Свой бизнес: организация велотуров в соседние регионы
* В расчетах используются средние данные по России
Вложения:
30 000 — 100 000 ₽
Выручка с 1 тура:
50 000 ₽
Чистая прибыль с 1 тура:
20 000 ₽
Срок окупаемости:
от 2 мес.
Велотуры как бизнес в чистом виде встречаются редко, становясь чаще лишь допзаработком. Но если сосредоточиться исключительно на них, можно предложить клиентам уникальный сервис и спектр программ, которых точно не будет у конкурентов.
Людьми всегда движет жажда нового и необычного. Объединив это желание вместе с тягой жителей городов к природе и таким видом трендового, здорового и экологичного вида транспорта, как велосипед, можно получить отличный способ дополнительного дохода или даже самостоятельного вида бизнеса, такого как велотуры. Именно благодаря прогулкам и путешествиям в компании на велосипеде можно убивать сразу нескольких зайцев: открывать новые места, получать новый опыт и впечатления, обрастать новыми друзьями и оздоровляться. В этой статье рассмотрим организацию велотуров с выездом в соседние регионы.
Плюсы и минусы
Обычно такой вид бизнеса как организация велотуров в чистом виде не встречается. Чаще всего это своеобразный довесок к какому-то основному бизнесу смежной тематики — велопрокату, велошерингу, веломастерской. Также велотуры часто организуются разово, либо в неком событийном формате. Например, когда какая-то сеть веломагазинов ведёт свой Youtube-канал, где тестирует разные велосипеды или рассказывает о велопутешествиях, периодически «мутит» рекламную шумиху и организует веломарафоны, велопрогулки, велотуры и так далее.
Из-за обилия организационных факторов поставить на поток велотуры довольно сложно, и не все решаются на такое дело, но все вполне возможно, если есть желание.
Преимущества:
-
Позитивное направление. Такое направление, как велотуры и велопутешествия априори вызывают у людей позитивные эмоции, а это огромный плюс, который сказывается буквально на всем. Организатор выступает как бы проводником, который дарит людям новый позитивный и интересный опыт, знакомит с природой и интересными местами, создает в их жизни некое новое событие, которое надолго отложится в памяти человека.
-
Низкая конкуренция. Даже если в вашем регионе кто-то уже организует велотуры, всегда есть возможность выделиться за счёт новых авторских маршрутов и эксклюзивной программы.
-
Не нужно помещение. Потребности в офисном помещении для организации велотуров нет, заказы принимаются онлайн. Если у вас есть собственный велопарк, то в этом случае может потребоваться небольшое сухое помещение под склад, например, пустующий гараж.
-
Не обязательны штатные сотрудники. Максимум, что понадобится — бухгалтер на аутсорсинге и помощники-инструктора, сопровождающие велосипедистов во время велотуров за сдельную плату.
-
Постоянные клиенты. Иногда достаточно 2-3 совместных велопоездки, чтобы начал формироваться пул постоянных клиентов, которые будут приводить за собой новых, запуская сарафанное радио.
-
Бизнес как стиль жизни. Такой активный вид предпринимательства может и должен стать следствием стиля жизни человека, так как в идеале он требует движения и постоянной включенности в процесс. Впрочем, этот же параметр можно одновременно назвать и минусом.
-
Небольшие вложения. При определенных условиях и наличии связей с велосообществом города, начать такой бизнес можно практически с нуля.
Недостатки:
-
Сезонность. Велотуризм — бизнес сезонный. И хотя с тем фактом, что кататься на велосипеде можно и зимой никто не спорит, а некоторые клиенты даже живо откликнутся на ваше предложение зимнего велопохода, только вот когда дойдет до дела желающих на практике, вероятнее всего, будет крайне мало. Это будет, как правило, наиболее закалённая и малочисленная часть прослойки велосипедного сообщества.
-
Обилие организационных нюансов. Помимо того, что вам придется продумывать маршрут, организовывать питание, ночлег и прочие вещи, в процессе велотуров непременно возникают неприятные и неожиданные ситуации, которые могут разбить ваши розовые очки. Это и кардинально изменившаяся вдруг погода с необходимостью переноса заезда, и непредвиденные поломки, и неожиданный ремонт трассы на пути, встречи с опасными животными и неадекватными незнакомцами, ситуации с порвавшейся вдруг обувью, упавшими в реку смартфонами участников, травмы, укусы клещей и многое другое. Все ситуации предусмотреть в велопоездках нереально, а порой они бывают фатальны и могут сорвать все мероприятие. Например, один человек прокололся и задержал всех — в итоге график движения сбился, а вся группа опоздала на поезд. Либо пропал интернет, офлайн-карты предварительно загрузить вы забыли — в итоге все заблудились. Сломалось крепление дешевой китайской горелки — остались без чая и горячего, замерзли, промокли и простыли, потому что на улице зарядил ливень и было не разжечь костер. К таким ситуациям нужно быть психологически готовым постоянно.
-
Многозадачность. Вероятно, очень многое потребуется делать самостоятельно — составлять и обкатывать программу, договариваться с партнёрами по услугам перевозки, проживания, сервисными центрами и велопрокатами — по поводу аренды или обслуживания велосипедов. А поскольку тур нужно не только разработать, но и продать, то потребуется выстроить коммуникацию с клиентами, проработать технологию приема заявок и организационные моменты по маршруту, включая жилье, посещение туристических мест, дополнительные активности и прочее.
-
Трудность масштабирования. Расширяться в велотурах довольно проблематично. Во-первых, это направление обычно не генерирует для этого достаточное количество средств. Во-вторых, как и любой бизнес в сфере услуг, этот во многом завязан на личности человека (организаторе велотуров). Себя вы при увеличении потока желающих никак не клонируете, а обеспечить приблизительно одинаково высокое качество услуг в разных филиалах в случае расширения придется. Поэтому потребуется либо автоматизировать какие-то процессы, либо искать очень толковых партнёров и инструкторов.
-
Серость работы. По многим причинам вы предпочтете работать в серую, так как чтобы работать полность в белую по российским законам порой практически нереально — об этом далее.
Концепция, услуги и ЦА
Во многом выбор концепции велотуров зависит от целевой аудитории, на которую вы планируете полагаться. Это могут быть:
-
Велотуры для новичков. Обычно в таких турах участники проезжают за день не больше 50 километров, а велосипеды и экипировка им предоставляется в аренду. Экстрима и преодоления тяжёлых подъемов в таких турах обычно не бывает.
-
Велотуры для опытных и профи. Выгода таких туров в том, что организатору не нужно закупать или арендовать байки, так как у участников имеются свои. В таких турах повышенные требования к программе и уровням ее сложности. Обычной велопрогулки за городом участникам будет явно недостаточно.
-
Корпоративные велотуры. В крупных городах можно обратить на себя внимание со стороны представителей бизнеса и предложить им велопробег в качестве корпоративного мероприятия. Хотя у большинства организаторов велотуров это лишь одна из опций рынка, но это вполне можно сделать и основной услугой, ведь финансовая отдача может быть выше. Такой забег может оздоровить отношения в отделе, скрепить коллектив и повысить лояльность сотрудников к своей компании.
В целом, велотуры пользуются спросом у активной молодежи до 35 лет и у молодых семей с детьми-подростками. Разумеется, можно полагаться сразу на все три приведенных вида туров, и предложения от клиентов всегда будут поступать разные, но все-таки желательно отдать преимущество чему-то одному и проводить их как следует. Ну и, разумеется, в рамках одного конкретного тура состав участников должен быть однородным, новичков и опытных мешать не следует.
Какие услуги можно предоставлять клиентам? Перечень здесь довольно обширный, поэтому можно подумать над тем, чтобы разбивать их на части и пакеты, начиная с простого предоставления велосипедов на прокат, товаров заканчивая турами «все включено» — с велосипедами, трансфером, ночевкой в гостинице, питанием, познавательной программой и так далее. Здесь многое зависит от ваших желаний и возможностей.
Какие услуги можно предоставлять в рамках организации велотуров:
-
Прокат велосипедов.
-
Услуги сопровождения инструкторов/тренеров, которые могут одновременно выступать и гидами-экскурсоводами. Что касается последнего, то здесь длинных и чрезмерно глубоких познаний не требуется, но минимальным набором знаний о посещаемых местах следует обладать.
-
Прокат снаряжения и экипировки: одежды, палаток, рюкзаков, спальных мешков, шлемов и прочих походных аксессуаров.
-
Собственно маршрутная программа конкретной длительности с помещением мест согласно идее тура;
-
Услуги проживания и ночлега, например, по договорённости с партнёрскими гостиницами или по предварительному бронированию отеля или кемпинга, либо своими силами с организацией палаточного лагеря.
-
Услуги велобазы — как некого перевалочного пункта, где можно посетить душ, привести себя в порядок, докупить еды и напитков на дальнейший маршрут;
-
Услуги питания по договору с местами проживаниями, заведениями общепита по маршруту, организациями, занимающимися выездным питанием.
-
Работа сервисного центра. Это свой или партнёрский центр, который поможет подготовить велосипеды к поездке или проведет ремонт и обслуживание по пути.
-
Веломагазин/спортивный магазин, который может заниматься реализацией запасных деталей и спортивного снаряжения.
-
Развлекательная программа — мероприятия у костра во время привалов, соревнования, конкурсы, квесты и многое другое.
-
Посещение дополнительных мест по желанию — сюда входят музеи, парки, национальные парки аттракционов, аквапарки, водные развлечения и многое другое, куда могут потребоваться дополнительные билеты.
-
Услуги машины сопровождения. Нередко в велотурах велосипедистов сопровождает грузовая машина, которая перевозит вещи участников, в которой можно передохнуть или в случае непредвиденных обстоятельств сняться с дистанции и доехать до ближайшего населенного пункта.
Список этот можно продолжать. Главное — всегда четко информируйте клиентов о том, что именно входит в пакет конкретного велотура, что именно включено в стоимость, а что нет.
Обычно концепция велотуров базируется на экотуризме и посещении необычных природных мест. Но придерживаться этого правила вовсе не обязательно, можно попробовать найти свои фишки. Возможно, ваши велотуры выделятся на фоне других и заиграют новыми красками, если вы совместите велопоездки с темой эзотерики или гастротуризма, с квестами или посещением заброшенных заводов, организуете маршруты по следам войны или отправитесь в поисках всеми забытых почтовых трактов. Предлагайте людям дополнительную мотивацию, чтобы воспользоваться вашими услугами.
Регистрация и юридические вопросы
Что касается ситуации с официальной регистрации бизнеса на велотурах, то здесь все почти не отличается от организации авторских туров — в этой статье мы все подробно описывали. А именно — законодательной базы четко под этот конкретный вид предпринимательской деятельности не имеется. Поэтому при желании работать, не опасаясь последствий со стороны проверяющих органов, желательно воспользоваться помощью юриста или опытного бухгалтера.
Что нужно знать. В федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской федерации», имеется определение турпродукта, попадая в рамки которого организатор велотуров, порой сам того не зная, может получить определенные обязательства, не выполняя которые, он будет нарушать закон. Согласно этому определению, турпродуктом называется комплекс услуг по перевозке и размещению, вне зависимости от того, какие дополнительные услуги еще предлагаются. А соответственно, те люди, которые реализуют такие услуги (например, если вы делаете выезд и организуете ночлег не в палатках, а в гостинице), согласно закону, должны быть внесены в реестр туроператоров, стать членами ассоциации “Турпомощь” и уплачивать соответствующие взносы, из которых выплачиваются вывоз и эвакуация туристов в чрезвычайных ситуациях. Туроператоры должны иметь лицензию. Существуют и другие правила туристического рынка, в которых необходимо финансовое обеспечение (от 500 тыс. рублей), недешевая страховка стоимостью в среднем около 200 тыс. в год и прочее.
Что делать на практике. Естественно, поскольку между работой туроператоров и блогерами из «Инстаграм», решившими подзаработать на велопрогулках на выходные, существует огромная пропасть, никто туроператором никогда не становится. Но поскольку любая деятельность, направленная в первую очередь на извлечение прибыли является предпринимательской, то она должна быть официально зарегистрирована. Например, вы можете оформить ИП, но в качестве кодов ОКВЭД не выбирать коды для туроператоров, которые требуют получения лицензий, а выбрать, например, 79.90.1 “Деятельность по предоставлению туристических информационных услуг”.
Также очень близкая тема, которая не требует лицензии — это проведение экскурсий. По российским законам, выезды до 24 часов без услуг размещения считаются экскурсионной деятельностью, а не турами. Основной код ОКВЭД в таком случае 79.90.2 “Деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг”. Также, чтобы избежать серьезных последствий, услуги могут обозначаться как прокатные (код 77.21 «Прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров»). Либо, если вы не планируете нанимать в штат сотрудников и не хотите иметь дело с налоговой отчётностью, можно получить статус самозанятого, уплачивая налог на профессиональный доход.
Договоры. Поскольку вы как физлицо организуете какие-либо услуги, это означает, что они регулируются законами. При возникновении спорных ситуаций первым делом рассматривается договор с клиентом. В договорах необходимо вместе с юристом прописать все нюансы конкретно под ваши виды услуг — скачать типовые варианты и на том успокоиться не получится. В договорах нужно обезопасить себя от возможных претензий по поводу травм, прописать ответственность за поломку предоставляемого в прокат оборудования, отметить, что клиенты прослушали инструктаж о правилах передвижения на велосипеде. В числе общих правил юристы советуют исключать из договоров любые понятия, связанные с туризмом, такие как “тур”, “туроператор”, “турпродукт”, “турист”, а также составлять договора не единым универсальным пакетом, а разбивая их по отдельности на каждый вид услуг, обозначая себя лишь в качестве посредника, прокатчика спортинвентаря и так далее.
Лицензии. Лицензии требуются для туроператоров и оказанию услуг по перевозке людей автобусами и микроавтобусами вместимостью больше 8 мест. Но, как уже говорилось выше, туроператором обычно никто не становится, а при необходимости перевозки людей, транспорт обычно арендуется у автобусного парка, у которого такая лицензия уже имеется.
Изменения в законодательстве. Обратите внимание и держите в уме изменения в российских законах, которые произойдут планово, либо внепланово. В качестве примера первых можно привести необходимость аттестации гидов, экскурсоводов и инструкторов-проводников, которая вводится в России с 1 июля 2022 года и по которой аттестацию необходимо будет проходить каждые 5 лет и получать соответствующий документ. В качестве внеплановых изменений можно считать временные запреты на групповые мероприятия и сборы с определенным количеством участников в связи с пандемией коронавируса.
Налоги. Самая низкая в нашей стране налоговая ставка — по профессиональному доходу у самозанятых. Это (без учёта вычетов) 4% при поступлении оплаты от физлиц. 6% нужно будет платить при работе с юрлицами, например, выполняя корпоративные заказы. Поскольку самозанятым для ведения дел нужно лишь приложение «Мой налог» и выход в интернет со смартфона, налог считается автоматически, а сдавать отчётность и уплачивать страховые взносы не нужно, работать по этой схеме проще всего. Если вы зарегистрируете ИП, то обычно выбирается упрощённая система налогообложения со ставкой 6% от дохода (так называемая «доходная» упрощенка). Однако в этом случае потребуется ежеквартально уплачивать налог, платить за себя страховые взносы и сдавать налоговую декларацию за год. Также можно попытаться сократить бюрократическую волокиту, выбрав патентную систему налогообложения и, например, купив на год патент по виду деятельности «Экскурсионные услуги».
Разработка маршрута
Хорошо, если вы изначально разработаете и предложите клиентам сразу несколько маршрутов разной сложности. На какие моменты главным образом обращать внимание при разработке маршрута?
-
Направление. Организовать велотур можно хоть на другой континент, но если мы говорим о внутренних турах, то лучше нацелиться на соседние регионы. Во-первых, добраться до них легко, можно использовать электрички или нанять автобус. А во-вторых, это уже, всё-таки, не свой регион, который, как правило, интереса у людей вызывает меньше. Если говорить о популярных направлениях велотуров в целом, то кроме юга страны, сегодня это Урал, Карелия и Подмосковье. Также все более туристическими во многом благодаря коронавирусу становятся Дагестан и Ингушетия.
-
Состав группы. От планируемого подбора участников будет зависеть очень многое, включая общую сложность маршрута, его расстояние, наличие или отсутствие элементов экстрима в пути.
-
Рельеф и перепад высот. Во многом определяющий фактор для обозначения сложности маршрута. Гористая местность подойдёт для опытных спортсменов и экстремалов, равнины — для новичков и непрофессионалов, не привыкших подвергать свою жизнь опасности. Хорошо и здорово, конечно, если рельеф будет не совсем монотонным и разнообразным, а холмы и пригорки будут чередоваться с ровными участками, но во всем лучше придерживаться золотой середины и постараться не переборщить. Особенно под конец дня.
-
Километраж. Учитывая разнообразие рельефа на земном шаре, фактор достаточно условный, но все равно значимый. Если новичкам не стоит давать расстояния больше 50 километров в сутки, то более закалённым велосипедистам можно ставить в программу до 100 км и даже больше.
-
Продолжительность. Можно организовать однодневные велопоездки (ПВД), велотуры на выходные, недельные велотуры и так далее. Как правило, если вы провели пробный заезд и примерно прикинули его продолжительность, не забудьте учесть ещё и дополнительное время — путь в составе группе может занять несколько дольше.
-
Дороги. Большинство клиентков тяготеют к маршрутам, проложенным через тихие природные места, парки и пешеходные зоны, поэтому в большинстве случаев строить маршруты лучше по ним. Если, конечно, речь не идёт о заезде на шоссейных велосипедах по автотрассам. Также имейте в виду, что существуют автострады, отмеченные специальными дорожными знаками, допускающими движение только автомобилей, то есть проезд велосипедистов по ним запрещен.
-
Места остановок и ночлега. Маршрут должен быть разбит на контрольные точки — это могут быть места, входящие в программу, магазины для пополнения запасов, родники и колодцы, ну и, конечно, места для обедов, завтраков, ужинов — кемпинги, гостиницы, хостелы, глэмпинги, турбазы, поляны и так далее. Нужно постараться равномерно распределить эти точки по всему маршруту, чтобы вовремя отдыхать, экономить силы и восполнять ресурсы участников тура.
-
Закольцованность/не повторяемость. Никто не любит ездить обратно тем же самым путем, поэтому возвращаться в пункт назначения (если, конечно, вы планируете возвращение на велосипедах) желательно по другой дороге.
-
Тематика. Как уже говорилось выше, свой тур можно привязать к любой тематике, от простого любования берегами озера за городом до туров по следам боевых действий с поиском окопов и противотанковых рвов, оставшихся после Великой Отечественной войны.
ПДД для велосипедистов
Правила дорожного движения существуют не только для автомобилистов и пешеходов, но и для велосипедистов. И организатор велопоездок должен быть знаком с ними от и до. Прописаны они в разделе 24 ПДД РФ. Перед велопоездкой каждому участнику следует напомнить, как правильно подавать сигналы рукой при движении по трассе, как следует двигаться в составе колонны, разъяснить, в каких случаях запрещен выезд на тротуары и проезжую часть и так далее.
Перед поездкой самому организатору нужно хорошо ознакомиться с маршрутом, чтобы оценить, в каких местах и каким образом группе предстоит двигаться, чтобы не нарушать ПДД. Помните, что существуют особые правила движения велосипедистов в колоннах. Группа может двигаться в один ряд или в два ряда, но только если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м. При этом колонна делиться на группы по 10 велосипедистов или 10 пар велосипедистов, расстояние между которыми для удобства обгона должно составлять 80-100 метров.
Никто не отменял и требований к техническому состоянию велосипеда. Он должен иметь исправно работающие тормоза, руль и звуковой сигнал, иметь световозвращатели определенных цветов спереди, сзади и с каждой боковой стороны,а также фонари или фары.
Подбор велосипедов и инвентаря
Самое главное, что нужно знать по поводу велосипедов и инвентаря для поездок — это то, что все это не обязательно приобретать. Можно брать в аренду, либо получать желаемое бесплатно или со скидками благодаря партнёрству с веломагазинами, велоклубами, спортивными сетями и сервис-центрами в обмен на рекламу и пиар.
Приведем все, что может пригодиться:
-
Собственно велосипеды. Подбираются исходя из потребностей и аудитории. Чтобы обеспечить группу полностью хватит 15-20 горных велосипедов, но на самом старте для сдачи в аренду желательно иметь хотя бы несколько.. Помните, что велосипеды нужны с разной ростовкой для людей разного роста, включая мужские, женские и детские модели и размеры. Премиальные бренды приобретать не требуется, в начале можно обойтись и б/у вариантами в хорошем состоянии. Самый главный критерий при выборе — надёжность при адекватной цене. В дальнейшем, по мере роса спроса и опыта использования разных марок велосипедов, вы сами поймёте, что вам нужно докупать дополнительно. Среди лучших марок велосипедов можно назвать такие бренды как Cube, Giant, Merida, GT, Kona, Forward, Trek, Author, Specialized, Mongoose, Scott, Silverback, Kellys, Ghost, Schwinn, Jamis, Stels.
-
Велоаптечки. Сюда входит всё основное оборудование, которое может потребоваться в пути для обслуживания велосипедов: это насос, ремнабор с клеем и латками, смазки и спреи, велокамеры и так далее.
-
Велоодежда. Вопрос одежды обычно остается на самих участниках, но можно предложить им в аренду ветровки, дождевики, обувь с хорошим протектором и прочее. Если есть партнерские связи с веломагазинами, можно со скидкой предложить участникам приобрести термобелье, велопамперсы от натирания и прочее.
-
Защитная экипировка. Сюда входят шлемы, наколенники, налокотники, перчатки, светоотражающие ленты на одежду, и это тоже можно предоставлять напрокат.
-
Походный инвентарь. Если вы собираетесь специализироваться не на подходах выходного дня, а на подходах с ночевках и многодневных турах, понадобятся палатки, спальные мешки, рюкзаки, рюкзаки-велоштаны, газовые горелки, пауэрбанки и прочее.
Передвижение до точки старта и аренда транспорта
В большинстве случаев, чтобы добраться до точки старта, вам потребуется воспользоваться ещё одним или даже двумя видами транспорта помимо велосипеда.
Вы можете пойти несколькими путями. Во-первых, предложить участникам добраться до места самостоятельно, перечислив варианты, как это можно сделать и указав точку старта. Во-вторых, собрать участников в условленном месте в городе отправления и коллективно отправиться к точке старта на междугородном транспорте. Проще всего с велосипедом будет добираться на электричке. Обычно первый и последний вагон электропоезда имеют специальные места и полки для крепления велосипедов, а летом проезд с велосипедами может быть бесплатным.
Но зачастую бывает так, что добраться до места на электричке или другим маршрутным транспортом не представляется возможным, тогда придется брать в аренду автобус или микроавтобус. Берется он на прокат у организации, которая имеет специальную лицензию на пассажирские перевозки. Расчет, скорее всего, будет производится индивидуально, в зависимости от ваших потребностей и маршрута. Оплата может взиматься как по времени (например, от 1000 руб./час), так и по километражу (например, 50 руб./км) и так далее. Некоторые компании, занимающиеся трансфером, могут устанавливать сумму минимального заказа или минимальное число часов для аренды. При выборе способа “добирания” вам нужно будет взять калькулятор и просчитать, какой способ окажется выгоднее.
Выбор места ночлега
Обычно законы велосипедной романтики подразумевают ночлег в палаточном лагере у костра, либо в местах, максимально приближенных к природе — кемпингах, турбазах и тому подобное. Естественно, если в первом случае придется позаботиться о палатках, спальниках, ковриках, репеллентах и прочем, то во втором — договориться с администрацией мест размещения и предварительно забронировать нужные номера.
Обычно чем больше участников у тура, тем на большую скидку можно рассчитывать. Но следует учесть, что многие объекты, особенно в высокий сезон, требуют предоплату за бронь в размере около 30-40%. Так что вам будет необходимо располагать запасом денежных средств для этого. Поэтому в таком случае желательно за велотуры тоже брать с клиентов предоплату.
Также в программу можно включить питание. Удобнее всего, если оно будет предоставляться на месте проживания, например, хотя бы завтраки перед выездом или ужины перед сном. Обеды же обычно удобнее организовывать в полевых условиях.
Роль лидера и психологические моменты
Далеко не каждый человек может стать организатором велотуров, ведь здесь нужно обладать рядом личностных и профессиональных качеств. Безусловно, в первую очередь, это человек увлеченный велосипедами и велотуризмом. Он должен сам уметь производить некоторые виды ремонтных работ и часто ездить в поездки в разную погоду и времена года, чтобы понимать потребности участников и знать, что посоветовать им в конкретной ситуации. Также он должен находится в хорошей физической форме, чтобы сутками держаться в седле — ведь чаще всего он-то и выступает в роли гида-проводника и автора маршрута.
Далее важной чертой в портрете являются лидерские качества. Такой человек должен уметь в буквальном и переносном смысле повести за собой остальных, иметь некий вес и авторитет в группе и талант организатора. Дополнительный плюс, если у такого человека уже есть какое-то имя — возможно, это известный блог или опыт работы экскурсоводом или тренером в смежных сферах.
Также очень пригодится такое качество, как умение налаживать связи. Оно потребуется не только для привлечения клиентов, но и для поиска стратегических партнеров, поскольку, огромную долю расходов и забот с вас может снять сотрудничество с велоклубами, веломагазинами и сервисными центрами.
В идеале организатор должен обладать навыками креативного ведущего и рассказчика, умеющего даже самую короткую поездку проводить ярко и со вкусом. Не помешает и талант психолога — ведь в группах зачастую приходится предотвращать стычки и конфликты, создавая позитивное настроение для всех. Конечно, в качестве сопровождающих можно найти и нанять помощников, только вот туры такие обычно складываются вокруг личности автора, а люди зачастую приходят на конкретного человека.
Как и где рекламировать велотуры
Приведем очевидные и не очень каналы продвижения и поиска клиентов велотуров.
-
Блогерство и соцсети. Подобные проекты обычно вырастают из блогов, когда аудитория читателей или зрителей уже сформирована и подталкивает автора контента к чему-то ещё. В принципе, не суть важно, развиваете ли вы канал на YouTube, фотоблог в «Инстаграм» или страничку «ВКонтакте», главное — это интересный регулярный контент и своя «тусовка», то есть живые заинтересованные люди, которые могут пойти за вами и запустить сарафанное радио. Увеличить эту аудиторию помогут рекламные посты, реклама в группах смежной тематики, таргетинг, бартер с другими блогерами и многое другое.
-
Партнёрство с велосообществами. Велолюбители, как правило, группируются в некие клубы, сообщества, подписаны на аккаунты веломагазинов и мастерских, участвуют в веломарафонах и так далее. Если вы являетесь или станете частью, другом и партнером такого сообщества, это может принести вам целую кучу бонусов, включая выход на аудиторию этих групп и рекламу, спонсорские условия, помощь с ремонтом и обслуживанием велосипедов либо даже их прокат.
-
Партнерство с турагентствами. Стоит попробовать обратиться с предложением сотрудничества к турагентствам, которые организуют внутренние туры по стране и в соседние регионы. Ваше предложение может значительно о скрасить ассортимент их услуг и стать взаимовыгодным.
-
Раздаточная реклама. Попробуйте пораздавать флаеры возле вузов, где концентрируется молодежь. Желающие отправиться в велотур наверняка найдутся.
-
Сувениры и напоминалки. Точно также, как сантехники и мастера по ремонту бытовой техники порой оставляют клиентам визитки или магнитики на холодильник с номерами телефонов, которые всегда остаются на виду, также можете поступать и вы. После завершения велотура, вы, можете раздать участникам сувенирные магнитики с мотивирующими красивыми видами или надписью, побуждающей отправиться в новый тур, и ссылкой на вашу группу или блог.
-
Собственный сайт. Через сайт удобно собирать заявки и красочно, но сжато презентовать свои услуги. Сегодня существует множество онлайн-конструкторов, которые позволят вам быстро создать сайт визитку — буквально за один вечер и за минимальную цену.
-
Контекстная реклама. Один из самых очевидных методов привлечения трафика — попробовать контекстную рекламу. Но качество ее отдачи сильно различается в каждом конкретном случае в зависимости от тематики и других факторов.
-
Объявления. На «Авито», «Юле» и подобных сайтах можно размещать объявления о своих услугах и услугах проката велосипедов и туристического инвентаря.
Также помните, что туры длиной неделю и больше нужно начинать рекламировать за несколько месяцев, а туры на 2-3 дня- хотя бы за месяц-полтора.
Финансовые расчеты
Вложения. Если предположить, что у автора велотура уже имеется собственный блог на тематику велопутешествий, наработки программ и собственный велосипед и походный инвентарь хотя бы для себя, то стартовать можно практически с нуля. Совершенно необязательно на первые выезды сразу же закупаться велосипедами, палатками и рюкзаками. Пока вы находитесь только на пробном этапе, и задача скорее состоит в том, чтобы провести первые туры, а не заработать на них, можно вполне обойтись точечной арендой того, чего не хватает вашим первым участникам. Аренда одного взрослого горного велосипеда и защиты будет стоит около 1000 рублей в сутки, аренда палатки — 300 рублей, спальника и коврика — по 100 руб. Если даже если у группы из десяти человек всего этого не будет, 1500 рублей в сутки за аренду инвентаря можно включить в стоимость тура, при этом что-то заработав. То есть, при двухдневном велотуре с ночевкой при самом затратном раскладе на аренду велосипедов и инвентаря у вас уйдет 30 тысяч рублей. Если не заниматься в первые туры организацией питания, ночлега в гостиницах, поиском трансфера, то это и будут ваши стартовые вложения.
Выручка и прибыль. Соответственно, установив стоимость такого двухдневного тура в размере, например, 5 тысяч рублей с человека, с группы в 10 человек вы заработаете 20 тысяч рублей. А проведя четыре подобных заезда в месяц (то есть каждые выходные), вы получите доналоговую прибыль в размере 80 тысяч рублей.
В последствии с вырученных средств можно постепенно докупать велосипеды и инвентарь, и сдавать в аренду уже свое имущество.
Конечно, на практике средств может потребоваться гораздо больше, например, на раскрутку в соцсетях, запуск сайта, затраты на обкатку программы и оргвопросы. Но даже с учетом всего этого начать проводить можно с суммой до 100 тыс. рублей и окупить их в течение 2-3 месяцев.
Смежные сферы и увеличение прибыли
Есть желаемое слово «велотур», а на деле может получиться каламбурное — «велотут». Возможно, после пары-тройки групповых заездов вы поймёте, что в вас как-то поугас энтузиазм, и проще сдавать велики в прокат «тут», то есть оставаться в городе. Тогда вы можете либо сократить частоту выездов и переориентироваться на более простое дело, такое как прокат велосипедов и аренда туристической экипировки.
Поскольку велотуры — дело сезонное, то предстоит решить, как зарабатывать в холодное время года. Если есть талант вещать на публику или находить интересных личностей, как вариант, можно проводить тематические встречи, посвященные велотематике. Например, можно рассказывать о принципах ухода за велосипедом, проводить лекции про благоустройству города и созданию современной велоинфраструктуры, либо просто делиться опытом о собственных поездках.
Также можно подумать и нестандартным образом. Например, велосипеды могут служить рекламной площадью или рекламным инструментом. Например, можно предложить городским рекламодателям размещать рекламу на рамах или сиденьях велосипеда, надев на них специальные чехлы. А если вы развиваете велопрокат и имеете в наличии какие-то не совсем обычные велосипеды, например, тандемы, их можно сдавать на промоакции, либо самим предлагать услуги велопромоутеров.