Бизнес-идея: преображаем обычные склады в предприятия «умного» хранения | БИЗНЕС ИДЕИ

Бизнес-идея: преображаем обычные склады в предприятия «умного» хранения

В России, как и во всем мире, логистика стремительно меняется в связи с появлением инновационных технологий, делающих склады быстрее, умнее и экономически эффективнее. Дело в том, что в последние годы в индустрии хранения произошло сразу несколько серьезных технологических революций.

«Складирование является неотъемлемой частью любой цепи товарных поставок, – говорит эксперт по «умным» складам из компании «АРБ-Консалтинг». – Поэтому вокруг него всегда можно построить успешный бизнес. Но теперь, в XXI веке, такой бизнес будет прочно ассоциироваться именно с технологиями «умного» хранения. И по ряду исследований, рынок услуг высокоэффективной логистики в России будет расти в среднем на 10,7% в течение 2015-2019 годов».

Соответственно, когда же еще входить в этот бизнес, если не сейчас? Причем для начала и развития подобного предпринимательства необязательно строить новые логокомплексы – можно вполне успешно автоматизировать уже имеющиеся складские помещения.

«Умный» склад как продукт

Бизнес-идея: преображаем обычные склады в предприятия «умного» хранения

Начнем с того, что smart warehouse (умный склад – англ.) являет собой организационно-технический продукт. С одной стороны, в нем необходимо выстроить внутреннею инфраструктуру в виде стеллажей, боксов и площадок для хранения крупных товаров, с другой – обеспечить оптимальные цепочки «разгрузку – доставку к «полке» – обработку заявки – отгрузку».  Чем быстрее осуществляются эти операции, тем эффективнее дистрибуция, и тем меньше оборотных средств необходимо предпринимателю, работающему с этим логоцентром.

Очевидно, во главу угла smart warehouse ставится программное обеспечение (ПО), которое связывает в себя воедино не только ядро, управлявшее непосредственно складом, но и потенциальных заказчиков и производителей. Например, когда заканчивается определенный товар, то согласно «истории спроса» об этом уведомляются клиенты, регулярно покупающие этот продукт. Они-то в ответ информируют администратора smart warehouse о своих планах, а тот в автоматическом режиме готовит заявку поставщикам.

Далее раздел ПО заранее выбирает площадки для размещения указанного товара. В основу берется востребованность, условия хранения и оптимальные маршруты доставки к пунктам отгрузки. К примеру, если товар должен храниться при минусовой температуре, его направляют в специальные холодильники.  

«Если товар запрашивается редко, то его направляют в так называемую «холодную» зону, – дополняет аналитик логистики Валерий Зоря. – Если же – чаще среднего – в «теплую». А  когда в режиме ажиотажного спроса – в «горячую», то есть поближе к отгрузке».

Бизнес-идея: преображаем обычные склады в предприятия «умного» хранения

И в самом деле, спрос на те или иные группы товаров зачастую имеет определенную логику. Например, в предпраздничные дни растет интерес к конфетам и, чем чаще их заказывают, тем ближе к пунктам обработки товаров перемещаются стеллажи со «сладким кушаньем» – в так называемую горячую зону. Как только праздники проходят, сразу же конфеты перемещаются вглубь зала в связи с падением запросов – уже в холодную зону.

Даже если нет специальной техники, и доставкой к пунктам обработки занимаются складские работники, то у них уходит намного меньше времени. В самом простом случае, когда стеллажи стационарны, контейнеры с наиболее востребованным «на завтра» товаром по указанию специальной программы перемещают автопогрузчики после окончания рабочего дня.

Также должно быть выделено место для брака – об этом тоже должен побеспокоиться smart warehouse.

«Это позволяет производить параллельно обработку товаров и по наиболее оптимальным маршрутам; наполняемость полок в результате приближается к 80-95% (в обычных дилерских складах заказы обслуживаются последовательно, а наполняемость полок с самыми востребованными товарами не превышает 50%). При этом энергоэффективность, как минимум, в два раза выше, чем в стандартных центрах», – такую оценку дает «умным» складам Валерий Зоря.

Практические вопросы

Бизнес-идея: преображаем обычные склады в предприятия «умного» хранения

«Организовать работу по переводу обычного склада в smart warehouse под силу небольшой группе опытных специалистов, – поясняет бизнес-консультант, – в то же время практика показывает, что рубль, вложенный в «умную логистику», приносит складу 1,5 рубля дополнительной прибыли и экономить порядка 50% оборотных средств бизнесменам, которые обслуживаются в инновационном центре хранения. А это уже является опцией, повышающей конкурентную способность».

Итак, что же из всего вышеперечисленного должен извлечь бизнесмен, собирающийся зарабатывать на построении функционала «умных» складов для различных производственных и торговых компаний?

Самое главное, следует уяснить, что переход к концепции «умного» склада в каждом конкретном случае требует исследования статистики перемещения товаров на протяжении, как минимум, одного квартала. Считается, что этого времени вполне достаточно, чтобы составить общее представление об особенностях процесса у клиента.

Бизнес-идея: преображаем обычные склады в предприятия «умного» хранения

Понадобится и специальное оборудование, в том числе, и для автоматизации учета на основе технологий штрих-кодирования, мобильные промышленные сканеры и, конечно, промышленный Wi-Fi для обмена данными между терминалом сбора данных и сотрудниками, работающими на территории комплекса.

Терминалы сбора данных, к слову, можно купить по цене примерно 42 тысяч рублей, к примеру Motorola MC2100. Беспроводной сетевой клиент, например AWK-1121, стоит порядка 25 тысяч рублей, а мощный компьютер, который и должен стать «мозгом» умного склада, имеет ценник в 100 тысяч рублей и выше.

Потребуются еще принтеры RFID-меток и штрих кодов. Это еще, по меньшей мере, 50 тысяч рублей. Что касается программного обеспечения, то его придется разрабатывать самим.

Бизнес-идея: преображаем обычные склады в предприятия «умного» хранения

Помимо этого ПО, оптимизирующий маршруты погрузчиков или складских работников, если товар доставляется вручную, во-первых, задает время доставки, и, во-вторых, управляет путевыми указателями – чтобы быстрее найти нужную полку.

Выводы

Таким образом, «умными» складами становятся логокомплексы, в которых  заказы обрабатываются по алгоритмам интеллектуального программного обеспечения и с применением специализированной робототехники, терминалов сбора данных, а также RFID-меток и штрихкодов. При этом изменение работы товарных потоков осуществляется автоматически в соответствии с приоритетами администратора склада, тогда как сейчас эта работа носит рутинный характер «традиционного кладовщика» с амбарной книгой.

Понятное дело, оценить стоимость такого проекта сложно даже приблизительно, поскольку работающие склады имеют свою специфику. Но по американским меркам, это должно быть не меньше 2-4 % выручки логоцентра за год. В таком случае, достигается прибыль в пределах 25 % от заказа.

На наш взгляд, средний бизнес по преобразованию традиционных складов в умную логистику имеет хорошие перспективы на успех, правда, разработчикам придется доказать эффективность своих проектов на деле.

Александр Ситников, специально для Equipnet.ru