Бизнес на антиквариате
Для того чтобы открыть антикварный магазин, предпринимателю необходимо иметь ряд личных качеств. Прежде всего, нужно чувствовать в себе тягу к музеям, затем – обладать критическим взглядом на старинные вещи. В-третьих – необходимо понимать, чего хотят «озабоченные» коллекционеры и остепенившиеся «мажоры». И, в-четвертых, желательно располагать благоприятными стартовыми возможностями.
По наблюдениям Ильи Красноухова, коллекционера и продавца старинного фарфора, более половины владельцев антикварных салонов, пришли в этот бизнес постепенно и осознанно – с пониманием того, что это и есть дело их жизни.
«Практически половина из тех, кого я знаю как хозяев антикварных магазинов, еще в детстве коллекционировали марки и монеты, обменивали и продавали излишки, — говорит Красноухов. – У этих людей сформировался большой круг знакомых, чьи интересы и запросы учитываются антикварщиками. Еще треть – это потомственные знатоки этого дела, которое они познали с молоком матери. Но нельзя сказать, что на этом рынке невозможно закрепится новичку».
Попробуем разобраться, как открыть антикварную лавку и не прогореть на продаже старины. Сразу же отметим, что данный бизнес требует «адского» терпения и циничного прагматизма. Естественно, без удачи в этом деле не обойтись.
1. С чего начать? С поиска помещения для антикварной лавки
2. Денежный вопрос и бизнес-план
3. Где искать товар и кому продать
С чего начать? С поиска помещения для антикварной лавки
Открывая антикварный магазин, нужно понимать, что могут пройти месяцы, а то и годы, прежде чем в данной торговой точке появятся сначала посетители, а потом – покупатели. Поэтому вопрос аренды на потенциально затяжном старте может стать самым важным.
В идеале бизнесмену желательно уже иметь небольшое помещение на первом этаже в пределах мест городского променада. То, что можно ограничиться крайне малым помещением (до 15 кв. метров), причем без подсобки, промышленного водоснабжения и канализации (за исключением туалета продавца), существенно снижает стоимость аренды даже в больших развлекательно-торговых центах с большим людским трафиком.
«Но даже маленькая аренда может оказаться камнем на шее, — говорит Алена Широкова, хозяйка антикварного салона. – У меня прошло три месяца, прежде чем заглянула первая покупательница». Бизнес-леди при этом подчеркивает, «комната, где планируется открыть антикварный магазин, должна иметь витрину – большое окно, через которое можно заглянуть вовнутрь, а также рольф-ставни».
Поэтому на старте необходимо серьезно заняться поиском именно такого помещения с «копеечной» арендой, а также подумать о дополнительном источнике дохода, который бы помог гарантированно оплачивать съем на протяжении долгого времени.
Денежный вопрос и бизнес-план
Решив задачку с арендой, бизнесмену необходимо продумать финансовую систему своего магазина. Если зайти на форумы, на которых обсуждается тема продаж антиквариата, то можно увидеть разные суммы денег, затраченные на старте – от 300 тысяч до 2- миллионов. Кто-то сделал ремонт «а-ля гламур», кто-то оборудовал интерьер под викторианскую эпоху с настенными часами, с картинами в дорогих рамах и статуэтками, кто-то ограничился выставкой антикварной отреставрированной мебели, купленной на свои деньги с целью перепродажи.
«Мне повезло, — говорит Илья Красноухов, — я «отбил» свои капиталовложения за полгода, правда, за счет параллельной продажи современных китайских ваз, сделанных под старину. Но я знаю одного продавца антикварных пианино и роялей, который ввернул «свои кровные» только через четыре года».
Впрочем, были и те, кто просто повесил вывеску «антикварный магазин», а на витрине привел правила торговли на принципах комиссионной торговли. То есть просто стал ждать людей, которые сами принесут личные старинные вещи на продажу. Отметим, что по правилам комиссионной торговли, получившим широкое распространение в антикварных и букинистических магазинах, комиссионер получает свои деньги только через 21 день после продажи его товара.
Последняя схема хоть и представляется наименее рискованной с точки зрения убытков, но и является самой долгой с позиций получения дохода. Здесь важно выстроить работающую систему оценки антиквариата, которая может длиться до 30 дней. Это время можно потратить на поиск покупателя по своим базам данных. «Люди приносят на комиссию свои зачастую семейные реликвии в виде картин, статуэток или даже ковров, надеясь получить за них миллионы, — делится опытом Широкова. — Сразу видно, что они попали в трудное положение и нуждаются в деньгах, поэтому, во-первых, нужно уметь тактично «опустить их на землю» и, во-вторых, точно обозначить цену, которая найдет покупателя».
И самое главное, составляя свой бизнес-план, не стоит опираться на пошаговые подсказки из интернета. Разумнее ознакомится с опытом других предпринимателей, работающих на этом поприще, но все этапы рекомендуется продумать самому. Оборотный капитал, арендные траты, непредвиденные расходы и доходы, как показывает опыт, невозможно точно спланировать. Как не бывает двух одинаковых отпечатков пальцев, так и не повторяются старты антикварных бизнесов.
Где искать товар и кому продать
Итак, товарное изобилие в антикварных магазинах формируется по трем позициям. Первое – это предметы старины и антикварная мебель, купленная на оборотные средства. На эти цели, по разным оценкам, необходимо иметь, как минимум, 800 тысяч рублей. Второе – это сувениры, посуда, картины, в том числе гобеленовые, и даже мебель, сделанные под старину. Если поискать производителей или крупных сетевиков, этот товар можно взять на реализацию. Третье – это предметы старины, сданные по правилам комиссионной продажи.
Более опытные владельцы антикварных салонов и лавок, работающих на семейном подряде (жена за стойкой магазина, муж занят поставками), ищут товар на специализированных форумах, на блошиных рынках, на распродажах конфискованных вещей и так далее. Кроме того, есть смысл завести знакомства среди «озабоченных» коллекционеров и остепенивших «мажоров». А также установить контакты с зарубежными владельцами антикварных салонов. Например, немцы с удовольствием и дорого покупают вещи, вывезенные из Германии после её капитуляции в 1945 году.
Безусловно, открытие антикварного магазина связано с большими рисками, в то же время этот бизнес может принести значительный доход при удачном стечении обстоятельств.