Бизнес-идея: уличный вендинг
Исторически случилось, что уличный вендинг вначале появился в Америке и в Европе, а потом пришел в Россию. «У нас долгие годы развивался городской ларечный бизнес, – говорит независимый эксперт по предпринимательству Армен Кочарян. – Дешевле было содержать точки розничной торговли, чем устанавливать вендинговые аппараты. Прежде всего, потому, что оборот был серый, со слабым налоговым учетом. Теперь все изменилось. Я уверен, что в ближайшие годы мы увидим рост популярности этих услуг».
И в самом деле, статистика утверждает, что вендинг на западе очень популярен и выгоден. У нас же, напротив, этот бизнес находится в зачаточном состоянии. Например, в Японии, со стомиллионным населением, зарегистрировано пять миллионов аппаратов, а в России на 144 миллиона человек приходится 120 тысяч аппаратов автоматической торговли. То есть в 70 раз меньше при прочих равных условиях. О том, как начать вендинговый бизнес, мы и расскажем. Игорь Окс из компании «Рувендор» также считает, что «российский рынок торговых автоматов отстает от мирового на несколько порядков».
1. Навстречу прохожим
2. Вендинг и фаст-фуд
3. Плюсы и минусы
Навстречу прохожим
Сергей Мишин из Ростова-на-Дону задается вопросом: «Хочу войти в этот бизнес. Кто в теме, поделитесь опытом. Где плюсы, а где минусы?». Его одолевают сомнения, выгодно ли это предпринимательство, если все «рыбные» места уже заняты. Игорь Малюгин, эксперт по стартапам, убежден, что предпринимательство может окупиться и приносить стабильный доход, если иметь в деле как минимум четыре аппарата вендинга.
«В то же время, опыт показывает, что новички начинают с одной точки, – говорит эксперт. – И это логично: так люди хотят оценить перспективы. С другой стороны, мало кто делит вендинг в закрытых помещениях и уличный вендинг». Между тем, главную нагрузку на вендинговые аппараты, установленные в торговых центрах, несут арендные платы. Безусловно, на тротуарах ставки несоизмеримо меньше при такой же, если не большей, плотности людей.
Бывает и так, как рассказывает форумчанин Mad Max:
«Столкнулся на днях с непонятной ситуацией. В двух словах: несколько арендодателей практически единовременно заявили о том, что разрывают договор и предлагают мне как можно быстрее убрать кофейники. Операторы, обслуживающие автоматы, передали мне их пожелания».
На улице таких проблем почти не бывает.
Именно поэтому на форумах остро обсуждается техническая сторона именно уличного вендинга. «Подскажите, пожалуйста, какой аппарат для зернового кофе можно установить на улице, ищу замену Venson, но не нахожу достойной кандидатуры» – спрашивает форумчанин Nemo Шамиль. Люди ищут аппараты с противовандальным исполнением и надежной электроникой, плюс к этому с термозащитой. В частности, пользователь vfcnr рекомендует Azkoyen Venetto: мол, корпус его, как сейф, да и шланги в мороз не промерзают. На вторичном рынке такой аппарат можно купить за 65 тысяч рублей.
Вендинг и фаст-фуд
На Западе, в частности в Голландии, начинает набирать оборот уличный вендинг по продаже картошки фри. «Недалеко от Амстердамского ботанического сада видела на улице аппарат, торгующий фаст-фудом. За 45 секунд выдается 450-граммовая порция картошки фри, – рассказывает Аня Смирнова. – Стоит коробочка в два раза дешевле, чем в «Макдональдсе». Я отметила постоянный спрос».
Еще одним интересным вариантом уличного вендинга являются автоматы по реализации горячей еды. «Если рядом с ним поставить автоматический кофемат, то получится вендинг-кафе (не путать с кофе), – говорит Армен Кочарян. – Спросом будут пользоваться и пиццематы по продаже пиццы, а также автоматы по продаже горячих гамбургеров, пирожков и сэндвичей. В целом, это направление в настоящее время является в Европе наиболее интересным с точки зрения автоматической торговли».
Для того чтобы уличный вендинг работал круглогодично, используют специализированные термобоксы. Они имеют защиту от вандалов, а также обеспечивают необходимый температурный режим. К примеру, бокс для размещения стандартного снекового автомата, например, Unicum FoodBox, обеспечивает безотказную работу при температуре от -30 до +40 градусов. Стоит такая «одежда» для обычного вендинга порядка 60-70 тысяч рублей.
Плюсы и минусы
«Честно, я намучился с арендодателями. То оператор пришел не вовремя, то в праздник закрыл помещение, где стоит автомат… вообще головная боль, – говорит Алексей Матросов, владелец сети вендинговых автоматов. – На улице словно свежий воздух вдохнул. И еще… в мороз люди подсознательно чаще заказывают кофе, чем в теплом помещении, то же самое с прохладительными напитками летом. Плюс к этому праздничные гулянья. Судя по доходам, уличный вендинг будет популярен среди предпринимателей».
«Вандалы – это бич уличного вендинга, – жалуется Сергей Соловьев из Питера. – Специально установил видеонаблюдение. И что вижу… пинают ногами, бьют кулаками, пачкают жвачкой. На мой взгляд, никакой корпус не поможет, если захотят разгромить точку. Просто обольют бензином и сожгут. Так что риски повышаются на порядок. С другой стороны, доход выше. Серьезной аренды нет, а муниципалитету копейки отдаю».
Александр Ситников, специально для Equipnet.ru