Тренд на безликость: ультраминимализм
Обилие вещей с кричащей упаковкой вызывает обратный эффект — все больше предметов вокруг нас стремиться стать безликими и буквально слиться с пространством. Подробнее о тренде на ультраминимализм.
В экологии есть такое понятие – экологическое загрязнение шумом. С этим знакомы все – никого уже не удивляет, что беспрерывная работа отбойного молотка на соседней стройке или гул клаксонов на загруженной улице с автопотоком так же вредны для организма человека, как и выхлопные газы от этих самых автомобилей.
Так сложилось, что уши у современного человека – чуть-чуть более чувствительны, чем глаза. Поэтому «экология шума» возникла первой ласточкой, сулящей весну. Что это значит?
Это значит, что зрительный канал у нас с вами (за последние тысячи лет) – это теперь основной и часто вообще единственный источник восприятия информации. (Раньше это был нюх). И вот стало быть если глаза – это главный и единственный канал, то канал этот должен быть «лужёным», как глотка у площадного крикуна. Так оно и есть. Мы не можем позволить нашим глазам быть «рафинированными эстетами, падающими в обморок», потому что они должны – работать, много работать.
Зато все остальные наши каналы восприятия (лентяи и лодыри) сразу же остро чувствуют, когда в них поступает неприятная информация (избыточная или негармоничная) – они ведь могут себе это позволить.
Поэтому мы сразу реагируем:
-
Не шумите; что вы говорите таким повышенным тоном? Я вас прекрасно слышу! Нельзя ли потише?
-
Фу, как здесь неприятно воняет! Что за духи?
-
Боже, какой отвратительный вкус! Как приторно!
-
Или: это совсем не приятно на ощупь – «колется, кусается, щиплет».
А в этот момент – наши бедные глаза-труженики не могут пожаловаться ни на что. Они вынуждены пропускать через себя огромное количество информации – избыточной, ненужной, уродливой, аляповатой, перекрикивающей одна другую. Кстати об информационной перегрузке как от тренде мы уже писали. Но всему есть предел. И этот предел уже наступил в наше время — в эпоху ультра-экологизма.
Кому принадлежит сомнительная пальма первенства в деле «доставания» наших глаз – немыслимым уродством сюжетов и какофонией красок? На этот вопрос ответить легко – конечно, дизайнерам коммерческих товаров, а также – художникам, рисующим «весёленькую» упаковку тех товаров, которые мы потребляем.
Замечали ли вы за собой такое движение руки – купив в дом несколько упаковок продовольственных товаров – развернуть их так (обратной стороной или торцом), чтобы не видеть то, что на них нарисовано, когда открываешь шкаф или холодильник?
А ведь дизайнер – старался:
-
на пачке с овсянкой он нарисовал для вас – групповой портрет большой дружной семьи, не пожалев деталей и красок или девку с граблями, накладной косой и в сарафане до пят,
-
на пачке с чаем он изобразил для вас мост через Темзу и Биг Бэн или викторианских детей, играющих в серсо,
-
на пачке с макаронами художник нарисовал итальянского повара в колпаке и Пизанскую башню,
-
на бутылке с пивом он изобразил пляж Малибу и пергидрольную блудницу в бикини.
«Он старался» – написало на могиле идиота.
В общем, мы приходим домой, расставляем это всё по полкам и впору запеть древнюю песню:
Ах вернисаж, ах, вернисаж! Какой портрет, какой пейзаж! Вот – зимний вечер, летний зной! А вот – Венеция весной…
Но позвольте – мой дом – это никакой не вернисаж, не Третьяковка, не Дрезденская галерея, не Лувр и не залы Уффицци. Мой дом – это моя крепость. И я, и вы, и современный потребитель вообще больше не хочет, чтобы его насиловали через глаза, хотя бы – когда он приходит к себе домой и переобувается в тапочки… Это звучит грубо, но правдиво.
-
Вы заметили, как выглядит упаковка в магазинах, которые позиционируют себя как «хипстерские»? Коричневый «ресайкалб» бумажный мешочек, на котором почти ничего не нарисовано – так, логотипчик еле заметный, и то не всегда.
-
Вы заметили как выглядит упаковка товаров, которые производятся специально по заказу сети крупных гипермаркетов? Они (о ужас) выглядят одинаково – и каша, и масло, и пряник, и стиральный порошок, и детский подгузник: на белом поле – минималистичный логотип гипермаркета и название продукта. Никаких аистов, корон, косых полос, лилий и скрещённых кунтушей. Целая революция в искусстве геральдики.
Вот это и стало – началом тренда безликость, которому посвящён наш сегодняшний материал. Тренд начался с упаковки, которая больше не имеет права травмировать глаз своей наглой крикливой аляповатостью, если хочет претендовать на «статусность». Но тренд пошёл дальше… Покончив с упаковкой, он кровожадно посмотрел по сторонам и тут его взгляд наткнулся на … вещи…
Истоки тренда. «Весёленький ситчик» и «обои с розами»
Вообще, этот тренд на безликость зародился давно – больше ста лет назад – в те минуты, когда в дешёвых меблированных комнатах Парижа, в 1900 году от рождества Христова – умирал великий эстет европейской культуры – Оскар Уайльд.
Друзья, окружившие ложе, убеждали Оскара Уайльда, что он поправится. Однако великий писатель смотрел не на друзей, а на обои, которые украшали его уродливую комнату. Комнату оформляла, скорее всего, консьержка-мещанка (эпоха её тотальной диктатуры ещё наступит…) Писатель произнёс, (кивая на обои), свою знаменитую фразу, которая вошла в историю как литературы, так и дизайна:
Или я, или эти мерзкие обои в цветочек. Кто-то из нас должен исчезнуть. Но боюсь, что они победят.
И вот только сейчас, спустя больше чем сто лет, правда торжествует, и мы все (просвещённое человечество) наконец-то можем взять реванш – и уничтожить хищные вещи века, включая те самые уродливые обои, которые свели в могилу великого человека.
Сегодняшний тренд дизайна – ультраминимализм. Вещь, которая нам служит 247, может и должна быть настолько незаметной, чтобы просто сливаться с пространством. В этом современном идеале дизайна за образец взяты, конечно же, традиционные английские слуги. Браво, Дживс! Браво, Бэрримор!
Вот видите – жизнь ещё раз подтверждает истину о том, что всё новое — это лишь хорошо забытое старое. В этом тренде много чудачеств (как собственно и в Британии). Иногда «немой слуга» – это здорово и удобно, иногда смешно, иногда жутковато. Впрочем, смотрите сами…
Безликость времени
Мы начнём свой обзор с часов, так как часы – это тот предмет, который раздражает человека больше всего. Счастливые часов не наблюдают. Многие люди отказываются иметь часы вообще – как наручные, так и настенные. Для того чтобы этот воплощённый стрессоген – часы – не исчез с лица земли, дизайнерам приходится стараться на этом поле в первую очередь.
Сельские часы висели на деревянной стене и терпеливо шли силой тяжести мёртвого груза; розовый цветок был изображен на облике механизма, чтобы утешать всякого, кто видит время.
Андрей Платонов, «Котлован»
Деревянные часы без циферблата
Этот товар носит название The Venic Clock, а создал эти часы итальянский дизайнер по имени Лука Баренго. На часах, как на оперной сцене, имеется – поворотный круг. Он и вращается – вместо отсутствующих там стрелок. Со временем вы намастачитесь узнавать «который час» по своим уникальным часам – текстура натурального дерева – позволяет. Но в целом этот товар является ничем иным, как образчиком «нефункционального дизайна». The Venic Clock – это арт-объект, а не часы.
Винтажные «часы-ходики» в ультраминималистичном дизайне
Часы-ходики – это непременный атрибут всех деревенских домов и дач, – они сохранялись вплоть до 70-х годов 20 века. Теперь они остались только на новодельных сентиментальных открытках «про Новый Год». Тем не менее, настоящие «часы с кукушкой», «часы с маятником» всё ещё восхищают дизайнеров, которые хотят вдохнуть новую жизнь в старые вещи. «Новая жизнь» – это оставить в механизме только то, что там нужно.
Часы имеют длинное название Nomon Punto y Coma I Pendulum Clock. Это – новинка от известного испанского бренда часов Nomon. Бренд – дизайнерский, абсолютно вся часовая продукция – необычна.
Часы в виде «погнутых» стрелок
Часы Archi di Tempo от дизайнера Bruno Tarabella. Стрелки крепятся прямо к стене. Так как прямая линия в природе встречается редко – она стрессогенна. Вот поэтому стрелки часов имеют волнистый изгиб.
Наручные часы без циферблата
Два дизайнера Ларс Маркус и Тео Тветерас создали эти наручные часы, которые своим минимализмом по части отсутствия зримого механизма – хоть как-то искупают и свою аляповатость, и свою назойливость.
Дизайнеры работают в креативном бюро Skrekkøgle. Судите сами – часы эти, во-первых, очевидно яркие, что уже может раздражать глаз. Кроме того, они – вибрируют, вибросигналом отмечая каждые пять минут! Часы позиционируются как «шутка», однако могут всерьёз пригодиться тем, кому важно отмечать пятиминутные интервалы в своей работе.
Наручные мужские часы в стиле «дырка от бублика»
Эти часы называются Eye of the Storm. Как они работают? Когда хозяин нажимает кнопочку «из ниоткуда» появляется LED-подсветка и «в пустоте» загорается информация о «часах и минутах». Всё же остальное время часы представляют собой «дырку от бублика», через которую видно волосатую мужскую руку. Товар ведь, ко всему прочему, позиционируется как «маскулинный».
Надо сказать, что название часов – это ещё и название великого хита группы Scorpions. Вообще, сам фразеологизм «Eye of the Storm» – переводится как «Эпицентр шторма». Песенка эта – о времени, и на Западе она популярна так же, как наша «Не думай о секундах свысока…»
Ещё один год пробегает по моим венам
Одни мгновения утрачены, другие останутся
Дни становятся короче, и я пытаюсь заглушить свои страхи
Тени ночи медленно исчезают
Мужчина всегда в эпицентре шторма… Об этом и хотят напомнить часы…
Наручные часы, изображающие синее небо
Time of the Sky – так называются часы с куском синего неба вместо циферблата. Автор часов – японский дизайнер по имени Tomoya Kahimada. Вместо времени часы настроены показывать различные оттенки небес – при смене погоды, при смене времени суток.
Если вам некогда смотреть на настоящее небо, смотрите на часы Time of the Sky. Ночью они показывают звёзды – правда здорово?!.
Часть Вторая
Переходим от дизайна часов к дизайну обычных товаров народного потребления.
Безликий дизайн питьевой воды от студии Лебедева
Сложная задача стояла перед дизайнерами. Ведь заказчик – сам эксцентрик и минималист: продаёт народу всего-навсего очищенную (отфильтрованную) водопроводную воду, в бутылках, разного объёма. Зато честно, Карл. Зато честно…
Да, продавец этой воды не бурил скважину, и не покорял тающие ледники. Он просто чистит фильтром воду, что течёт из-под крана и продаёт её вам. Не хотите, не берите. Платите за обман и маркетинг. И как такого честнягу разрекламировать? Что нарисовать на его бутылке? Кавказские горы? Святые монастыри? Что??? Дизайнеры решили правильно – ничего. Решением стал… чистый лист.
Безликий дом в Японии
Начнём сначала. Британский архитектор по имени Джон Поусон (John Pawson) – король минималистического дизайна. Недавно он поработал на японский архитектурный проект – Taishi Kanemura – и результатом сотрудничества британца и японцев стал дом.
Дом получил название Okinawa House. Название говорит о том, что эта загородная вилла расположена на острове Окинава. А это, между прочим, самый живописный остров Японии. Дом стоит на утёсе и смотрит на океан – одним из своих фасадов.
В Японии не так много места, а особенно – не так много загородных рекреационных зон, куда люди едут полюбоваться природой. Если эти места застраивать уродливыми постройками, то места для отдыха, особенно для отдыха глаза – совсем не останется.
Японцы издавна любят минимализм. Их жилища всегда напоминали то, что построил англичанин Джон Поусон. Раздвижные двери, бамбуковые стены, всё гармонично вписано в ландшафт и «не выпирает». Дом Okinawa House наследует традициям средневековой Японии и триединству японской эстетики: саби, ваби, югэн.
Телевизоры имитируют стену
Этот телевизор сделан по технологии QLED. Технология QLED – это светодиод на квантовых точках. Samsung использует эту новую технологию, чтобы делать телевизоры, и Ambient Mode – один из них.
В телевизоре важна не только продвинутая начинка (которую обыватель не в состоянии оценить),но как и в любой бытовой технике важен продвинутый дизайн. Именно он, дизайн, должен наглядно демонстрировать обывателю – что «купив эту вещь», он шагнул в футуристическое будущее и сам стал чуточку «продвинутее». А что может быть более мещанского и отсталого, чем телевизор, торчащий посреди комнаты как её «главный узел»?
Пример из жизни. Одна дама-дизайнер, делающая «дизайн-проекты», то есть – ремонты под ключ, деловито задала одной нашей знакомой вопрос, придя с ней в её новую квартиру с ещё голыми полами и стенами: “А где будет расположен телевизор?” Дизайнер объяснила заказчице, что дизайн комнаты «пляшет от точки раположения телевизора», и всё остальное покупается и штробится с учётом того, где в этой комнате будет стоять телевизор. Сотрудничество не состоялось – клиентка не желала иметь в своём доме телевизор. Никакой. Хотя, возможно, от телевизора Ambient Mode она бы не отказалась…
Телевизор многие поэтому и отказываются иметь, что он, телевизор, уродует, не по-хорошему «старит» интерьер и его хозяев. Делает помещение каким-то жилищем тучных люмпен-пролетариев, смеющихся над шутками Петросяна. В общем, заметный телевизор удешевляет ваш имидж и имидж вашего дома, офиса. Ради Бога – не украшайте ни гостиную, ни спальню, ни рабочий кабинет – телевизором. Это понимают сегодня уже очень многие люди, особенно те, кому не смешны шутки Петросяна…
Отражающий пространство смартфон
Смартфон «Орбита» создан промышленным дизайнером по имени Lucas Couto. На задней панели этого смартфона постоянно включена камера. Она-то и позволяет вам видеть пространство через ваш смартфон, будто через оконное стекло. К тому же этот смартфон – гибкий, так что он превзошёл даже архетип чистого светлого окошка, открытого в мир…
Прозрачная утварь
Эта посуда, точнее, набор многофункциональных контейнеров, сделана из так называемого боросиликатного стекла. Оно мало того что жаропрочное, так ещё и устойчиво к механическим повреждениям.
Набор создан брендом SIMAX, который как раз и специализируется на посуде из жаропрочного стекла. Нужно отметить, что модный бренд сотрудничает с ещё более старинной мануфактурой – чешским, «богемским» предприятием – Kavalier Design. Чехи уже 180 лет занимаются богемским стеклом, а теперь они освоили модную более эргономичную новинку – боросиликатное стекло, которое и реализуют через SIMAX.
Что мешало человечеству иметь всю посуду из прозрачного стекла? Только его хрупкость и нежароустойчивость. Теперь этот барьер преодолён. А это означает, что те, кого раздражают кружки с надписями и тарелки в цветочек – могут вздохнуть свободнее.
Ведь некрасивая посуда – родная сестра обоев в розочку. Меньше мещанства вокруг – «чище будет голова», чтобы рождать самостоятельные великие идеи. В состязании «мы или они» хищные вещи ушедшего века наконец-таки проиграли…