Бизнес на творчестве: открытие своего лэйбла
* В расчетах используются средние данные по России
В сегодняшнем мире построить бизнес на творчестве особенно сложно. Множество игроков на рынке уже контролируют ситуацию, особенно если речь идёт о поп-культуре. Начинающему автору бывает очень сложно донести до людей своё творчество по причине того, что его никто не будет продвигать и заниматься его рекламой. Особенно это касается музыки в России, где любой новый артист – это очередной поп-исполнитель, ценность «искусства» которого стремится к нулю. Новичку ничего не остаётся, кроме как заняться своим продвижением самому. Музыканту в этом случае будет необходим лейбл.
Сразу заметим, что лейбл создаётся не одиноким исполнителем, который отчаялся донести свою музыку до масс. Лейбл регистрируется с целью заработка на создании, продаже и продвижении музыки. Таким образом, не обязательно самостоятельно выполнять все три составляющие деятельности лейбла. Ведь создаёт музыку музыкант, продаёт её дистрибьютор, а продвигает продюсер. Человек, который держит лейбл всего лишь занимается комплексно решением всех этих вопросов и ставит на продукт свою этикетку, показывая, что именно ему принадлежит право заниматься деятельностью по донесению музыки до слушателя и зарабатывать на ней деньги. Некоторые лейблы являются некоммерческими организациями (а некоторые и вовсе являются ничем иным, как просто нигде и никак не зарегистрированным объединением людей), которых кормят только энтузиазм и идея продвижения своего или чужого творчества. Лейбл – это не организация, не фирма и даже не группа людей; это бренд, имя, репутация.
Создать лейбл относительно легко, но заниматься его продвижением на порядок сложнее, зарабатывать на нём деньги удастся только в случае грамотного подхода к делу. И, что немаловажно, успех может зависеть от простого везения. Если удастся найти коллектив, который неожиданно быстро станет популярен, то получится быстро перейти в разряд успешных бизнесменов, иначе можно несколько лет ждать хоть каких-то положительных изменений. В таком деле просто огромный уровень конкуренции, и даже буквально вчера образованные группы и фактически не умеющие играть, могут выбирать из нескольких таких же непрофессиональных лейблов. Но, как и в любом бизнесе, построенном на творчестве, никогда нельзя предугадать, что будет завтра.
Так как в этой статье рассматривается именно коммерческое содержание лейбла, то стоит упомянуть про регистрацию субъекта предпринимательской деятельности. Фактически в своей дальнейшей работе придётся представляться именно лейблом, а не зарегистрированным в законном порядке лицом (если речь идёт именно о предпринимательской деятельности, а не налоговой отчётности и тому подобному ведению дел). Поэтому можно даже остаться физическим лицом, предпочтя форму индивидуального предпринимателя.
Код деятельности может быть разным, всё зависит от того, чем непосредственно будет заниматься руководство лейбла. Изначально его работа это (ОКПД 2) 90.02 Услуги по поддержке исполнительских искусств, однако если лейбл организован музыкантом для продвижения своего творчества, то больше подходит (ОКПД 2) 90.01 Услуги в области исполнительских искусств. Но сама продажа записей групп подпадает под определение (ОКПД 2) 47.91 Услуги по розничной торговле по почте или по информационно- коммуникационной сети Интернет (как понятно из определения – это пригодно только в случае интернет-торговли в случае организации так называемого нет-лейбла) или (ОКПД 2) 59.20 Услуги звукозаписи и услуги по изданию музыкальных произведений. При этом розничной продажей лейбл, конечно, не занимается, хоть соответствующая кодировка и имеется в классификаторе. По старой доброй традиции можно вписать несколько кодов, потому что неизвестно, что может случиться с распространителями, и всегда лучше рассчитывать только на себя.
С юридической точки зрения само понятие «лейбл» почти тождественно понятию «бренд», поэтому и зарегистрировать его нужно соответствующим образом. Для этого необходимо обратиться в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, так называемый Роспатент. Они потребуют уплату государственной пошлины и определённый перечень бумаг:
-
Заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения;
-
Заявляемое обозначение;
-
Перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;
-
Описание заявляемого обозначения.
Если имеется собственная незарегистрированная группа, можно, не покидая Роспатент, зарегистрировать и её. Здесь всё те же требования, что и к любой другой интеллектуальной собственности – она не должна нарушать ничьих прав, благодаря чему не будут нарушены права и только зарегистрированной. Уже на этом этапе стоит задуматься о поиске ассоциаций авторского права. Эти организации дадут возможность не только обеспечивать законность использования авторского материала, но и продвигать его. Ни одна радиостанция, не говоря уже о кафе, барах и клубах, воспроизводящих защищённую авторским правом музыку, не будет для каждой песни, которую хочет запустить в эфир, обращаться даже к лейблам звукозаписи (хотя иногда правами на музыкальные композиции обладают вообще сами музыканты – всё зависит от условий договора между лейблом и исполнителем). Владельцам радиостанции (да и всем остальным) гораздо проще купить право на воспроизведение пакетов композиций. И задача владельца лейбла – получить место в этих пакетах.
В России существует РАО – Российское авторское общество, но считается, что сотрудничество с ним бесперспективно, потому что эта организация больше занята судебными тяжбами. Если нет желания с нею связываться, то можно обратиться в другие компании. В конечно итоге в идеале должна быть зарегистрированная форма субъекта предпринимательства, лейбл как бренд и договоры с ассоциацией авторского права. На всё это придётся выделить не меньше 50 тысяч рублей, которые уйдут на решение бюрократических и организационных вопросов.
Лейбл – это не только звучное имя, которое должно быть благозвучным на любом языке мира (или хотя бы на общераспространённых). Лейбл – это ещё и логотип, причём выполненный в нескольких форматах под разные случаи. Редкий музыкант является великолепным художником, поэтому не стоит скупиться и лучше обратиться к профессиональным дизайнерам. Эти люди создадут по-настоящему красивый логотип, который будет не стыдно использовать в своей деятельности.
Стоимость работы дизайнера по разработке логотипа начинается от 30 тысяч рублей и в конечном итоге может достигнуть 100 или даже больше тысяч. Дизайнеры тоже хотят кушать, и эти цены ещё не самые высокие (все вспоминаем российского бога всея дизайна, который берёт миллионы за перечерчивание старого материала).
Также нужно учесть, что разработка своего бренда – это не дело одного дня, и какое-то время придётся потратить на ожидание и постоянное согласование. За это время лучше всего определиться с имиджем своей компании и с концепцией работы вообще. Самое главное определиться, какие жанры будет охватывать лейбл. Брать в работу поп-жанры лучше не стоит, во-первых, все популярные исполнители уже давно взяты major-лейблами, да и поп-творчество – это бизнес, отмывание денег, продвижение сопутствующих продуктов, в общем, всё, что угодно, но не искусство. Поп-музыка пишется и создаётся не исполнителем, а его продюсером, поэтому такая деятельность не подходит новичкам в таком бизнесе, насколько бы привлекательным с экономической точки зрения ни казалось продвижение поп-певца.
Итак, теперь нужно вернутся к определению лейбла. Это создание, продвижение и продажа музыки. Если предпринимателем является музыкант, который хочет самостоятельно заниматься продвижением своей музыки, то ему не обязательно создавать лейбл только для себя самого. Ведь наверняка он общается в музыкальной тусовке, в которой также много исполнителей смежного или даже такого же жанра. Но и в случае если знакомые организатора лейбла занимаются совершенно другой музыкой, они могут подписать контракты с лейблом, если их творчество не просто ценно с эстетической точки зрения, но перспективно с коммерческой. Всё-таки это бизнес, и весьма талантливый музыкант менее интересен лейблу, чем тот, творчество которого будет продаваться. Суровая правда. К чести владельцев лейблов стоит сказать, что такая ситуация наблюдается во всех остальных видах творчества, от писательства до скульптуры.
Впрочем, по понятным причинам только открывшийся лейбл не интересен даже немного известным группам, им заинтересуются только те команды, которые хотят, чтобы их продвижением хоть кто-то занимался. Поэтому любой начинающий лейбл сегодня – это инди-лейбл, который работает либо в мало популярных жанрах, либо с начинающими исполнителями. Отсюда становится понятно, что создавать музыку можно и самостоятельно, но за счёт одного исполнителя лейбл вряд ли сможет существовать или тем более иметь успех. Нужно несколько команд даже в самом начале, так будет проще раскручивать всех исполнителей.
Чтобы привлекать фанатов, нужно в самом начале создать свой собственный сайт. Без создания своего собственного «community» не удастся продвигать весь лейбл. Это должно быть большое количество людей, которые являются даже не столько фанатами какого-то конкретного исполнителя, а всего лейбла в целом. То есть для них бренд должен стать стойкой ассоциацией с любимой музыкой, и достигнуть этого можно только если постоянно общаться с людьми и привлекать всё новых фанатов. Если человек интересуется только какой-то конкретной группой, то почти наверняка он будет покупать только её записи, не обращая внимания на рекомендации и новости. Если самостоятельно не получается привлечь аудиторию на сайт, стоит нанять маркетолога, имеющего опыт привлечения людей на интернет-порталы. Ведь если на своей странице будет множество хороших исполнителей, то люди начнут медленно подтягиваться на информационный ресурс.
Однако ситуация в России такова, что слушатели гораздо чаще музыку скачивают из пиратских ресурсов, не желая платить ни копейки авторам. Поэтому стоит создать английскую версию сайта и пытаться продвинуться за рубежом. В этом может помочь сотрудничество с иностранной (имеется в виду охватывающей весь мир) ассоциацией авторского права.
Лейбл, выполняя продюсерские обязанности, также всецело занимается организацией туров и концертов в каждом городе. Конечно, это не значит, что организатор должен лично посещать каждый город и подбирать помещение, заключать договоры и обговаривать условия сотрудничества. Он для этого привлекает специальных агентов, которые решают данные вопросы. Поначалу, конечно, придётся заниматься организацией и самостоятельно, но объём работы будет небольшим, и благо, если в первое же время удастся выйти за пределы своего города. Обычно даже имея уже гордое звание лейбла приходится подолгу искать возможности предоставления своих групп.
Специфика работы зависит и от жанра (так, электронную музыку будут представлять в клубах в выходные, рок-музыку – в рок-клубах в любой день недели, блюз или джаз – в более серьёзных заведениях или просто в ресторанах). Нужно рассчитывать, что до успеха придётся преодолеть немало трудностей, и заниматься продажей звукозаписей не придётся очень долгое время.
Заниматься самостоятельно продажей звукозаписей вряд ли придётся, и для этого можно обратиться к специальным дистрибьюторам. Однако, эпоха CD-носителей уходит в прошлое, и всё чаще люди приобретают музыку через интернет. Здесь также уже имеется много цифровых дистрибьюторов, которые готовы заняться распространением за своё вознаграждение. Преимущество такого подхода в том, что такие сервисы – уже известные компании, которые имеют большой поток покупателей. Поэтому при должной договорённости можно разместить на портале рекламу своей музыки, что должно привести к повышению интереса к группам и лейблу в общем.
Но если такое сотрудничество стоит слишком больших денег, то можно заняться собственноручной продажей записей своих исполнителей. Для этого можно создать свои страницы на всех известных интернет-порталах и социальных сетях, настроить свой собственный сайт на возможность online-покупок и начать привлекать посетителей. Таким образом, начнётся работа нет-лейбла, который не предлагает музыку на физических носителях (или хотя бы не считает это направление приоритетным), а реализует её сразу через интернет. Если удастся договориться в дополнением и с крупнейшими магазинами (Ozon, Amazon, iTunes, например), то можно рассчитывать на хорошие продажи. Но для этого должна быть действительно популярная музыка на лейбле.
Основная задача лейбла – продвижение. Лейбл – это в первую очередь продюсер, во всяком случае, для музыкантов. Но в России заниматься даже цифровой дистрибуцией наверняка окажется невыгодно. Не привык русский человек платить за то, что можно невозбранно скачать из интернета. Поэтому приоритетным направлением для начинающего лейбла является деятельность по организации концертов и представлений своих групп. Уже несколько позже можно будет заняться полноценной продажей записей, как самостоятельно, так и через посредников.
Также не стоит забывать и про продажу сопутствующей продукции; майки, брелоки, кружки и прочую мелочь с логотипом уже относительно известной группы можно успешно продавать на концертах или так же через сайт. Их уже не скачаешь. При этом на самих концертах можно реализовывать немалые партии дисков с автографами.
Содержание своего лейбла – тяжёлое занятие, но в случае правильной «раскрутки» может стать делом, которое обеспечит до конца жизни.
Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса