Бизнес-идея: преображаем обычные склады в предприятия «умного» хранения
В России, как и во всем мире, логистика стремительно меняется в связи с появлением инновационных технологий, делающих склады быстрее, умнее и экономически эффективнее. Дело в том, что в последние годы в индустрии хранения произошло сразу несколько серьезных технологических революций.
«Складирование является неотъемлемой частью любой цепи товарных поставок, – говорит эксперт по «умным» складам из компании «АРБ-Консалтинг». – Поэтому вокруг него всегда можно построить успешный бизнес. Но теперь, в XXI веке, такой бизнес будет прочно ассоциироваться именно с технологиями «умного» хранения. И по ряду исследований, рынок услуг высокоэффективной логистики в России будет расти в среднем на 10,7% в течение 2015-2019 годов».
Соответственно, когда же еще входить в этот бизнес, если не сейчас? Причем для начала и развития подобного предпринимательства необязательно строить новые логокомплексы – можно вполне успешно автоматизировать уже имеющиеся складские помещения.
«Умный» склад как продукт
Начнем с того, что smart warehouse (умный склад – англ.) являет собой организационно-технический продукт. С одной стороны, в нем необходимо выстроить внутреннею инфраструктуру в виде стеллажей, боксов и площадок для хранения крупных товаров, с другой – обеспечить оптимальные цепочки «разгрузку – доставку к «полке» – обработку заявки – отгрузку». Чем быстрее осуществляются эти операции, тем эффективнее дистрибуция, и тем меньше оборотных средств необходимо предпринимателю, работающему с этим логоцентром.
Очевидно, во главу угла smart warehouse ставится программное обеспечение (ПО), которое связывает в себя воедино не только ядро, управлявшее непосредственно складом, но и потенциальных заказчиков и производителей. Например, когда заканчивается определенный товар, то согласно «истории спроса» об этом уведомляются клиенты, регулярно покупающие этот продукт. Они-то в ответ информируют администратора smart warehouse о своих планах, а тот в автоматическом режиме готовит заявку поставщикам.
Далее раздел ПО заранее выбирает площадки для размещения указанного товара. В основу берется востребованность, условия хранения и оптимальные маршруты доставки к пунктам отгрузки. К примеру, если товар должен храниться при минусовой температуре, его направляют в специальные холодильники.
«Если товар запрашивается редко, то его направляют в так называемую «холодную» зону, – дополняет аналитик логистики Валерий Зоря. – Если же – чаще среднего – в «теплую». А когда в режиме ажиотажного спроса – в «горячую», то есть поближе к отгрузке».
И в самом деле, спрос на те или иные группы товаров зачастую имеет определенную логику. Например, в предпраздничные дни растет интерес к конфетам и, чем чаще их заказывают, тем ближе к пунктам обработки товаров перемещаются стеллажи со «сладким кушаньем» – в так называемую горячую зону. Как только праздники проходят, сразу же конфеты перемещаются вглубь зала в связи с падением запросов – уже в холодную зону.
Даже если нет специальной техники, и доставкой к пунктам обработки занимаются складские работники, то у них уходит намного меньше времени. В самом простом случае, когда стеллажи стационарны, контейнеры с наиболее востребованным «на завтра» товаром по указанию специальной программы перемещают автопогрузчики после окончания рабочего дня.
Также должно быть выделено место для брака – об этом тоже должен побеспокоиться smart warehouse.
«Это позволяет производить параллельно обработку товаров и по наиболее оптимальным маршрутам; наполняемость полок в результате приближается к 80-95% (в обычных дилерских складах заказы обслуживаются последовательно, а наполняемость полок с самыми востребованными товарами не превышает 50%). При этом энергоэффективность, как минимум, в два раза выше, чем в стандартных центрах», – такую оценку дает «умным» складам Валерий Зоря.
Практические вопросы
«Организовать работу по переводу обычного склада в smart warehouse под силу небольшой группе опытных специалистов, – поясняет бизнес-консультант, – в то же время практика показывает, что рубль, вложенный в «умную логистику», приносит складу 1,5 рубля дополнительной прибыли и экономить порядка 50% оборотных средств бизнесменам, которые обслуживаются в инновационном центре хранения. А это уже является опцией, повышающей конкурентную способность».
Итак, что же из всего вышеперечисленного должен извлечь бизнесмен, собирающийся зарабатывать на построении функционала «умных» складов для различных производственных и торговых компаний?
Самое главное, следует уяснить, что переход к концепции «умного» склада в каждом конкретном случае требует исследования статистики перемещения товаров на протяжении, как минимум, одного квартала. Считается, что этого времени вполне достаточно, чтобы составить общее представление об особенностях процесса у клиента.
Понадобится и специальное оборудование, в том числе, и для автоматизации учета на основе технологий штрих-кодирования, мобильные промышленные сканеры и, конечно, промышленный Wi-Fi для обмена данными между терминалом сбора данных и сотрудниками, работающими на территории комплекса.
Терминалы сбора данных, к слову, можно купить по цене примерно 42 тысяч рублей, к примеру Motorola MC2100. Беспроводной сетевой клиент, например AWK-1121, стоит порядка 25 тысяч рублей, а мощный компьютер, который и должен стать «мозгом» умного склада, имеет ценник в 100 тысяч рублей и выше.
Потребуются еще принтеры RFID-меток и штрих кодов. Это еще, по меньшей мере, 50 тысяч рублей. Что касается программного обеспечения, то его придется разрабатывать самим.
Помимо этого ПО, оптимизирующий маршруты погрузчиков или складских работников, если товар доставляется вручную, во-первых, задает время доставки, и, во-вторых, управляет путевыми указателями – чтобы быстрее найти нужную полку.
Выводы
Таким образом, «умными» складами становятся логокомплексы, в которых заказы обрабатываются по алгоритмам интеллектуального программного обеспечения и с применением специализированной робототехники, терминалов сбора данных, а также RFID-меток и штрихкодов. При этом изменение работы товарных потоков осуществляется автоматически в соответствии с приоритетами администратора склада, тогда как сейчас эта работа носит рутинный характер «традиционного кладовщика» с амбарной книгой.
Понятное дело, оценить стоимость такого проекта сложно даже приблизительно, поскольку работающие склады имеют свою специфику. Но по американским меркам, это должно быть не меньше 2-4 % выручки логоцентра за год. В таком случае, достигается прибыль в пределах 25 % от заказа.
На наш взгляд, средний бизнес по преобразованию традиционных складов в умную логистику имеет хорошие перспективы на успех, правда, разработчикам придется доказать эффективность своих проектов на деле.
Александр Ситников, специально для Equipnet.ru