Тренд: новый функционал зданий церкви (9 примеров)
Превращение церквей в кафе, магазины, жилье и коворкинги в Европе и США — явление, которое встречается довольно часто. Однако означает ли оно безусловное варварство и грехопадение? Отнюдь.
В 20-е годы прошлого века в СССР церкви стали использовать как овощехранилища – в них хранили картошку. Тем не менее, «превращение здания церкви во что-то ещё» – это не всегда намеренная и злокозненная политика оскорбления чувств верующих. Напротив, иногда это единственный культурный способ сохранить прекрасное здание (у которого больше почему-то не получается быть местом для собрания прихожан) и подарить ему новую жизнь.
Каждый случай трансформации здания церкви в дом с каким-то иным предназначением – это всегда отдельная история, которая является частью истории города, села, в которых это произошло.
Напомним, что вандалам свойственно, уж скорее, взрывать и уничтожать «мешающие» им церкви, да и строить затем на их месте что-то своё. Так что к вандализму акт внутреннего переустройства церкви отношения почти никогда не имеет (если исключить примеры о советскими овощехранилищами). Давайте посмотрим – что, где и когда происходит со зданиями каких церквей по всему миру.
Коворкинг вместо методистской молельни
Replica House Studios от двух архитекторов Tom Surman и Percy Weston – так называется целый проект по типовому преобразованию бывших методистских молелен на территории Англии в коворкинг-пространства. В них сохраняется самая красивая и узнаваемая часть церкви – витражное остекление.
Обратите внимание на то, что протестантский вид здания церкви больше и естественнее всего тяготеет к такого рода преобразованию места духовного в место – светское.
Протестантские храмы никогда не были похожи на храмы византийского типа (православные базилики) и католические соборы. Всегда это были скромные домики подчёркнуто светского вида и типа. К этому призывал Лютер, просивший отменить «ненужные» обряды и дорогую пышность, оставив разум и самую суть христианства – взаимопомощь, взаимовыручку, взаимосотрудничество – дух апостольской церкви первых веков «катакомбного» христианства.
Минимум аксессуаров внутри и снаружи, никакого тебе алтаря и прочих сакральных пространств, а сам пастор похож на учителя математики и рассуждает он – с кафедры, как преподаватель, кадилом не размахивая, ладан не куря и ни во что не облачаясь…
В России и СНГ подобный вид имели лютеранские (немецкие) молельни и дома собрания различного рода «сект» – городские особняки, в которых полутайно собирались старообрядцы или пятидесятники, или баптисты… Их собрания изначально хотели выглядеть и выглядели как обычные дома, куда приходят верные и старые друзья, чтобы делать вместе что-то хорошее.Поэтому все протестантские (и сектантские) молельни так легко и естественно преобразовывать сегодня в коворкинг-студии, когда в этом назревает необходимость. Люди сегодня так много не молятся, как раньше, но быть хорошими и делать вместе добрые дела потребность у них не отпала.
Можно сказать, что это плохо – сокращение у населения потребности молиться, а можно сказать, что это и хорошо. Ведь раньше очень многие люди молились напоказ, – из-под палки или по привычке – будучи христианами только по воскресеньям. В рабочие же дни они мучили своих подчинённых и свои семьи почище царя Ирода.
Сокращение такого балласта из «непонятно во что верующих» или «лицемерных лжецов» (что ещё хуже) любой Церкви только на пользу. Вряд ли проект Replica House Studios, обновляющий дешёвенькие и типовые методистские избы-читальни, действует на территории католической Северной Ирландии или Шотландии — в общем, жить два мира друг другу не мешают…
Жильё в церкви
Pape Loft – «Папский Лофт» – так называется проект в Торонто, который затеяли три архитектора из студии StudioAC – Andrew Hill, Jennifer Kudlats и Reza Nik. Канадское дизайнерское бюро преобразовало таким образом всего одну-единственную церковь в Торонто и повторять свой шедевр дважды вряд ли собирается.
Во-первых, – это очень дорогая игрушка, работа штучная. Во-вторых, преобразован в дорогое жильё бывший католический храм, так что вряд ли Ватикан одобрит продолжение эксперимента.
А вот с одним-единственным случаем ради исключения согласиться всегда можно, ведь неслучайно же церковь в Торонто отчего-то перестала выполнять свои функции как церковь. И претензии тут не к архитекторам. Они-то попытались хоть что-то сделать, чтобы сохранить эту красоту и научить вновь дарить радость и покой людям. В новой квартире-люкс остались – высокие церковные своды и огромное количество окон: от пола до потолка.
Кафе в самой старинной церкви Амстердама
Знаменитая Ауде Керк (Oude Kerk — Старая церковь) – это действительно самая старинная церковь и вообще самое старинное здание готической архитектуры в городе Амстердаме. Надо же так было случиться, что церковь эта стоит как раз в знаменитом районе «Красных фонарей»…
Тем не менее, церкви такое соседство никогда не мешало в прошлом – и не мешает теперь. Церковь ведь привыкла общаться с грешниками – с мытарями и с блудницами, а вот фарисеи, которые поджимают губки, ей были всегда больше всего противны.
Не беспокойтесь: всю церковь не превратили в кафе – только небольшую часть её огромного хозяйства и подворья отвели под столики с закуской и ароматным кофе. Церковь Ауде Керк – огромный старинный музей с богатой историей, памятник культуры международного значения. Здесь похоронены великие деятели, здесь находятся ценнейшие фрески, здесь играли свои мессы самые великие композиторы. А теперь здесь располагается и кофейня под названием Koffieschenkerij.
Церковь марихуаны
В городе Денвере, в парке Вашингтона, стояла старая лютеранская церковь, которой было сто лет. И ожидала бы её судьба заброшенных церквей Испании и Марокко, если бы не инициатива группы нескольких творческих личностей.
Испанский художник по имени Окудо Сан Мигель заново расписывал брошенные церкви у себя на родине. Его и выписали из Испании для преобразования денверского храма.
Заказчик проекта – чудак и эксцентрик по имени Стив Берк. Этот человек всё ещё живёт в эпохе хиппи, и именно он создал не очень давно Церковь Марихуаны. В этом месте собираются теперь любители Ошо и психоделического рока, уверенные в том, что мода на клёши и длинные волосы никогда не пройдёт.
Марихуану здесь употребляют в духовных целях. Как видно из примера, у каждого любителя старины и вышедших из моды идей – может быть в мире свой уголок.
Выставка моды в здании церкви
Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке организовал временную выставку модного платья от кутюр в здании католической церкви.
Платья коллекции не простые – они тематически связаны с визуальной культурой католицизма. Ведь моду вдохновляет и религия в том числе. Задача художников и организаторов выставки показать, как религия может повлиять на ваше вдохновение. Художники считают, что – позитивно.
Ну а представители Ватикана не стали обижаться и разрешили вербовать будущих верующих даже таким странным способом.
Отель в здании церкви
На Род-Айленде, в Провиденсе, США, есть The Dean Hotel — отель, также выстроенный в бывшем здании церкви. Церковь (что видно из её архитектуры) является типичным образцом протестантской церковной архитектуры. То есть, она похожа на обычный дом.
Трансформация таких церквей проходит максимально безболезненно. Раньше здесь была так называемая миссионерская церковь – евангелическая анабаптистская версия протестантизма. Ну а ещё раньше здесь располагался … дом терпимости.
Вот видите, сначала анабаптисты выкупили дом у содержателей борделя и привели дом в чувство. А уж затем они уступили место отельерам – «и в гостинице «Советской» поселился мирный грек».
Так что скажите спасибо протестантам за то, что домик побывал какое-то время в их руках – а не то ночевать бы вам на койках, пропахших потом грешниц и их страстных клиентов.
Часовня, покрытая граффити
В Арканзасе есть часовня под названием – Okuda San Miguel. Её полностью расписали граффитти – и теперь этот объект городской архитектуры привлекает внимание не только верующих, но и любителей стрит-арта.
Задача – добиться взаимопонимания между двумя группами, не ссоря их, а миря. Ну и к тому же, церковь, расписанную настоящим граффиттистом – любители не изуродуют.
Скейтпарк в здании церкви
А вот пример того как известный нам уже художник Окуда Сан Мигель спасает свои заброшенные испанские церкви, даруя им вторую жизнь. Kaos Temple skate park появился в церкви под названием Kaos Temple. Это ещё один пример того, как можно ненавязчиво напоминать молодому поколению о том, что когда-то мир был немного другим – в нём были красивые ренессансные постройки, внутри которых царила особенная атмосфера.
И если кто-то когда-то эту «особенную атмосферу» оттуда изгнал, то вина в этом отнюдь не современных дизайнеров. Напомним, что основной поддержкой режима франкистов была армия, Церковь и наследственная аристократия Испании, а за непочтительные отзывы о церкви убивали людей – стоит ли тогда удивляться тому, что испанцы, освободившись от фашистской диктатуры Франко, перестали так сильно любить Церковь.
Должно пройти много времени, чтобы Церковь Испании очистилась от её прямой связи с режимом Франко…
Как известно, режим Франко пал только вместе с его смертью – в 1975 году. Франко был ещё тем «Пиночетом» и «Чаушеску» в одном флаконе. Если вы хотите, чтобы люди любили церковь и ходили в неё – пускай ваши религиозные деятели не поддерживают так открыто политику подобных плохих дядь, проповедуя их мыслишки вместо идей Христа… Тогда и скейтпарков в церквях не будет.
Бутик в церкви
В Австралии есть модный бренд под названием Parlour X. Недавно он арендовал для себя здание бывшей церкви – St.John’s Church. Надо сказать, что церковь эта (как здание) является частью национального наследия, проще говоря – культурным памятником и охраняется государством.
Так что модный дом Parlour X ведёт себя внутри церкви аккуратно, ничего в ней не меняя и не перестраивая. Разве что витрину добавил, впрочем, витрину эту легко и убрать в случае необходимости.
***
Можно ли говорить, что «торговцы заняли Храм» и расстраиваться, а то и злиться по этому поводу? Нет. Из примеров мы видим, что все, кто меняет каким-то образом бывшие церковные постройки – делают это во-первых, со вкусом и осторожностью, а во-вторых, с подразумеваемой пользой для людей, для культуры региона и даже в каком-то смысле с пользой для веры.
В ряд этих примеров никак не вписывается ни наше взрывание церквей, представлявших собою памятники старины, ни бездарное и оскорбительное превращение их в грязные заплесневелые овощехранилища. Как видите таких примеров на Западе нами не обнаружено.
Так может быть, чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?