Свой бизнес: клуб дельтапланеризма | БИЗНЕС ИДЕИ

Свой бизнес: клуб дельтапланеризма

Свой бизнес: клуб дельтапланеризма

* В расчетах используются средние данные по России

Среди относительно большого количества людей распространено увлечение сверхлёгкой авиацией (СЛА). К ней относится и управление дельтапланом. Этот летательный аппарат считается достаточно сложным в освоении, поэтому гораздо больше людей занимаются парапланеризмом, однако это не мешает клубам дельтапланеристов развиваться и привлекать новых членов. В связи с этим можно основать свой бизнес, который и будет предлагать возможность обучения полётам на дельтаплане. 

Нужно отметить, что существенно отличаются по формату работы между собой, хоть и предлагают по сути одни и те же услуги, коммерческий и некоммерческий клубы. В первом случае при грамотной организации действительно можно создать успешный и высокодоходный бизнес, во втором же случае зачастую удаётся остаться на уровне любительского объединения. Хотя исключения бывают везде.

Сегодня даже в больших городах не всегда можно найти клуб дельтапланеристов – увлечение весьма специфическое, сложное и требующее немалых вложений. Однако свои поклонники есть везде, и хотя бы небольшой, полупрофессиональный клуб открыть можно. Однако для начала очень неплохо провести исследование рынка, чтобы знать, есть ли возможность привлечь достаточное количество членов для получения прибыли. Хотя бы в перспективе. Вообще развитие клуба явно будет достаточно долгим, сразу выйти на большой доход почти наверняка не получится, это не такой вид бизнеса. Что касается конкурентов, то работа даже одного клуба может существенно повлиять на работу только открывшегося. Во многих случаях всего только один клуб в состоянии удовлетворить спрос всех потребителей в городе, однако нужно обратить внимание на перечень услуг, которые он предоставляет. Часто это просто объединение любителей дельтапланов, причём обучение на базе таких клубов может и не предлагаться, максимум – новичка будут обучать только по собственной инициативе более опытные члены. Да, это почти всегда бесплатно, но никаких гарантий того, что кто-то займётся обучением и возьмёт на себя такую ответственность. Да и далеко не всегда «более опытный» значит «профессионал и педагог». 

Человек, который действительно хочет научиться полётам на дельтаплане заинтересован, всё же, именно в полноценном обучении с инструкторами и страховкой, а не в приятельских рассказах, как можно и нужно что-то делать. Здесь предприниматель имеет возможность предложить своим клиентам именно профессиональные курсы по обучению, и даже можно работать не в формате именно клуба, а простой школы. Да, научившись, ученик почти наверняка уйдёт в клуб и будет оттачивать мастерство уже там или же вовсе будет делать это в одиночку. Есть ещё мнение, что учиться полётам на дельтаплане вообще лучше с самого начала самостоятельно, и даже если это действительно так, то много ли людей рискнёт оседлать странную машину и спикировать вниз с горы без надзора со стороны опытного человека?..

Для начала работы нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. В целом лучше подходит регистрация юридического лица, тут больше всего подходит общество с ограниченной ответственностью. Ему доступна упрощённая система налогообложения, которая предполагает перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Однако стоит упомянуть и регистрацию некоммерческой организации. В этом случае основной деятельностью не может быть получение прибыли, клубы на базе НКО открывают обычно сами дельтапланеристы, которые хотят развивать это направление спорта в своём регионе и ищут единомышленников. Кому-то действительно проще работать в таком формате, к НКО вообще претензий на порядок меньше, потому что она не платит налогов. Если же открывается коммерческая организация, то её деятельность подпадает под определение (ОКПД 2) 93.12 Услуги, оказываемые спортивными клубами. Нужно отметить, что в некоторых случаях в зависимости от выбранного формата работы и обучения может потребоваться получение лицензии, для уточнения этого вопроса (нужна ли лицензия в каждом конкретном случае) лучше обратиться в местный департамент образования.

Следующий этап – поиск помещения под свою организацию. Сразу нужно сказать, что в большей степени (гораздо большей степени) ученики будут обучаться и проводить время вообще за пределами офиса, поэтому представительство не обязательно должно занимать целое здание и даже большое помещение. Желательно найти место в центральных районах города, так будет проще клиентам посещать места занятий (скорее, только сборов) и решать организационные вопросы. Таким образом, нужен офис, возможно, будет достаточно офиса в бизнес-центре или просто на территории другого спортивного клуба или комплекса. В этом моменте можно наладить сотрудничество с другими компаниями для экономии средств на аренду. Стоимость аренды офиса сильно отличается в зависимости от большого количества факторов, к которым в первую очередь относятся город работы и непосредственно расположение в нём. В общем и целом небольшой офис можно снять за 20 тысяч рублей в месяц, только нужно понимать, что эта цифра весьма и весьма условна. Также стоит искать помещение с уже проделанным ремонтом, иначе придётся выделить немало средств именно на внутреннее обустройство. Учитывая, что в офисе работает несколько человек, занимающихся административными вопросами, не придётся искать больших сумм на закупку мебели и офисной техники. 

Но если с представительством всё относительно просто, то некоторые сложности могут возникнуть с поиском дополнительного помещения, которое желательно чтобы располагалось неподалёку от мест тренировок. Это связано с тем, что для проведения занятий требуется габаритное оборудование, к которому относятся не только сами дельтапланы и экипировка, но в некоторых случаях и лебёдки, с которых запускают новичков (как бы ужасно это ни звучало). Для этого потребуется достаточно большой склад, который можно арендовать на окраине города; в иных случаях, когда членами клуба являются люди с уже своим оборудованием и дельтапланами, этого не требуется. Иногда таких будет большинство. Однако если открывается не просто клуб для любителей, а именно полноценная школа, то необходимо позаботиться о наличии в собственности машин, на которых будет проходить обучение. Стоимость склада может быть очень разной (в этом случае склад высокого класса не потребуется), основное определение цены проходит по метражу и полезной площади, поэтому склад подбирается в первую очередь в зависимости от количества дельтапланов.

Таким образом, необходимо позаботиться о закупке определённого количества учебных дельтапланов. В настоящее время производители и предлагают учебные модели, которые и рассчитаны на новичков, причём такие летательные аппараты не подходят более матёрым спортсменам, поэтому покупать их смысла для частного лица нет. Школе же такая машина подходит идеально. Главный совет – не приобретать бывшие в употреблении дельтапланы, агрегаты и так будут со стабильной периодичностью выходить из строя, и уже ранее использованные дельтапланы не будут обладать нужными характеристиками и придут в негодность достаточно быстро. 

Далее нужно определиться с производителем дельтапланов, обычно это иностранные изготовители, потому что качественные аппараты поставляются из-за границы. Впрочем, популярностью пользуются дельтапланы украинского производства – фирма Æros. Они дешевле и относительно качественные. Правда, и в этом случае диапазон цен достаточно широк, потому есть возможность выбрать и относительно недорогую продукцию и сэкономить таким образом. 

Цена определяется также и оснащённостью агрегата. В общем, классы дельтапланов бывают разные, и ориентироваться тут нужно на своих клиентов. Самые дешёвые машины стоят порядка 150 тысяч рублей, лучше приобрести агрегат чуть более дорогой и качественный (порядка 250 тысяч рублей), самые дорогие дельтапланы стоят больше 700 тысяч рублей, некоторые – на порядок дороже, но такие машины точно школе не нужны. Далее можно закупить дополнительное оборудование (типа навигаторов, раций и тому подобного), тросы, страховки и прочую амуницию, всё те же устройства для запуска, но это выйдет в сумму вряд ли превышающую 10% от стоимости дельтапланов. Также для работы желательно купить соответствующий транспорт для перевозки всего оборудования, тут нужно рассчитывать на серьёзные суммы (вплоть до миллиона рублей, а иногда даже ещё больше).

Следующий этап – подбор персонала. Для работы клуба потребуется немало штатных работников, но вот все бизнес-процессы, не относящиеся к получению прибыли организацией, лучше передать на аутсорсинг. В первую очередь нужно найти профессиональных тренеров, которые могут и умеют обучать новичков столь сложному делу. На самом деле это не так сложно, как кажется на первый взгляд, но всё-таки между нормальным квалифицированным тренером и просто опытным дельтапланеристом есть существенная разница. Некоторые клубы и предлагают услуги таких вот опытных «специалистов», однако они не слишком заинтересованы в качественном предоставлении обучения. Не говоря уже о том, что они не всегда могут привить любовь к полётам и даже наоборот отпугнуть неофита. Найти таких тренеров может быть достаточно сложно даже в относительно крупном городе. Поэтому придётся, возможно, искать специалистов даже в других городах или привлекать их из других клубов. При этом предприниматель, если увлекается дельтапланеризмом, может взять на себя обязанность по обучению новичков. Также для работы нанимается врач, который сможет оказать необходимую первую помощь в случае каких-либо травм и падений, спорт этот всё-таки достаточно травмоопасный, вряд ли такой специалист спасёт положение, если случится что-то серьёзное, но присутствовать на учениях он должен. На учения выезжает сразу несколько человек, поэтому нужно позаботиться о том, чтобы была возможность перевезти всю группу, хотя иногда условием клуба является самостоятельное прибытие в место учений. Также нужно найти людей на администраторские должности, но с этим проблем возникнуть не должно.

Учения и полёты проходят обычно в заранее выбранном месте. Таким образом, фактически не в каждом городе (вернее, на его периферии) можно найти место для совершения полётов. Предварительно нужно выехать за город, чтобы найти гористую или холмистую местность. Процесс полёта на дельтаплане отличается особой сложностью, так, к примеру, дольше всего можно парить на нём, если есть восходящие воздушные потоки (а раз они восходящие – значит, тёплые), и не в каждой местности климат имеет такие особенности. Также при распределении времени занятий нужно учитывать, что лучшее время для полётов – утро (ещё и вечер, но новичкам трудно летать в темноте), поэтому не каждый человек сможет уделять своему хобби время. За городом находится большое пространство, безлюдное и тихое, и именно там можно начинать свою работу. В большинстве случаев занятия как раз проходят в выходные дни, однако всё зависит от того, какие люди придут заниматься. Если получится, можно назначить занятия на утро. 

Другой особенностью данного бизнеса является организация поездок в места, где можно свободно заниматься дельтапланеризмом, то есть где местность идеально подходит для этого. Таким образом спортивное увлечение совмещается с туризмом. Самостоятельно начинать туристическую деятельность не целесообразно, это достаточно сложный процесс, причём со стороны законодательства имеются серьёзные условия для открытия туристического агентства или регистрации туроператора. Поэтому можно назначать организованные поездки, которые не требуют специальной регистрации и туризмом де-юре не являются. Однако иногда такие поездки выходят за пределы страны, и хоть такая возможность есть только у самых продвинутых клубов, ведь нужно везти с собой немало оборудования или арендовать его уже на месте, в этом случае зачастую приходится сотрудничать с турагентствами. Они заодно могут найти подходящие места, правильно организовать не только переезд, но и комфортные условия размещения и проживания и взять на себя прочие организационные вопросы. Конечно, цена такой поездки весьма высока, и не каждый клуб работает с клиентами, способными на такие траты. Однако, как вариант развития своего бизнеса такую возможность можно рассматривать.

Далее нужно позаботиться о своей рекламной кампании, всё-таки население должно узнать о возможности учиться полётам на дельтаплане. Достаточно большой процент будущих клиентов поначалу даже не задумывается о том, что есть возможность летать на дельтаплане, желание воспользоваться возможностью появляется уже после, когда человек видит процесс полёта со стороны. Наиболее простые методы привлечения клиентов – размещение сведений о себе в местных средствах массовой информации, на тематических порталах, возможно, есть смысл создать собственный сайт. 

Однако стоит отметить и такой способ, как проведение специальных шоу. Для этого опытные дельтапланеристы показывают мастерство перед достаточно большой публикой. На проведение одного шоу уйдёт немало времени, денег и сил, потому что нужно донести до населения информацию о его проведении, то есть заняться рекламой непосредственно мероприятия, арендовать площадку, организовать сбор и безопасности и тому подобное. При этом вход, конечно же, будет бесплатным, но именно это и привлекает большое количество людей, которые просто не знают, чем заняться в свободное время. Среди толпы обязательно найдётся несколько человек, которые всерьёз заинтересуются вступлением в клуб. Но нужно учитывать, что перед проведением шоу нужно провести маркетинговое исследование, потому что иногда такие мероприятия могут действительно быть очень эффективны, а иногда выливаются в бессмысленную трату денежных средств.

На шоу показываются именно красивые приёмы, однако среди простых дельтапланеристов показательные виражи не так популярны, обычно люди учатся только парить и летают лишь ради самого ощущения полёта. Некоторым потребителям действительно захочется обучиться виражам, но подавляющее большинство ограничивается простыми вылетами. Обучение в дельтапланерном клубе не является слишком дорогим, обычно оплачивается вступительный взнос – он может быть разным в зависимости от политики клуба. Если взнос большой (порядка 10-15 тысяч рублей), то клиент ждёт хотя бы существенной скидки на аренду оборудование и хотя бы частичное обслуживание. К вступительному взносу добавляется и ежемесячная плата, которая составляет от 300 до 700 рублей. Индивидуальное занятие с тренером может стоить и относительно мало, и очень дорого, всё зависит от уровня клуба и самих требований инструктора. Также есть и дополнительные услуги, например, хранение оборудование, потому что не каждый человек, даже купив дельтаплан, имеет возможность хранить его у себя. 

При достаточно большом количестве человек в клубе можно рассчитывать на хорошую рентабельность такого бизнеса, и растёт она с каждым новым членом. Провести точные подсчёты достаточно сложно, потому что в каждом конкретном случае имеются свои особенности ведения бизнеса (НКО и вовсе работают иногда «за спасибо» или за идею). Однако, как и везде, при грамотной организации открытие своего дельтапланерного клуба может стать хорошим источником прибыли.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса