпринимателей из больших городов, где большое количество потенциальных клиентов, в небольших городах будет совсем немного людей, готовых купить продукцию, а многие из них и вовсе могут заказать её по интернету у другой компании.
Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса