Свой бизнес: литературное агентство | БИЗНЕС ИДЕИ

Свой бизнес: литературное агентство

Свой бизнес: литературное агентство

* В расчетах используются средние данные по России

В настоящий момент издательский бизнес относится к достаточно рискованным и имеющим продолжительные сроки окупаемости. При этом издательство всегда заинтересовано в талантливых писателях, которые могут приносить этому издательству деньги. Проблема в том, что найти хорошего писателя сегодня особенно сложно – огромное количество графоманов мнит себя величайшими литераторами, в издательства поступает несметное количество рукописей, из которых приемлемого уровне не будет и одного процента. Есть проблема и с другой стороны – из-за немалого числа поступающих в издательство заявок хорошая рукопись начинающего писателя часто остаётся без внимания, а редакторы вынуждены просматривать слишком много макулатуры. Отсюда и возникает потребность в литературных агентах – эти люди являются посредниками между писателями и издательствами, но зато они берут на себя обязанность рецензировать, оценивать и даже дорабатывать рукописи, они отбирают перспективные произведения, после чего отправляют их в то издательство, которое заинтересуется ими с наибольшей долей вероятности. 

Литературный агент за рубежом – неотъемлемая часть книжного рынка, однако в России, как и во многих других случаях, эта сфера деятельности находится в зачаточном состоянии. Впрочем, это не значит, что в этой стране нельзя зарабатывать по этому направлению, просто придётся учитывать немалое количество особенностей данной работы. Самая важная особенность – агентство чаще всего есть смысл открывать, если агентом будет сам предприниматель, открыть контору, которая нанимает агентов со стороны, почти всегда – заведомо проигрышное дело. Литературное агентство открывают единомышленники, каждый из которых и будет выполнять агентские задачи; при этом, вполне вероятно, придётся нанимать людей для выполнения других задач, но с этим могут справиться и аутсорсинговые компании.

Итак, для начала необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, для этого нужно обратиться в местный налоговый орган, при этом можно быть как и просто индивидуальным предпринимателем, так и можно оформить своё юридическое лицо. Лучшая форма – общество с ограниченной ответственностью, потому что в этом случае будет доступна упрощённая система налогообложения, которая предполагает перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Нужно сказать, что деятельность литературного агента – это исключительно посредничество, а значит, никаких специальных разрешений и лицензий не требуется. Агентская деятельность подпадает под определение услуг для населения, и даже при работе с зарубежными издательствами не придётся получать дополнительные разрешения. То есть данный процесс вряд ли затянется на слишком долгий срок, и при этом не нужно иметь слишком больших средств для регистрации; оформление индивидуального предпринимательства обойдётся в сумму от 800 рублей (величина государственной пошлины), оформление юридического лица – около 20 тысяч рублей (сюда входит не только величина государственной пошлины, но и уставный капитал, который не может быть меньше 10 тысяч рублей, а также мелкие расходы на оформление множества бумаг). В итоге за пару месяцев можно решить все бюрократические вопросы.

Когда этот этап пройден, можно приступать к поиску помещения для своего агентства; впрочем, многие подобные фирмы работают полностью удалённо, потому что им не приходится принимать клиентов в своём офисе (вернее, без этого можно обойтись, во всяком случае на первых этапах). Даже сотрудники агентства могут работать из дома. Сегодня писатели находят агентства (или агентства находят писателей) через интернет, при этом переговоры с издательствами проходят уже на их территории, что избавляет предпринимателя от необходимости содержать офис. В крайнем случае, его можно оборудовать дома или же просто арендовать небольшое помещение в каком-нибудь спальном районе города. Но тут есть и другая сложность – сегодня целесообразно открывать литературное агентство в крупных городах, где есть много издательств (это, пожалуй, только города с населением от одного миллиона или хотя бы крупные областные центры), изучив предварительно ситуацию с издательствами в своём регионе, можно понять, есть ли смысл открывать представительство. Но где бы ни работало агентство, ему почти наверняка придётся работать по всей стране (и даже за рубежом в некоторых случаях), потому что даже при работе, например, в Москве упускать сотрудничество с питерскими и даже региональными издательствами не стоит. Отсюда и получается, что агенты вынуждены постоянно ездить в командировки, кто-то из них может работать только в своём регионе, но остальные почти наверняка будут немало времени проводить в разъездах. Таким образом, открытие своего представительства – это не необходимость, а просто способ более организованно вести бизнес. Стоимость аренды не в центральных районах города будет составлять в среднем одну тысячу рублей за один квадратный метр площади, при этом, конечно, в мегаполисах (типа Москвы и Санкт-Петербурга) цена может быть несколько выше, а в небольшом городе – ниже. Тут точные цифры назвать достаточно сложно. При этом нужно отметить, что офис несёт не только представительскую функцию, иногда действительно необходимо иметь оборудованные рабочие места для всех сотрудников (например, если агентство предлагает писателям ещё и редакторские услуги). Оборудовать офис можно за относительно небольшую сумму – в пределах ста тысяч на полноценное представительство, обычно же эта цифра в несколько раз меньше.

Теперь нужно немного более подробно остановиться на том, что именно нужно сделать для того, чтобы агентство было успешным. В настоящее время к услугам литературных агентств обращается относительно малое количество людей, многие начинающие писатели предпочитают начинать работу напрямую с издательством, то есть отправляют рукописи сразу туда. В большинстве случаев они даже не получают ответа. Рано или поздно почти каждый начинающий литератор задумывается о том, чтобы обратиться за помощью к профессионалам. И тут уже нужно выделять две категории людей – те, кто всё так и хочет издаться за счёт издательства и те, кто решил издать книгу собственными силами. Преимущества и недостатки есть и в том, и в другом случае продвижения произведения (к примеру, издание за собственные средства – это не только расходы и риск их не окупить, но и зачастую снижение шансов на сотрудничество с издательскими домами, потому что издательство заинтересовано в редактуре рукописи, а не в получении готовой книги). Сегодня существует огромное количество конкурсов для начинающих писателей, но все они редко эффективно продвигают труды начинающих литераторов, и только агент может действительно помочь в продвижении книги. Работать ему приходится и с теми, кто хочет издать книгу не за свой счёт, и с теми, кто готов за это платить. Рассмотрим для начала первый вариант. В России вряд ли окажется эффективной работа с предоплатой или платой в принципе за какие-то услуги – редкий писатель готов отдать какие-то деньги за то, чтобы продвигать свою книгу (просто потому, что у него их нет). Отсюда следствие – агент будет получать только некий процент от авторского гонорара, который получит его клиент (а он его может и не получить). В общем-то, именно это и является главной мотивацией агента – ему нужно во что бы то ни стало продать книгу издательству. Поэтому агентство должно очень осторожно отбирать рукописи, которыми придётся заниматься, потому что продвижение книги в издательских домах – процесс сложный и долгий. Конечно, в случае нахождения очень перспективного автора есть шанс вообще себя обеспечить немалым доходом, но такие случаи всё же редки. Здесь агентству есть смысл поступать следующим образом – принимать на рассмотрение поступающие от авторов заявки, причём не обязательно требовать сразу саму рукопись. Зачастую только по поступающим заявлениям можно определить графоманов. Также есть смысл занять только определённую нишу, а не пытаться охватить все жанры и направления. То есть агентство должно заниматься только художественной или научной, или детской и т.д. литературой. Можно, конечно, сразу принимать и рукописи. Агент, в отличии от сотрудников издательства, в первую очередь и должен оценивать поступающий материал, оперативно просматривать все заявки. Если рукопись подходит, и её можно продать с большой долей вероятности, то можно уже приступать к переговорам с издательствами. Хорошее агентство всегда в курсе ситуации на рынке, точно знает, какое издательство в каких произведениях заинтересовано, агентство в принципе должно знать всё и всех в этой сфере. Неплохо, если у агента есть знакомые (в общем, связи) в издательствах, таким образом можно будет существенно упростить себе работу. Как можно понять, работа с начинающими авторами, которые не имеют возможности издать книгу за собственные средства, — это рискованный и сложный процесс, потому что далеко не каждый клиент сможет принести деньги агенту. При этом рассчитать доход очень сложно – очень многое зависит от везения (всё-таки без талантливых или хотя бы просто «нужных издательству» произведений получить деньги не получится), некоторые агенты занимаются тем, что работают с авторами, доводя до приемлемого уровня его рукописи; а некоторые агентства, видя потенциал в авторе, но не в присланном произведении, развивают его и даже могут предложить писать книги под заказ. Однако всё же можно сказать о том, что средняя доходность агента – это 10-20% от суммы авторского гонорара, за рубежом эта цифра составляет 15%, и сейчас в России многие агентства пытаются работать, ориентируясь на развитые в этом направлении страны. Эта сумма – оптимальна, потому что составляет не слишком большой относительный процент, но при этом весьма существенную абсолютную величину. Хотя, конечно, сумма авторского гонорара может быть очень разной – от нескольких тысяч рублей до пары сотен (это большая редкость, но бывает в случае появления гения). При этом агент обычно помогает автору в дальнейшей работе, а значит, в случае успеха он получает постоянный источник дохода. Правда, в России множество авторов, получив хоть какую-то известность, пытаются избавиться от агентов, чтобы не платить им деньги; за рубежом же фактически каждый известный писатель не обходится без агента, потому что его задача – писать книги, а не продавать их.

Второй вариант – это работа с теми клиентами, которые готовы платить за издание книги. В целом, здесь агентские услуги не нужны, но некоторый процент людей всё же обращается, так как нуждается в редактуре, желает найти наиболее дешёвую типографию, то есть нуждается в сопровождении процесса издания. Здесь агент просто как опытный специалист, который отлично разбирается в рынке, может помочь с посредниками, а также разослать готовые экземпляры книги в издательские дома. Стоимость работ по сопровождению тут начинается примерно с 10 тысяч рублей, хотя вообще в связи со слабым развитием этого рынка тут каждый агент для себя определяет уровень приемлемых для него цен. Также при любом формате работы агент должен иметь контакты с критиками, литературоведами, знать все типографии и их уровень качества, ему нужно работать со СМИ, потому что агент часто не только продаёт книгу в издательства, но и занимается её дальнейшим продвижением (к примеру, предлагает её экранизировать). Отдельное направление работы – это сотрудничество с иностранными издательствами и перевод книг.

И здесь нужно чуть более подробно остановиться на том, кто должен работать в агентстве. Часто агентами становятся редакторы издательств, решившие сменить фронт своей деятельности, опытные писатели, которые более не хотят заниматься написание книг, то есть это те люди, которые имеют опыт работы с издательствами и прекрасно понимают процесс издания книги. Предприниматель, который в этом сам плохо разбирается, вряд ли сможет открыть успешное агентство, поэтому совет – попытаться поработать в этой сфере, прежде чем приступать к бизнесу в данном направлении. Однако в любом случае может понадобиться помощь таких же специалистов, и они обычно работают за агентское вознаграждение, а не за оклад. Причём сам предприниматель может заниматься только определёнными направлениями, а его сотрудники – работать по другим, что позволит им всем получать неплохой доход. Например, кто-то знает хороших переводчиков и имеет опыт работы с иностранными издательствами – тогда он забирает себе все проекты, рассчитанные на издание за пределами России. Дополнительно некоторые процессы придётся передать на аутсорсинг, но очень важно также иметь если не в штате, то в качестве партнёра грамотного юриста. Даже при работе только по России, потому что грамотно составленный агентский договор избавляет от многих сложностей на этапе подписания авторских договоров. Также юрист может помочь в переговорах с иностранными компаниями, что также снижает риски как писателя, так и самого агента. Если юрист будет работать в штате, то его заработная плата составит не меньше 30-40 тысяч рублей (в зависимости от региона), поэтому стоит задуматься о том, чтобы привлекать его только по необходимости, ведь не всегда есть огромное количество такой работы.

Как можно понять – сегодня быть литературным агентом достаточно сложно, потому что всегда есть риск того, что либо не будет хороших рукописей, либо издательства будут вести слишком жёсткий отбор (или вообще при наличии достаточного количества готовящихся к публикации книг отказывать в рассмотрении работ новых авторов). Агент никогда не сможет точно определить, сколько ему удастся заработать с тем или иным клиентом, риски очень большие, и далеко не каждый может себе позволить быть литературным агентом. Этот вид предпринимательства – очень рискованный, поэтому многие агенты начинают свой путь, не оставляя предыдущее место работы; несмотря на то, что агентские дела отнимают огромное количество времени и сил, нередко приходится по несколько месяцев не получать никаких доходов. Конечно, известный агент, который уже смог продвинуть определённое количество писателей, который на хорошем счету у издательств, вряд ли останется без работы, но очень часто к такому уровню приходят даже не за один год работы. 

Открытие литературного агентства сегодня – это колоссальный труд, и хотя рынок не перенасыщен конкурентами, далеко не каждый новичок сможет задержаться в этом бизнесе надолго. Безусловно, величина стартовых инвестиций редко превышает 100 тысяч рублей, некоторые агенты и вовсе просто регистрируются как предприниматели, однако сегодня есть смысл хотя бы создать собственный сайт или страницы в социальных сетях, причём SEO-оптимизированные (то есть выпадающие при поиске в поисковых машинах). А это также дополнительные инвестиции (до 100 тысяч рублей). Также могут быть и постоянные расходы – агент может посещать различные конкурсы и фестивали, где есть вероятность найти таланты, а это также расходы; дополнительно – проведение переговоров в других городах предполагает командировочные расходы. То есть получается, что ещё несколько десятков тысяч рублей придётся тратить на обеспечение своей работы. Нередко это нерентабельно, и только настоящие профессионалы могут извлекать прибыль из такого начинания, и даже им нужно несколько месяцев хотя бы на налаживание своей работы.

Матиас Лауданум 

(c) 
www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса