Творческий бизнес: производство керамики и гончарных изделий
* В расчетах используются средние данные по России
Изготовление различных предметов из глины – это, пожалуй, один из наиболее древних видов народных ремесел. Керамические изделия различаются по виду используемого сырья, составу глазурных покрытий, способу производства, а также по своему назначению. Благодаря пластичности материала, его тональности, разнообразию цветов и оттенков используемых глазурей и других способов декоративной отделки керамические изделия с давних пор имеют не только чисто утилитарное применение. Они выполняют также декоративные функции, украшая интерьер и выступая в роли оригинального и памятного подарка. В наши дни большая часть керамических изделий изготавливается промышленным способом, но керамические и гончарные изделия ручной работы, которые производятся в небольших мастерских, также пользуются большим спросом и нередко ценятся намного выше заводских.
Виды керамических изделий
Рассмотрим основные виды керамики. К ним относятся терракота, шамот, фарфор, фаянс и майолика. Каждый из этих видов отличается от других по составу глин, режиму обжига, по используемым приемам художественного оформления. Все керамические изделия специалисты разделяют на изделия грубой и тонкой керамики. Изделия первого вида отличаются неоднородной структурой черепка, которая хорошо видна невооруженным взглядом. Кроме того, такой черепок имеет естественную окраску натуральной глины, которая варьируется от светло-желтых до темно-коричневых тонов. Изделия тонкой керамики отличаются спекшимся мелкопористым черепком с однородной, плотной структурой. Они подразделяются на две основные группы: изделия со спекшимся в изломе черепком (твердый фарфор, мягкий, костяной и фриттовый фарфор, тонкокаменные изделия) и изделия с пористым черепком (фаянс, полуфарфор, майолика).
Фарфор представляет собой минеральную массу из тонкой смеси каолина, пластичной глины, кварца и полевого шпата. Изделия из этого вида керамики отличаются особой белизной, имеют тонкие стенки (тонкий черепок), которые зачастую прозрачные на просвет. Даже в неглазированном виде фарфор хорошо удерживает жидкость (в отличие от других видов керамики, которым требуется дополнительная обработка). Фаянс похож по своему внешнему виду на фарфор, но не имеет такой белизны и прозрачности. Его черепок заметно толще, и в неглазированном виде он пропускает влагу. Из фарфора и фаянса производят, как правило, посуду, а также широкий ряд различных декоративных изделий – вазы, блюда, фигурки и пр.
Терракотой называют предметы из обожженной цветной глины. Они отличаются натуральной пористой структурой и не покрываются глазурью. Для изделий из терракоты характерны следующие оттенки: бледно-розовый, желтовато-кремовый, вишневый, сероватый, кирпично-красный. Из натуральной цветной глины с последующим обжигом создают панно, декоративные скульптуры, рельефы и т. д. Шамот применяется для создания рельефов, декоративной скульптуры и ваз. Эти изделия имеют характерную зернистую фактуру и декорируются глазурями. Майолика – это изделия из обожженной глины, которые покрываются сверху росписью и/или непрозрачной глазурью.
Производство керамических изделий
Процесс производства керамических изделий включает в себя несколько основных этапов: приготовление глиняной массы, формование изделий, сушка, обжиг и декорирование. Материалы, которые используются в керамическом производстве, подразделяют на основные и вспомогательные. К основным относятся такие материалы, которые используются для приготовления керамических масс, глазурей и красок для росписи по керамике. А к вспомогательным относят материалы, применяемые для изготовления гипсовых форм и капселей. Первый этап изготовления керамических изделий также состоит из нескольких последовательных технологических операций. Сначала сырье очищается от вредных минеральных включений, затем дробится, размалывается, просеивается через сито. Все компоненты для смеси дозируются и перемешиваются между собой. Формовка изделия осуществляется из пластических и жидких (так называемый шликер) керамических масс. На крупных производствах изделия простых форм (например, чашки и тарелки) формуются из пластической массы влажностью 24-26 % в гипсовых формах с помощью стальных шаблонов на автоматах и полуавтоматах. А сложные и разнообразные по форме керамические изделия изготавливаются способом литья из шликера влажностью 30-35 % в гипсовые формы.
Главным технологическим процессом на керамическом производстве является обжиг. Под воздействием высоких температур глиняная смесь приобретает механическую прочность. Обжиг проводится в два приема. При этом условия зависят от вида используемого сырья. Так, для фарфоровых изделий первый (утильный) обжиг осуществляется при температуре почти 900-950 °С, а второй (политой) – при температуре 1320-1380 °С. В случае с фаянсовыми изделиями первый обжиг проводится, наоборот, при высокой температуре 1240-1280 °С, а второй – при более низкой – 1140-1180 °С. Для обжига используются специальные печи, которые бывают двух видов – туннельные (непрерывного действия) и горы (периодического действия). На предпоследнем этапе изготовления керамических изделий они декорируются двумя основными методами – ручным или полуавтоматизированным. Простой декор наносится в виде усика, отводки или ленты – непрерывных круговых полосок различной ширины. Рисунок может наноситься и при помощи аэрографа через трафарет из тонкой жести или фольги с вырезами по контуру будущего изображения.
Также используется такой вид декорирования, как крытье: сплошное, когда все изделие равномерно покрывается слоем краски; полукрытье, при котором изделие покрывается краской шириной от 20 мм и выше; нисходящее, при котором краску накладывают с ослаблением тона к низу изделия; крытье с прочисткой, при котором по сплошному крытью прочищается рисунок, и, наконец, самый сложный вариант – крытье с прочисткой и раскраской красками и золотом. Декорирование при помощи штампом является самым простым вариантом, при котором рисунок (чаще всего золотом) наносится резиновым штампом. При печати изображение на изделие переносится с печатного оттиска на бумаге, в результате чего получают графический однокрасочный рисунок, который впоследствии раскрашивается красками в один или несколько цветов. Деколь представляет собой технологию переноса рисунка на керамическое изделие при помощи переводной картинки, выполненной литографическим способом. Сейчас чаще всего используют сдвижную деколь: на подкладочную бумагу прикрепляется ацетилцеллюлозная пленка, на которой печатается рисунок. Затем пленка смачивается водой и отделяется от бумаги, оставаясь на изделии. На последнем этапе изделие с переводным рисунком обжигается в муфельной печи, во время обжига пленка сгорает, а краска крепко сплавляется с поверхностью изделия. Керамика, как и другие изделия, может расписываться ручным способом с помощью кисти или пера. При этом различаются простую и высокохудожественную живопись. В последнее время набирают популярность такие способы украшения керамических изделий, как фотопечать и шелкография. В первом случае с помощью специальных чернил и оборудования на керамическую поверхность переносятся фотоизображения. А во втором случае печатание рисунка осуществляется с помощью шелковой сетки, на которой раскладывается трафарет. Изделие, на которое переносится изображение, размещается под сеткой. Затем по ней проводят резиновым роликом с краской, который продавливает краску в вырезы трафарета, переводя рисунок на керамику.
Изготовление глиняных изделий
Процесс изготовления изделия из глины несколько отличается от вышеописанного. Например, в небольших гончарных мастерских применяют следующие способы пластического формования: ручное («от руки» — при производстве тонких художественных изделий), формовка «колбасками», в гипсовых формах лепкой, в гипсовых формах с помощью шаблона и, наконец, на гончарном круге. Наиболее известен (по крайней мере, обывателям) метод формования на гончарном круге. Это несложное оборудование позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся к верху сосуды различных форм и размеров.
Гончарный круг состоит из железного вертикально установленного стержня, который прикрепляется к рабочему столу, и двух деревянных кругов разных диаметров. Большой круг диаметром 95-105 см закрепляется в нижней части, а малый диаметром 30-40 см – в верхней части. Для того чтобы привести в движение гончарный круг, мастер ногой вращает нижний круг, а вся работа осуществляется на верхнем круге, где и проходит формовка изделия. Кроме собственно гончарного круга, при ручной формовке используются некоторые инструменты: деревянный резан, кусок плоской резины, грецкая губка, металлическая клюшка кусочки натуральной кожи и оргстекла.
Автоматизированный процесс производства керамических изделий не требует от работников высокой квалификации и большого опыта работы. А вот для ручной работы необходимо наличие и того, и другого. Сам по себе процесс ручного формования кажется довольно простым. Сырую глину выкладывают на гончарный круг, а затем руками, смоченными в воде, вытягивают ее в конус. Нажимая с силой на верхнюю часть конуса, глиняную массу опускают вниз. Эта операция проделывается несколько раз и помогает выровнять текстуру сырой глины. Затем ком формируются в полый цилиндр. Гончар пропускает стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивая корпус и горлышко изделия. Нужную форму глиняной массе придают с помощью различных инструментов (в частности, деревянного резака). При формовании гончар постоянно смачивает пальцы водой, чтобы усилить их скольжение по глине. Наконец, когда изделие приобретает необходимую форму, его стенки отшлифовывают влажной губкой и кусочком резины, а затем с помощью тонкой проволоки или шпагата срезают с гончарного круга и оставляют для подсушивания на 24 часа (как правило, сушка проводится не в помещении, а на открытом воздухе). Так как при высыхании глина, в отличие от различных смесей на ее основе, может деформироваться, то высохшее до 19-20 % влажности изделие снова устанавливается на гончарный круг и подправляется. Например, некоторые детали вытачивают при помощи металлических крючков, поверхность изделия заглаживается мокрой губкой и полируется оргстеклом. Если глиняное изделие состоит не из одной, а нескольких деталей, то на этом этапе они склеиваются между собой. Затем заготовка отправляется на декорирование или на утильный обжиг (при украшении глазурями). Способов украшения глиняных изделий, как и керамических, существует очень много, но наиболее широко применяется глазирование. Глазирование представляет собой процесс покрытия изделия глазурью – стекловидной массой. Глазурь не только украшает глиняное изделие, но и предохраняет его от проникновения внутрь влаги (которая губительная для глины) и делает его более износоустойчивым. Глазури бывают прозрачными (причем как бесцветными, так и цветными, что позволяет создавать удивительные эффекты с сохранением натурального цвета глины) и непрозрачными. Перед нанесением глазури на глину заготовку очищают от пыли с помощью специальных щеток. В это время в отдельной емкости состав для приготовления глазури разбавляют водой. В эту смесь впоследствии окунают изделие или обливают его, а затем высушивают. Если нужно глазировать не всю поверхность, а только отдельные ее участки, то глазурь наносят с помощью большой кисти с тонким ворсом. Специалисты советуют при возможности приобрести для нанесения глазури аэрограф. Конечно, он стоит недешево (от 3-5 тыс. рублей), но значительно экономит время и силы мастера.
Глазури бывают тугоплавкими и легкоплавкими. Глазури первого вида используются для фарфора, твердого фаянса и шамота. Они плавятся при температуре около 1125-1360 °С. Для майолики (необожженной глины) используются глазури, которые плавятся при температуре до 1000 °С.
Как и в случае с фаянсом и фарфором, глиняные изделия также формуются во время обжига, в процессе которого черепок окончательно «спекается» и отвердевает, а расплавленные глазури застывают. Заготовку сначала помещают в печь для так называемого утильного обжига. Затем ее расписывают глазурями, а потом обжигают повторно. Обжиг происходит при медленном и постепенном повышении температуры внутри муфельной печи. По завершении обжига печь выключают. Когда она остывает до 200 °С, дверцы приоткрывают для ускорения остывания. Когда печь окончательно остынет, изделие вынимают из нее.