Основные различия лотереи и промо-розыгрыша с позиции юристов
Организация лотерей и промо-акций: позиция нашего закона
Как можно эффективно провести розыгрыш призов, подарков, промо кодов или скидок и не попасть на штрафные санкции от государственных органов? Клиенты нашего рекламного агентства нередко задаются таким вопросом. Мы публикуем данную статью, разъясняющую базовые отличия между стимулирующей и денежной лотереей, а также требования российского закона для рекламы ваших промоакций.
Лотерея
Лотерея – игра, которая проводится соответственно с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда, а вторая сторона (участник) имеет право на выигрыш, при условии, что она признается выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Закон от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ контролирует организацию и проведение лотерей.
Итак, в своем принципе, это взаимодействие сторон. Одна из них проводит розыгрыш (денег или ценных предметов, оборот которых разрешен в Российской Федерации), вторая – гарантированно получает приз при выполнении необходимых условий розыгрыша. Одновременно с этим в качестве приза указывается или часть общего фонда,или призовой фонд полностью. Основное отличие коммерческих лотерей от других розыгрышей с ценными призами – выигрыш формируется с помощью денег от билетов.
В рамках коммерческой лотереи продаются «лотерейные билеты» – специальный документ, который дает право на участие в розыгрыше. При этом, данный документ юридически подтверждает согласие участника с определенными условиями. Все билеты для участников подлежат обязательной регистрации.
Законно организовать лотерею имеют право исключительно Министерство спорта и Минфин. Владельцы бизнеса не имеют права просто выпустить лотерейные билеты и устроить розыгрыш. Они могут стать «оператором» розыгрыша, однако для этого понадобится пройти обязательный конкурс у организаторов. Незаконная организация лотерей – правонарушение, при котором могут назначить штраф. Штрафы следующие:
Промо-акция
Кроме этого имеет термин — стимулирующее мероприятие. Под ним понимают конкурс, игру и т.д., когда участникам следует заказать определенный товар или услугу. Как например, промо-акции «Заправь от 30 литров и прими участие в розыгрыше» или «Купи пену для бритья и найди под наклейкой подарок». Такого рода акции относятся к рекламным, по этой причине они контролируются законом «О рекламе».
Данные мероприятия организовываются по инициативе предпринимателя, они не нуждаются в обязательной регистрации. Но нужно сообщить публике:
Каким образом отличить лотерею от рекламной акции?
Порой стимулирующие мероприятия называют «лотереями». Действительно, между ними есть общие черты:
Критерий | Коммерческая лотерея | Стимулирующая лотерея |
За счет чего формируется призовой фонд? | За счет билетов, которые реализуются участникам: проданы билеты на 500 тыс. – призовой фонд формируется из этих 500 тыс. | За счет организации, которая устроила промо-акцию. Предположим, магазин объявил о розыгрыше ценных призов среди покупателей газировки. Неважно на какую сумму продано товара, выигрыши покупаются за деньги фирмы. |
Чем подтверждается участие? | Купленным лотерейным билетом. | Чеком/купоном (и так далее), выдаваемым абсолютно бесплатно, после выполнения обязательных условий акции или приобретения товара. |
Риск для участников? | Есть. Участники могут потерять свои деньги, ничего не получая взамен. | Отсутствует. Клиенты приобретают товар, а возможность получения приза – приятный бонус. |
Таким образом, когда вы организовываете промо-акцию, по которой любой купивший товар или услугу на сумму, скажем, свыше 500 руб., получает бесплатный купон, чтобы участвовать в розыгрыше приза – это является не лотереей, а стимулирующим мероприятием.
Ответственность за нарушение условий промо-акции
Конкурсы, которые проводятся в рамках стимулирующих мероприятий считаются разновидностью рекламы. Таким образом проверку законности их проведения выполняет ФАС. Если госорган выявит нарушения, он выдает предписание об их устранении. Например, обяжет прописать необходимые сведения и т.д.
Кроме этого возбуждается административное дело по ст. 14.3 КоАП России. Наказание может быть следующее:
Промо-акции с раздачей одинаковых подарков всем участникам.
Подобного рода промо-акции — часть маркетинга при розничной торговле. Суть промо-акций — предложение покупателям сделки, которая позволит либо купить что-то по более низкой цене, либо по одной цене получить больше товара.
Существуют следующие типы промо-акций:
Для предпринимателей важно, что подобные акции не являются стимулирующими мероприятиями. На них не распространяются обязательные требования закона «О рекламе». В итоге, ФАС не предъявит претензии, если магазин, к примеру, не указал время акции «Два по стоимости одного».
Но как отличить стимулирующее мероприятие от обычной акций:
Надеемся, что данная статья дала ответы на большинство вопросов, которые связаны с особенностями рекламных лотерей. Все еще имеются неясности? Уточните у нас WISE.PROMO, и мы постараемся на них ответить.